Счастье

Счастье

Глава 2.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ, ТЕОРИИ И МИФЫ.

"Счастье стоило нашим предкам целых потоков слез и крови. Для того чтобы благочестивые души испытывали ныне у подножия алтаря внутреннее утешение, которое дает им жизнь, понадобились целые века высокомерного принуждения, таинства жреческой политики, железные прутья, костры". (Э. Ренан)

Как добиться того чтобы жизнь была качественной яркой полноценной счастливой. В разные исторические периоды развития человек отвечал на этот вопрос в соответствии со своей естественной природой, уровнем развития социальных отношений и, соответственно, характером нормативных правил и ограничений. Они были весьма разнообразны у разных народов и в разные исторические периоды. Но, как раз порой в освобождении от давящих оков общественных ограничений, человек видел порой свое благо, в личной неограниченной свободе находил свое счастье.
На ранних стадиях общественного развития вечный вопрос о счастье и путях его достижения решался просто и сводился к удовлетворению естественных потребностей человека в еде, жилище безопасности и продолжении рода. Доступ к этим благам определялся социальным положением человека, его полом, возрастом и здоровьем. Соответственно, повышение статуса давало доступ к определенным привилегиям и большему количеству благ. Это то к чему стоило стремиться и чего стоило желать. Но достижение желаемых благ зачастую было обусловлено необходимостью прохождения через испытания связанные с физическими и нравственными страданиями. И только успешно прошедшие все испытания получали долгожданную награду.
По всей видимости, возникновение подобных обрядов было обусловлено закреплением эмпирического знания, что никакое благо не дается без усилий, страданий и жертв, а последние и составляют непременный элемент всякого получаемого удовольствия. Достаточно вспомнить обряды инициаций, которые нередко носили изуверский характер и сопровождались нередко нанесением физических травм.
Впрочем, эта практика не изжита в ряде примитивных племен и в наше время. Да и не только примитивных. Так достаточно внешне цивилизованные представители человеческого рода пытаются и в наш просвещенный век оправдывать обрезание, приводя кроме религиозных и псевдонаучные аргументы. Подобные же аргументы, несомненно, нашлись бы, если необходимо было оправдать в соответствии с требованиями религиозной обрядности вместо обрезания, скажем выбивание глаза, или удаление любого иного органа.
Как известно, в человеке нет ничего лишнего, не полезного, - все гармонично, функционально и целесообразно. Все творение божье и человек не исключение, было создано совершенным и, по словам Господа, хорошим весьма. Необоснованное хирургическое вмешательство в структуру собственного тела, нарушение его целостности, какими бы аргументами оно не оправдывалось преступно по отношению к человеческой природе, или в соответствии с религиозной терминологией греховно. И вполне закономерно оно было заменено в христианстве крещением.

"Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью " ( Гал. 5.6). То обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога. (Рим. 2.29).

Или более обстоятельно это же поясняет Кирилл Александрийский.
"Обрезание бесполезно если мы отвергаем его духовный смысл. Если необходимо, чтобы люди подвергали себя обрезанию и если бог проклинает и порицает плоть, то почему с самого начала бог не создал людей такими, какими он желает их видеть? К этой первой причине бесполезности обрезания прибавим вторую: одном человеческом теле, не искаженном болезнями или уродством, нет ничего лишнего, ничего недостающего; все сделано природой разумно, совершенно и необходимо. И я думаю, что человеческое тело пострадало бы, если бы было лишено какой-нибудь одной из своих составных природных частей. Разве творец вселенной не знал, что полезно и благостно? Разве он не руководствовался этим, создавая человеческое тело, если все другие создания сотворены в совершенстве? Какова же польза обрезания? Быть может, скажут в защиту этого обычая то, что говорят евреи и некоторые идолопоклонники: говорят они, делается для того, чтобы содержать тело в чистоте и опрятности. Я не разделяю этого мнения. Я думаю, что обряд этот оскорбляет природу, которая не создала ничего лишнего и бесполезного. Наоборот, все, что кажется в ней порочным и бесчестным, необходимо и благочестиво; в особенности, если умерять плотские страсти; надо сносить все тяготы плоти и оставить крайнюю плоть на источнике рождения; ибо лучше вовсе закрыть этот ключ нечестивый, нежели осквернять природу вмешательством ножа. Природа телесная не возмущает разума". ( К. Александрийский ).