Как правильно дышать? Мистика дыхания йогов

правильно, дышать, Мистика, дыхания, йогов

Так уж заведено природой, что существование человека зависит от постоянного поступления пищи, воды и воздуха, которые необходимы для правильного обмена веществ. Разумеется, издревле люди пытались регулировать и должным образом организовывать эти простейшие процессы взаимодействия с внешней средой. Однако, именно дыханию уделяли особое внимание практически все древние оздоровительные, развивающие и мистические школы. Мудрецы и философы, религиозные аскеты и создатели метафизических практик, целители древности и античные зачинатели основ современной медицины всегда искали в дыхании ключи к овладению потаенными механизмами совершенного здоровья, запредельного долголетия и мистического совершенства.
Великая индусская наука мистического самосовершенствования человека – Йога, уже в свой древнейший ведийский период разрабатывала различные дыхательные техники, которые позволяли адепту достичь физического здоровья и самореализации.
Китайские даосы, разрабатывая свои технологии достижения могущества и бессмертия путем овладения всеми функциями человека, уделяли внимание освоению дыхательных техник не менее, чем индусские йоги.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон в своих работах отмечал пользу от задержки дыхания при некоторых заболеваниях. Легендарные врачи той эпохи – Гиппократ, Асклепиад, Геродикос, Гален, Цельс и др., широко рекомендовали для восстановления здоровья и просветления ума наряду с телесными упражнениями, массажем и водными процедурами также и дыхательные техники.
Дыхательные техники активно использовались и в православном мистицизме – исихазме, а также в мистическом направлении ислама – суфизме. Но в отличие от индийской йоги и китайского даосизма эти техники не ставили перед собой цели физического оздоровления, лишь исключительно религиозные и созерцательные цели.

В чем же причина столь внимательного отношения к процессу дыхания в самых разных, не связанных друг с другом оздоровительных и религиозных традициях? Как показывают современные исследования, процесс дыхания – это основной источник энергии человека. В процессе поглощения кислорода из внешней среды, в организм человека приходит жизненно необходимая энергия, которая «запускает» все остальные процессы, составляющие обмен веществ всего организма. Без этой энергии, никакие сложные клеточные процессы, служащие основой жизнедеятельности человека, невозможны. Медики и биологи говорят, что с дыханием приходит кислород, поступающий в кровь и поддерживающий нормальные химические реакции в организме.

Целители и энергетические практики говорят, что при вдохе в человека входит энергия, которая потом поступает в его энергоцентры – чакры, чтобы из них растечься по телу. В сущности, это одно и то же утверждение, только сказанное другим словами, с различных позиций. Суть этого утверждения в том, что дыхание – это «альфа» и «омега» жизнедеятельности человека. Древние целители и практикующие выяснили, а современные исследователи подтвердили, что в правильном дыхании кроется огромный потенциал развития и оздоровления человека. Более того, многие заболевания и проблемы людей коренятся как раз в неправильном дыхании. Соответственно, возникает вопрос: раз дыхание – это основной процесс в энергообмене с внешней средой, то можно ли изменять состояние человека, изменяя стиль дыхания? Разумеется, можно.

Как показывает практика, практически все наиболее важные процессы, - физические, психологические, эстетические, духовные и целительские, с помощью несложных дыхательных техник могут быть усилены в невероятной степени. Стоит чуть-чуть изменить стиль дыхания – и вот уже энергия по-другому течет в организме, повышается качество большинства клеточных процессов. И вот тогда начинают происходить настоящие чудеса. Больные люди начинают с огромной скоростью выздоравливать, целители невероятными темпами наращивают свою энергетическую силу, становясь великими мастерами своего дела, а духовные искатели добиваются расширения своего осознания и просветления разума. Как учит Йога, освоив несложные техники дыхания, человек может накапливать жизненную энергию (прану), развивая в себе все новые сверхспособности и психические силы. Человек, овладевший некоторыми приемами накопления праны, часто оказывается способным излучать ее из себя, как жизненную энергию, и воздействовать ею на других, давая им новые силы и здоровье. Это кажется невероятным только на первый взгляд. Учитывая ключевую роль дыхания в жизни человека, эти факты выглядят не такими уж фантастичными.

Как добиться того, чтобы наше дыхание стало нашим союзником в борьбе за здоровье, силу и духовный прогресс? Метод, который позволяет это сделать – это развитие осознанного дыхания. Задумайтесь: ведь человек совсем не осознает процесс своего дыхания, позволяя энергии течь как угодно и расходоваться неправильно. Только представьте себе человека, который подобным образом относится к питанию: есть что попало, где попало, как попало и совершенно не думает о том, что кладет в рот, не отличая бутерброд от булыжника и ложку меда от горсти речного песка. Разумеется, у такого человека быстро начнутся проблемы со здоровьем. А ведь дыхание намного важнее и влиятельнее питания, поэтому даже малейший «самотек» в дыхательной сфере не может не провоцировать массы проблем. В то же время, если сделать дыхание осознанным, управляемым сознательно, то при правильном его выполнении можно не только избежать многих болезней и проблем, но и улучшить общее качество своей жизни.

Как правильно дышать? Мистика дыхания йогов

Разумеется, есть масса дыхательных техник – стилей дыхания, позволяющих радикально изменить ситуацию в физическом и энергетическом теле человека. Большинство из них имеют очень древнее происхождение, но есть и современные методики, хорошо зарекомендовавшие себя среди медиков. Это, прежде всего, система Кофлера - Мюллера, методика трехфазного дыхания Ольги Лобановой, дыхание по А.Стрельниковой, и Бутейко, а также многие другие. При желании, любой человек может легко обучиться дышать правильно, потому что для этого не требуется каких-то особых талантов или больших усилий. Правильный подход к дыханию пробуждает энергию человека и правильно настраивает весь организм. Эмоциональное спокойствие и стрессоустойчивость становятся нормой жизни такого человека, снятие умственного напряжение и физической усталости больше не составляют проблемы.

Следующим шагом в обучении дыхательным техникам обычно является обучение тому, как управлять пробужденной правильным дыханием энергией – концентрировать и распределять ее. После овладения этим искусством, человек становится здоровее, сильнее и успешнее во всем, поскольку его энергетика становится мощнее и чище. Целители отмечают ускорение и усиление своего воздействия на пациентов, пациенты и просто люди – повышение тонуса и исчезновение болезней.

Многие дыхательные техники могут также быть направлены на изменение мировосприятия. В результате некоторых упражнений, энергия может начать восприниматься человеком в полной мере, всем организмом, а не частично. Например, замечено, что правильное дыхание позволяет задействовать шишковидную железу, которая не используется человечеством уже более 10.000 лет. При ее «оживлении» происходят сдвиги восприятия, человек перестает чувствовать себя отделенным от мира, растворяются многие комплексы и мысленные «блоки», мешающие духовному и физическому прогрессу. Другими словами, правильное дыхание позволяет человеку вернуть себе состояние гармонии с внешним миром, утраченное тысячи лет назад. А гармония – это все: без нее нет здоровья, нет развития, нет покоя и силы.

Неважно, кому – бизнесмену или актеру, учителю или спортсмену – правильное дыхание необходимо всем, кто хочет быть сильным и здоровым. Даже целителю, для того, чтобы лечить людей, нужно быть в должной форме. Неправильно дышащий человек не может быть здоровым. Природа указала человеку дышать брюшной полостью (как и дышит новорожденный ребенок), но цивилизация в корне все изменила. Сейчас трудно найти человека, дышащего полным «дыханием йогов», когда в процессе вдоха и выдоха задействована вся дыхательная система. А ведь именно такой способ и гарантирует гармонию с миром, здоровье и развитие во всех областях.

Особенно все это касается женщин. После 30 лет, почти у каждой женщины живот является, как говорят специалисты, «мертвым», т.е. он совершенно не задействован в процессе дыхания. На уровне живота в нашем энергетическом теле находится вторая чакра (энергетический центр), которая отвечает за секс и деторождение. Если у женщины живот атрофирован неверным дыханием, вторая чакра вряд ли будет полноценно работать, отсюда появляется фригидность, апатия к жизни, преждевременное старение. В сущности утверждение, что правильное дыхание может омолодить деградирующие органы и все тело, не является ни загадочным, не преувеличенным. Современные исследователи проблем медицины убедительно доказывают, что такое обновление может быть осуществлено посредством развития дыхательного аппарата. В Индии это мнение йогины твердо отстаивали уже несколько тысяч лет назад.

Как правильно дышать? Мистика дыхания йогов

Из суфийских духовных практик дыхания:

* Источник: Музаффар Хаджи Усманов. "Уроки чтения сердцем. Суфийские секреты здоровья."

1 - ая форма дыхания:
Обычный вдох, без усилий - Пауза (8 секунд) на вдохе - Обычный выдох, без усилий
Вариант 1 формы: Полный вдох - Максимальная пауза - Полный выдох
* Активизация жизненных сил

2-ая форма дыхания:
Обычнй вдох - Обычный выдох - Пауза (8 секунд) на выдохе
Вариант 2 формы: Полный вдох - Полный выдох - Максимальная пауза
* Эффектный отдых, расслабление

3-яя форма дыхания:
Медленный длинный вдох - короткий полный выдох
* Помогает сравиться со стрессом, избавитьс от мучающих мыслей. Тем, у кого артериальное давление, не следует делать короткий выдох

4-ая форма дыхания:
Коротки полнй вдох - Медленный полный выдох
Вариант 4 формы: Коротки полный вдох - Прерывистый выдох (маленькими "порциями")
* Повышение настроения, очищение от пгубных мыслей и состояний

5-ая форма дыхания ("дыхание спящего человека"):
Еле заметный вдох - Пауза (3 секунды) - Выдох - Пауза (3 секунды)
Дыхание - мягкое, еле заметное.

* Рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, легче засыпать, и успокаиваться.

Как правильно дышать? Мистика дыхания йогов

ПРАНАЯМА В НЕИНДИЙСKOM АСКЕТИЗМЕ
из книги Элиаде М. Йога. Бессмертие и свобода

Ритмическое дыхание и задержка дыхания встречаются среди техник «мистической физиологии», описанных Анри Масперо в его статье «Способы «вскармливания жизненного принципа» в религии древнего даосизма». Он упоминает термин «эмбриональное дыхание», тай цзи. (Таи цзи — «Великий Предел», одна из важнейших категорий китайской философии, выражающая высшее состояние бытия.) Главная цель этой дыхательной практики — достижение долголетия, чан шэнь, которое даосы понимают как «физическое бессмертие тела». В отличие от пранаямы, «эмбриональное дыхание» не является ни практикой, предваряющей медитацию, ни вспомогательным упражнением. Оно самодостаточно. Тай цзи не служит, как пранаяма, подготовке к духовной концентрации, к проникновению в сферы, закрытые для бодрствующего сознания; вместо этого оно осуществляет «мистико-физиологический» процесс, с целью бесконечного продления телесной жизни. В этом даосизм несколько напоминает хатха-йогу, так же как некоторые его эротические практики (например, задержка эякуляции) похожи на тантрические. Но для Китая постоянной и главной заботой все-таки остается именно бесконечное продление жизни материального тела, в то время как Индия одержима идеей духовной свободы, которая достигается посредством преображения, «обожения» тела. Приведем некоторые даосские тексты из статьи Масперо, касающиеся техники дыхания. «Следует удалиться в уединенное помещение, закрыть дверь, подойти к ложу с мягким покрытием и подушкой в два с половиной дюйма толщиной, улечься, ровно вытянув тело, закрыть глаза и задержать дыхание в грудной клетке так, чтобы даже волосок не шевельнулся» (Чжэнь чжун цзи). Ли Цянь-чэн, автор, живший в конце VI в. н. э., дает следующие указания: «Лежа с закрытыми глазами и прижатыми к телу руками, задержать воздух внутри до 200, затем вытолкнуть его через рот». Интересно упоминаемое здесь число. После долгой практики можно достичь задержки, длящейся столько времени, сколько необходимо для обычных 3, 5, 7, 9 дыхательных циклов, потом 12, 120 и т. д. Чтобы стать бессмертным, нужно останавливать дыхание на время, требуемое для 1000 циклов. Техника «внутреннего дыхания» (разновидность «эмбрионального») намного более сложна. Поскольку оно чисто внутреннее, здесь уже не стоит задача простого прекращения дыхания, как то делали ранние даосы. Следующий текст является важнейшим по данной проблематике: «Если практикующий имеет достаточно времени для того, чтобы заняться поглощением воздуха, пусть он выберет тихую нежилую комнату, распустит волосы, разденется и ляжет на чистом ложе (стороны которого прикреплены к основанию), в ровном положении, вытянув руки и ноги, но не притрагиваясь к телу... Потом пусть сделает дыхание ритмичным... когда вдохи и выдохи найдут каждый свое место (т. е. когда для каждого внутреннего органа установится «свой» вид дыхания), следует проглотить воздух. Пусть он удерживает его внутри, пока это не станет невыносимо. Пусть сердце сделается темным, чтобы оно перестало думать; пусть дыхание идет туда, куда захочет; когда же задержка станет нестерпимой, нужно открыть рот и выпустить дыхание; когда воздух выходит таким образом, оно убыстряется. Затем пусть снова приступит к поглощению воздуха, как и раньше. Если необходимо отложить практику, пусть остановится после десяти поглощений... Поглощение воздуха не может проводиться ежедневно; следует заниматься этим раз в пять-десять дней, или, если имеется свободное время, или если не досаждают общением, или когда в руках и ногах ощущается невыносимый жар. Один из результатов, к которым приводит «эмбриональное дыхание», напоминает йогические «сверхспособности» (сиддхи). «Можно тогда войти в воду, не замочившись, или вступить в огонь, не обжигаясь», заявляет знаменитый трактат «Действенное и тайное устное наставление о некоторых методах поглощения воздуха» (Масперо, стр. 229). Остановка дыхания специально применяется при лечении некоторых болезней. «Практикующий упорядочивает дыхание, потом проглатывает его и задерживает настолько долго, насколько это возможно; он концентрируется на пораженной части тела, представляя, как дыхание проливается на нее или же мысленно заставляя дыхание бороться с болезнью, воображая, что оно пробивается сквозь перегороженный проход. Когда дыхание истощится, он выталкивает его, затем начинает снова, и так — от двадцати до пятидесяти раз; он останавливается тогда, когда ощущает тепло, струящееся по больному органу. В неодаосских практиках роль сознания возрастает еще больше. Сыма Чэн-чжэнь (Сыма Чэн-чжэнь (645 — 735) — патриарх даосской школы Маошань, советник танского императора Сюань-пзуна.) пишет в своем «Рассуждении»: «Те, кто проглатывают дыхание, должны следовать за ним мысленно, когда оно входит во внутренние органы, так, чтобы и гуморальные жидкости внутренностей, и все внутренние органы были пропитаны соответствующим видом дыхания. Так оно может циркулировать по всему телу и исцелять все болезни». Вполне возможно, что эта дыхательная практика, по крайней мере в своей неодаосской форме, испытала влияние тантрической йоги: в начале VII в. н. э., в Китае одновременно появились дыхательные и сексуальные упражнения. Д-р Жан Филлиоза с уверенностью склоняется в пользу заимствований из Индии: «Даосизм не смог бы вывести в такой систематической форме понятие физиологической роли дыхания из древнекитайской медицины, т.к. последняя не содержала такого понятия».

Как правильно дышать? Мистика дыхания йогов

С другой стороны, в Китае издревле были известны техники, шаманистские по структуре, цель которых заключалась в имитации дыхания животных. «Глубокое и безмятежное» дыхание в экстазе напоминает дыхание животных во время спячки, а ведь хорошо известно, что спонтанность и полнота жизни животных были для китайцев превосходным примером существования в совершенной гармонии с миром. Марсель Гране хорошо показывает одновременно и жизненную и духовную функцию этого эмбрионального дыхания, в котором присутствуют как органическое изобилие, так и экстаз: «Тот, кто желает избежать страстей и головокружения, должен учиться дышать не одним лишь горлом, но всем телом, начиная с пяток. Такое глубокое, безмятежное дыхание характерно и для спячки, и для экстаза. Дыша вытянутой шеей, человек достигает, если можно так выразиться, расщепления дыхания и обретения квинтэссенции ее животворящей силы. Высшей целью является утверждение своеобразной внутренней циркуляции жизненного принципа, вследствие чего индивид может стать совершенно нечувствительным, к внешним раздражителям и вынести ордалию поглощения без всякого ущерба. Он становится непроницаемым, самодостаточным, неуязвимым, когда постигает искусство питания и дыхания в замкнутом режиме, как это делает эмбрион». В таком случае возможно, что индийские влияния достигли каких-то неодаосских групп, которые искали свои истоки не в китайской медицине, а в автохтонной мистической традиции; эта традиция все еще сохраняла древнюю ностальгию по блаженству и спонтанности животного мира. Во всяком случае, Лао-цзы и Чжуан-цзы были знакомы с «систематическим дыханием», а надпись эпохи Чжоу, упоминающая дыхательные практики, датирована уже VI в. до н. э. Дыхательная техника также использовалась в исламском мистицизме. Какой бы вариант ее происхождения в пределах исламской традиции ни рассматривался, несомненно, что какие-то индийские мистики-мусульмане заимствовали и практиковали упражнения йоги. (Один из них, Мухаммад Дара Шукох, даже пытался синтезировать индийский и исламский мистицизм.) Техника зикра иногда кажется поразительно похожей по форме на индийскую дисциплину дыхания. Т. П. Хьюз пишет об одном монахе, отправлявшем зикр столь интенсивно, что он был в состоянии задерживать дыхание почти на три часа. Интересные параллели можно найти в исихазме. Некоторые аскетические прелиминарии и способы молитвы, используемые монахами-исихастами, довольно часто напоминают йогические техники, особенно пранаяму. Отец Иреней Хаузхерр так суммирует сущностные черты исихастской молитвы: «Она состоит из двух упражнений: созерцания пупка (омфалоскепсис) и бесконечного повторения Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» Сидя в темноте, склонив голову, направив взор в центр живота (т. е. на пупок), стараясь пробудить область сердца, повторяя неустанно это упражнение и всегда сопровождая его одним и тем же призыванием, в гармонии с дыханием, которое следует замедлить как можно больше, человек сможет найти — если круглые сутки пребывает в этой умной молитве — то, что искал: место сердца, а в нем, и с ним, все виды чудес и знаний». Ниже приводится короткий отрывок из сочинений Никифора Уединенника (вторая половина XIII в), переведенный Жаном Гуйяром: «Что же до тебя, делай, как я учил: сядь, успокой ум и введи его в ноздри — ибо это есть дорога, по которой дыхание устремляется к сердцу. Заставь ум спуститься в сердце вместе с вдыхаемым воздухом. Когда это случится, увидишь, что за радость последует; ты ни о чем не пожалеешь. Как человек, который, возвратившись домой после долгого отсутствия, не может сдержать свою радость оттого, что он снова со своей женой и детьми, так и ум, когда он объединяется с душой, источает радость и безмерный восторг. Посему, брат мой, не приучай ум торопиться уйти оттуда. На первых порах, конечно, он не проявляет усердия — и это еще мягко сказано — из-за такого внутреннего ограждения и заточения. Но едва подобное пребывание войдет у него в привычку, он не найдет больше удовольствия в блуждании вовне. Ибо «Царство Божие внутри нас», и тому, кто упрочивает свой взор на нем и следует ему с чистой молитвой, все другие миры покажутся низкими и презренными». Еще в восемнадцатом столетии учения и техники исихазма были известны монахам Афона. Следующие выдержки взяты из Энхейридиона (Encheiridion) Никодима Святогорца (1748-1809): «Начинающие должны приучить себя совершать это возвращение ума так, как учили святые Отцы — склонив главу и прижав подбородок к верхней части груди... Зачем во время всей молитвы должно быть задержано дыхание? С малых лет разум ваш привык рассеиваться, распыляться среди чувственных вещей внешнего мира. Поэтому, когда вы творите эту молитву, то дышите не постоянно, как по естественной привычке, но задержите дыхание ненадолго, в то время как внутреннее слово произносит молитву, а потом опять дышите, согласно наставлениям святых Отцов. Благодаря этому краткому прекращению дыхания сердце становится будто само не свое, утесняется, чувствует страдание из-за недостатка воздуха; ум же, со своей стороны, с помощью этого метода, легче собирается и направляется к сердцу... По причине этого краткого прекращения дыхания жесткое и грубое сердце утончается, а влага сердца, будучи сжатой и согретой, делается нежнее, чувствительнее, покорнее и более расположенной к раскаянию и свободному излиянию слез... По причине этого краткого прекращения дыхания сердце чувствует тяжесть и страдание, и через эту тяжесть и страдание оно извергает ядовитый крюк удовольствий и греховности, который когда-то заглотило». И наконец, нам следует сослаться на фундаментальный трактат — Метод святой молитвы и внимания, долгое время приписывавшийся Симеону Новому Богослову. Отец Хаузхерр издал его в оригинале и перевел в своем «Методе исихастской молитвы». Мы же процитируем отрывок из него в переводе Гуйяра: «Делай так, как я говорю: закрой дверь кельи, сядь тихо в углу; возвысь ум свой над всеми суетными, изменчивыми вещами. Затем, уперев подбородок в грудь, направь телесное око и самый ум в центр живота, т. е. в пупок, вдыхай воздух, проходящий через нос, так, чтобы дыхание утратило легкость, и мысленно исследуй внутренние недра, отыскивая место сердца, где так радостно замирают все силы души. Вначале ты встретишь только тьму и неподатливость, но если продолжишь, совершая это упражнение днем и ночью, то обнаружишь — о чудо! — безграничное блаженство» (с. 216), Можно вспомнить и другие исихастские тексты, например сочинения Григория Синаита (1255-1346); некоторые важные пассажи из его писаний приводятся у Гуйяра. Уместно также принять во внимание интересную апологию исихазма Григорием Паламой (ок. 1296-1359), «последней великой фигурой византийской теологии». Но мы не должны обманываться этими внешними аналогиями с пранаямой. В исихазме дыхательные упражнения и телесные позы служат лишь предварением умной молитвы; в «Йога-сутрах» же эти приемы преследуют целью унификацию сознания и подготовку к медитации, а роль Бога (Ишвары) сравнительно мала. Однако остается истиной и то, что техники обеих традиций феноменологически схожи, так что вполне вероятен вопрос о возможном влиянии индийской мистической физиологии на исихазм. Но мы не будем касаться здесь этого вопроса.

Здесь может быть Ваша реклама!