Счастье

Счастье

МАРК СИНОВАЦ

СЧАСТЬЕ
Философско-религиозные аспекты


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Глава 1. Введение. Поиски счастья.
Глава 2. Исторические параллели, теории и мифы.
Глава 3. Счастье Диониса.
Глава 4. От мифа к реальности. Новые поиски
эликсира жизни.
Глава 5. Альтернативные методы саморегуляции.
Глава 6. Счастье орфиков.
Глава 7. Религиозно-мистические представления об аде.
Глава 8. Религиозно-мистические представления о рае и
вечных благах.
Глава 9. Счастье в наслаждении.
Глава 10. Счастье философов.
10.1. Сократ.
10.2. Аристипп. Киники.
10.3. Эпикур.
10.4. Счастье Бентама. Утилитаристы.
Глава 11. Счастье в вине.
Глава 12. Счастье в еде.
Глава 13. Счастье в общении.
Глава 14. Счастье в понимании.
Глава 15. Счастье в труде.
Глава 16. Счастье в беспечности.
Глава 17. Счастье в безумии.
Глава 18. Счастье в нищете.
Глава 19. Сектантское счастье.
Глава 20. Счастье в разуме.
Глава 21. Счастливы плачущие.
Глава 22. Счастье в страдании.
Глава 23. Два счастья. Два взгляда.
23.1. Счастье Ирины.
23.2. Женское счастье
Глава 24. Счастье в саморазвитии.
Глава 25. Мистический опыт и медитация.
Глава 26. Контроль эмоций.

Сделай же свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно жалеть, утратив. ( Сенека. Письмо IV к Луцию ).

ВВЕДЕНИЕ.
Все мы стремимся к счастью и благополучию, как стремились к нему и все наши предки. Они задолго до нас задавали себе в разное время вопрос о смысле жизни. Все они строили планы на десятилетия вперед, но никто не планировал одного - умереть. Жизнь не может закончиться, ведь она так прекрасна и естественна. Мы помним себя всегда живыми и даже знаем, что когда-то были счастливы. Вот только это время чаще всего отодвигается ближе к нашему детству, когда мы были беспечны и любимы. Нам улыбались все, а если кто и не улыбался, то это было только редким исключением, темной маленькой тучкой на светлом небосклоне нашего существования. У нас все было впереди, целая огромная, бесконечная жизнь, которая приготовила столько приятных сюрпризов в будущем. Эта жизнь для нас, и ради нас. Она желает, просто требует, чтобы мы были обязательно счастливы.
А в чем это счастье мы обязательно поймем со временем. Но время проходит, а счастья все нет, и мы не можем ответить на поставленный жизнью вопрос. Судорожно цепляемся за призрачные иллюзии - за деньги, семью, детей. Но и это все со временем ускользает из наших рук, и опять мы стоим одни в растерянности. Время ушло и надежд почти не осталось. Неужели обещанного жизнью подарка так и не будет, а может его принесет смерть, которая придет в последний миг нашей жизни с сухим букетиком полевых цветов? Она улыбнется каждому из нас, возьмет за руку и поведет с собой в райские сады счастья.

Счастье

Глава 1.
ПОИСКИ СЧАСТЬЯ.

Проблемы смысла, качества и ценности жизни, достижения счастья, или вечного блага, всегда волновали, и будут волновать любого разумного человека. Они относятся к числу экзистенциальных, вечных, до конца не разрешенных и не понятых, а вероятно и не разрешимых в будущем силами человеческого разума, несмотря все на многообразие существовавших и существующих школ, предложенных подходов, философских систем и методов, несмотря на титанические усилия лучших умов человечества.
Проходили века и сменялись поколения, но вопросы человек задавал себе все те же - имеет ли его жизнь значение, как прожить ее наилучшим образом и как соотносится его жизнь с вечностью.
Наиболее удовлетворительное приближение к решению этих извечных проблем можно найти, пожалуй, только в христианской философии, так как она, вобрав в себя все лучшие достижения античной мысли, предложила целостную мировоззренческую систему, не претендующую впрочем, на окончательную завершенность. То есть эта система открыта для дальнейшего развития, и эта открытость стала особенно заметна в последние десятилетия - значительно вырос интерес к ценностным проблемам человеческой жизни, наметилось взаимное сближение различных подходов, произошло осознание их взаимодополняемости, увеличилось количество публикаций в области христианской антропологии. Несомненно, все это связано с особенностями современного индустриального общества, возросшим темпом жизни, все новыми требованиями, предъявляемыми к человеку, его психике - ее устойчивости, уровню сопротивляемости к многообразным внешним стрессорным воздействиям.
Окружающая человека среда все более усложняется, все более непростой становится проблема выбора. То есть человек уже выбирает не из двух альтернатив, как известный библейский осел, а из десятков, а порой и сотен вариантов. Все это стимулирует развитие христианской науки, необходимость ее соответствия запросом общества. К ней обращаются люди в надежде получить ответы на волнующие их вопросы. Ее достижения благотворно сказывается и на развитии психологии и психиатрии. Только обращаясь к достижениям христианской антропологии можно глубже понять природу человека, причину действенности существующих психоаналитических методов коррекции психосоматических заболеваний, их глубинные механизмы, помочь в разработке новых способов лечения.
Можно отметить несомненный взаимный интерес как современной академической науки к традиционным христианским практикам исцеления человеческих душ, так и представителей христианской науки к достижениям современной физиологии высшей нервной деятельности, психологии и психиатрии. Не все проблемы человек может решить в кабинете психотерапевта, как и не во всех случаях может помочь священник. Несомненно, их кооперация необходима, но кооперация, основанная на понимании специфики и границ каждого из подходов. Это требует наличия соответствующих знаний, а, следовательно, диктует необходимость подготовки более грамотных специалистов в профильных учебных заведениях. Такой подход представляется наиболее перспективным, плодотворным и действенным.
Важно преодолеть инерционность мышления, взаимное непонимание и недоверие, во имя общей цели - благополучия и здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Проблема поиска и обретения счастья, это не проблема одного конкретного человека - это то, что волнует всех, все общество. Каждый шаг на пути приближающим нас к ее решению, будет шагом вперед в гармоничное, идеальное и благополучное общество, где все проблемы будут решаться на основе знания глубин человеческой психологии, потребностей личности, ее устремлений.
Для того чтобы сделать шаг вперед, нам нужно хорошо представить себе весь пройденный путь, обобщить все достижения, проанализировать ошибки и неудачи в решении проблемы обретения всеобщего и личного блага. И если мы поймем, где человеческий разум претыкался раньше, то сможем избежать тех же трудностей при столкновении со сходными проблемами в дальнейшем. К сожалению, фактом является то, что история ничему не учит человека, он предпочитает постоянно ходить кругами, падая в одну и ту же яму и разбивая себе при этом голову. Бережное отношение ко всему культурному наследию человечества, тщательный анализ его, обогатит наш опыт, расширит знания и сделает более восприимчивыми к новым перспективным идеям.
Человеческая фантазия, выразившаяся в мифах и легендах, сказках; религиозная культура, достижения философской мысли, ничто не должно быть отброшено, все является ценным и может оказаться полезным для продвижения вперед. Если цель ясна, методы определены, воля и настойчивость собраны воедино - то достижение результата, дело только времени.

Счастье

Глава 2.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ, ТЕОРИИ И МИФЫ.

"Счастье стоило нашим предкам целых потоков слез и крови. Для того чтобы благочестивые души испытывали ныне у подножия алтаря внутреннее утешение, которое дает им жизнь, понадобились целые века высокомерного принуждения, таинства жреческой политики, железные прутья, костры". (Э. Ренан)

Как добиться того чтобы жизнь была качественной яркой полноценной счастливой. В разные исторические периоды развития человек отвечал на этот вопрос в соответствии со своей естественной природой, уровнем развития социальных отношений и, соответственно, характером нормативных правил и ограничений. Они были весьма разнообразны у разных народов и в разные исторические периоды. Но, как раз порой в освобождении от давящих оков общественных ограничений, человек видел порой свое благо, в личной неограниченной свободе находил свое счастье.
На ранних стадиях общественного развития вечный вопрос о счастье и путях его достижения решался просто и сводился к удовлетворению естественных потребностей человека в еде, жилище безопасности и продолжении рода. Доступ к этим благам определялся социальным положением человека, его полом, возрастом и здоровьем. Соответственно, повышение статуса давало доступ к определенным привилегиям и большему количеству благ. Это то к чему стоило стремиться и чего стоило желать. Но достижение желаемых благ зачастую было обусловлено необходимостью прохождения через испытания связанные с физическими и нравственными страданиями. И только успешно прошедшие все испытания получали долгожданную награду.
По всей видимости, возникновение подобных обрядов было обусловлено закреплением эмпирического знания, что никакое благо не дается без усилий, страданий и жертв, а последние и составляют непременный элемент всякого получаемого удовольствия. Достаточно вспомнить обряды инициаций, которые нередко носили изуверский характер и сопровождались нередко нанесением физических травм.
Впрочем, эта практика не изжита в ряде примитивных племен и в наше время. Да и не только примитивных. Так достаточно внешне цивилизованные представители человеческого рода пытаются и в наш просвещенный век оправдывать обрезание, приводя кроме религиозных и псевдонаучные аргументы. Подобные же аргументы, несомненно, нашлись бы, если необходимо было оправдать в соответствии с требованиями религиозной обрядности вместо обрезания, скажем выбивание глаза, или удаление любого иного органа.
Как известно, в человеке нет ничего лишнего, не полезного, - все гармонично, функционально и целесообразно. Все творение божье и человек не исключение, было создано совершенным и, по словам Господа, хорошим весьма. Необоснованное хирургическое вмешательство в структуру собственного тела, нарушение его целостности, какими бы аргументами оно не оправдывалось преступно по отношению к человеческой природе, или в соответствии с религиозной терминологией греховно. И вполне закономерно оно было заменено в христианстве крещением.

"Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью " ( Гал. 5.6). То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим. 2.29).

Или более обстоятельно это же поясняет Кирилл Александрийский.
"Обрезание бесполезно если мы отвергаем его духовный смысл. Если необходимо, чтобы люди подвергали себя обрезанию и если бог проклинает и порицает плоть, то почему с самого начала бог не создал людей такими, какими он желает их видеть? К этой первой причине бесполезности обрезания прибавим вторую: одном человеческом теле, не искаженном болезнями или уродством, нет ничего лишнего, ничего недостающего; все сделано природой разумно, совершенно и необходимо. И я думаю, что человеческое тело пострадало бы, если бы было лишено какой-нибудь одной из своих составных природных частей. Разве творец вселенной не знал, что полезно и благостно? Разве он не руководствовался этим, создавая человеческое тело, если все другие создания сотворены в совершенстве? Какова же польза обрезания? Быть может, скажут в защиту этого обычая то, что говорят евреи и некоторые идолопоклонники: говорят они, делается для того, чтобы содержать тело в чистоте и опрятности. Я не разделяю этого мнения. Я думаю, что обряд этот оскорбляет природу, которая не создала ничего лишнего и бесполезного. Наоборот, все, что кажется в ней порочным и бесчестным, необходимо и благочестиво; в особенности, если умерять плотские страсти; надо сносить все тяготы плоти и оставить крайнюю плоть на источнике рождения; ибо лучше вовсе закрыть этот ключ нечестивый, нежели осквернять природу вмешательством ножа. Природа телесная не возмущает разума". ( К. Александрийский ).