Счастье

Счастье

Глава 1.
ПОИСКИ СЧАСТЬЯ.

Проблемы смысла, качества и ценности жизни, достижения счастья, или вечного блага, всегда волновали, и будут волновать любого разумного человека. Они относятся к числу экзистенциальных, вечных, до конца не разрешенных и не понятых, а вероятно и не разрешимых в будущем силами человеческого разума, несмотря все на многообразие существовавших и существующих школ, предложенных подходов, философских систем и методов, несмотря на титанические усилия лучших умов человечества.
Проходили века и сменялись поколения, но вопросы человек задавал себе все те же - имеет ли его жизнь значение, как прожить ее наилучшим образом и как соотносится его жизнь с вечностью.
Наиболее удовлетворительное приближение к решению этих извечных проблем можно найти, пожалуй, только в христианской философии, так как она, вобрав в себя все лучшие достижения античной мысли, предложила целостную мировоззренческую систему, не претендующую впрочем, на окончательную завершенность. То есть эта система открыта для дальнейшего развития, и эта открытость стала особенно заметна в последние десятилетия - значительно вырос интерес к ценностным проблемам человеческой жизни, наметилось взаимное сближение различных подходов, произошло осознание их взаимодополняемости, увеличилось количество публикаций в области христианской антропологии. Несомненно, все это связано с особенностями современного индустриального общества, возросшим темпом жизни, все новыми требованиями, предъявляемыми к человеку, его психике - ее устойчивости, уровню сопротивляемости к многообразным внешним стрессорным воздействиям.
Окружающая человека среда все более усложняется, все более непростой становится проблема выбора. То есть человек уже выбирает не из двух альтернатив, как известный библейский осел, а из десятков, а порой и сотен вариантов. Все это стимулирует развитие христианской науки, необходимость ее соответствия запросом общества. К ней обращаются люди в надежде получить ответы на волнующие их вопросы. Ее достижения благотворно сказывается и на развитии психологии и психиатрии. Только обращаясь к достижениям христианской антропологии можно глубже понять природу человека, причину действенности существующих психоаналитических методов коррекции психосоматических заболеваний, их глубинные механизмы, помочь в разработке новых способов лечения.
Можно отметить несомненный взаимный интерес как современной академической науки к традиционным христианским практикам исцеления человеческих душ, так и представителей христианской науки к достижениям современной физиологии высшей нервной деятельности, психологии и психиатрии. Не все проблемы человек может решить в кабинете психотерапевта, как и не во всех случаях может помочь священник. Несомненно, их кооперация необходима, но кооперация, основанная на понимании специфики и границ каждого из подходов. Это требует наличия соответствующих знаний, а, следовательно, диктует необходимость подготовки более грамотных специалистов в профильных учебных заведениях. Такой подход представляется наиболее перспективным, плодотворным и действенным.
Важно преодолеть инерционность мышления, взаимное непонимание и недоверие, во имя общей цели - благополучия и здоровья как отдельного человека, так и всего общества. Проблема поиска и обретения счастья, это не проблема одного конкретного человека - это то, что волнует всех, все общество. Каждый шаг на пути приближающим нас к ее решению, будет шагом вперед в гармоничное, идеальное и благополучное общество, где все проблемы будут решаться на основе знания глубин человеческой психологии, потребностей личности, ее устремлений.
Для того чтобы сделать шаг вперед, нам нужно хорошо представить себе весь пройденный путь, обобщить все достижения, проанализировать ошибки и неудачи в решении проблемы обретения всеобщего и личного блага. И если мы поймем, где человеческий разум претыкался раньше, то сможем избежать тех же трудностей при столкновении со сходными проблемами в дальнейшем. К сожалению, фактом является то, что история ничему не учит человека, он предпочитает постоянно ходить кругами, падая в одну и ту же яму и разбивая себе при этом голову. Бережное отношение ко всему культурному наследию человечества, тщательный анализ его, обогатит наш опыт, расширит знания и сделает более восприимчивыми к новым перспективным идеям.
Человеческая фантазия, выразившаяся в мифах и легендах, сказках; религиозная культура, достижения философской мысли, ничто не должно быть отброшено, все является ценным и может оказаться полезным для продвижения вперед. Если цель ясна, методы определены, воля и настойчивость собраны воедино - то достижение результата, дело только времени.