Праздник на каждый день!

Праздник, каждый, день

Сумарсдаг

Согласно исландскому календарю, это был первый день лета, во время которого совершались ритуальные жертвоприношения Одину.
Сегодня этот праздник связан с именем этого бога, когда язычники радуются наступающим теплым дням и просят успехов у Отца Победителей.

Праздник Царицы Небесной Тянь-хэ

Ее культ - один из наиболее распространенных в Китае. Матросы считают ее своей покровительницей в путешествиях по морю.
Этот день также - Праздник Мацу. Она родилась в 960 году нашей эры. Юная Мацу спасла своего брата от гибели, когда их лодка пошла ко дну, и в возрасте 28 лет она вознеслась на небо. Она продолжала творить чудеса, и завоевала титул Богини моря и Императрицы небес. Она является покровительницей рыбаков. Во время праздника проходят церемонии и шествия в храмах Мацу.
Первый день лета
Сумардагуринн Фиртси (Sumardagurinn Fyrsti) - в Исландии национальное празднество в виде карнавала.
Оно проходит в третий четверг апреля и обозначает первый день лета, после долгой северной зимы, являя собой большое и очень радостное событие.
И хотя несведущему человеку может показаться странным, что лето в Исландии наступает в апреле, основание для праздника бесспорно: это дата окончания долгой полярной ночи.

День основания Рима

Основание Рима (Natale di Roma) – 21 апреля, гражданский праздник, не являющийся государственным выходным днем.
Согласно преданию, Рим был основан Ромулом в 11 календы мая (21 апреля) 753 г. до н.э.
Совершается символическое открытие ворот города, чтобы в них смогли войти туристы и люди со всех частей света.
С 2004 года проводится конкурс «Богиня Рима», в котором могут участвовать конкурсантки с 18 до 30 лет, которые живут в Италии или странах, которые некогда были частью Римской Империи. Девушки должны попытаться воплотить в себе идеал римской женской красоты и душевных качеств.
Победительница получит в качестве приза возможность идти в начале Исторического кортежа, в котором традиционно участвуют множество итальянцев и иностранцев в костюмах римлян.
Представления в честь праздника дает и римская школа гладиаторов.
Все события сопровождаются традиционной римской музыкой и пищей.

Праздник на каждый день!

Первый день Ризвана

Бахаи празднуют Первый день Ризвана. В этот день Бахаулла – основатель Веры Бахаи - впервые публично объявил о Своей миссии в 1863 году в саду недалеко от Багдада. В Первый день Ризвана проходят выборы Местного Духовного Собрания, которое будет управлять всеми делами в общине бахаи на протяжении следующего года.
По просьбе Персии турецким правительством был издан приказ о высылке Бахауллы в Константинополь. Новости об Его отъезде быстро распространились среди жителей Багдада и соседних городов, и многие желали побывать в Его присутствии и отдать Ему последнюю дань уважения. Однако в скором времени стало ясно, что Его дом слишком мал для этой цели. Тогда Наджиб Паша, один из представителей аристократии города, бывший губернатор, предоставил свой парк, Наджибийи, в распоряжение Бахауллы. Этот прекрасный сад, названный последователями Бахауллы Ризван (что означает «Рай»), располагался в предместье Багдада, на другой стороне реки от дома Бахауллы.
День прибытия Бахауллы в сад Ризвана считается началом священнейшего и самого крупного из всех праздников бахаи, праздника в память о Провозглашении Его Миссии. Отрывочные описания, оставленные потомкам Его летописцем, Набилем, единственное из очень немногих правдивых свидетельств о памятных днях, проведенных Бахауллой в саду Наджибийя. «Каждый день, - повествует Набиль, - на рассвете садовники срезали розы, обрамлявшие четыре аллеи сада, и складывали их посреди Его благословенного шатра. И так велик был ворох цветов, что собиравшиеся пить утренний чай в Его шатре не могли видеть друг друга. Все эти розы Бахаулла собственноручно раздавал покидавшим Его с тем, чтобы цветы по Его просьбе были доставлены Его друзьям - арабам и персам, - что остались в городе».
О том, сколь значимым было Провозглашение Миссии Бахауллы, пусть поведает Он Сам. Называя это событие «Величайшим Праздником», «Празднеством Празднеств», «Празднеством Господним», Он характеризует этот День в Китаб-и-Акдас как День, когда «все сущее погрузилось в очистительную купель», а в одной из особых Скрижалей пишет о нем как о Дне, «когда ветер всепрощения повеял на творение Божье».
«Да возрадуется народ Баха, - пишет Он в другой Скрижали, - вспоминая День великого торжества, День, когда раздался Глас Предвечного, когда Он покинул Дом Свой, направив стопы в то Место, откуда свет Его Имени воссиял над миром - Всемилостивец!.. Если бы раскрыли Мы все тайны, сокрытые в Дне сем, то в одночасье погибло бы все сущее в небе и на земле, кроме того, что угодно сохранить Богу - Всемогущему, Всеведущему, Премудрому. Так пьяняще звучат слова Господни для Того, Кому суждено явить несомненные доказательства Его, что перо отказывается далее повиноваться Ему».

Тирадентес

В Бразилии 21 апреля - это государственный праздник, приуроченный ко дню гибели Joaquim José da Silva Xavier, o Tiradentes - Жоакина Жозе да Силвы Ксавиера, по прозвищу «Тирадентес» («Вырви зубы»).
Он был одним из самых ярких борцов за независимость колониальной Бразилии XVIII века, стоявшим во главе большого заговора, сформированного в центре богатого золотом района Бразилии - штате Minas Gerais.
После раскрытия заговора борцы за свободу Бразилии были сурово наказаны, а Тирадентес был повешен на площади в Рио-де-Жанейро 21 апреля 1792 года.
В 1890 году художник Décio Vilares (Десио Виларес) сделал литографию изображения лица истерзанного и замученного героя, с веревкой на шее, длинными волосами и бородой - по подобию Иисуса Христа.
Согласно описаниям той эпохи, Тирадентес был высоким, худым человеком, не носившим бороды, кроме трех последних лет, проведенных в тюрьме, где заставляли пленников отпускать бороду.
Известно, что он никогда не был женат, но имел двоих детей.
21 апреля - это единственная памятная дата Бразилии, приуроченная именно ко дню смерти национального героя.

Праздник на каждый день!

Православная Страстная пятница

В Великую - Страстную Пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя Иисуса Христа. В пятницу Иисус Христос был распят и умер на Кресте, искупая людские грехи.
Вечером Великого Четверга совершается продолжительное богослужение, во время которого все стоят в храме с зажженными свечами. В храме читают последовательно двенадцать отрывков из Евангелия, посвященных Страданиям Христа.
В Великую Пятницу в Православной Церкви совершают три богослужения. Утром служат Часы, за которыми вновь читают Евангелие о Страстях Христовых, в середине дня совершают вечерню с чином Выноса Плащаницы, а вечером - утреню Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы.
Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащим во гробе. Плащаницу устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы приносили ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают цветами.
На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед Плащаницей.
Великая Пятница (более правильное церковное название этого дня - Пяток) - день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду.
Днем на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери".
Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах.
Затем прочитывают канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток…
Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

Татьянин день и День студента.

История этого праздника раскрывает тайну: этот день - День студента или День святой мученицы Татьяны.
25 января — День Татьяны. Очень сложно сказать, чей это праздник в большей степени. Если смотреть на вопрос в историческом контексте, то, конечно, в первую очередь 25 января — День святой мученицы Татьяны. Будучи дочерью богатого римлянина, она избрала путь духовного развития и стала диаконисой Римской церкви. Она ухаживала за больными, помогала малоимущим, но за веру в Иисуса Христа была приговорена к мученической смерти.
Но далеко не за благие деяния, великую душу и крепкую веру Святой Татьяны этот день стал всеобщим праздником для студентов. История этого праздника как студенческого началась в 18 веке, когда 25 января 1755 года, в день великомученицы Татьяны, императрица Елизавета подписала «Указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий». А текст Указа был написан Иваном Шуваловым — фаворитом императрицы и другом Ломоносова. Под московский университет определили трехэтажное здание на Красной площади у Воскресенских ворот. В конце 1790-х годов было закончено строительство специального здания для университета на Моховой улице, в котором была оборудована и собственная церковь во имя святой мученицы Татианы.
День ангела всех православных Татьян приобрел новое содержание, и теперь этот праздник отмечали не только верующие, но и студенты. 25 января стал днем всех студентов, а Святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов, и из Татьяны-мученицы превратилась для студентов в Татьяну университетскую.

Праздник на каждый день!

День святого Исидора (покровителя Интернета)

4 апреля
Католический Cвятой Исидор Севильский (Isidore of Seville), епископ Севильский (560-636), получил известность не только благодаря своему благочестию, но и любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов.
Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета.
Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология». Это была по существу первая в мире энциклопедия. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи. Католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть — это огромная сокровищница человеческого знания.

Именины: Василий, Исаакий, Василиса, Дарья, Таисия

7 апреля
Всемирный день здоровья

7 апреля по рекомендации Всемирной организации здравоохранения проводится Всемирный день здоровья. Отмечается он в день создания Всемирной организации здравоохранения, устав которой был принят 7 апреля 1948 года.
Благовещение Пресвятой Богородицы.

Праздник на каждый день!

Прощённое воскресенье.

В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.
Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.

Проводы масленицы.

Последний день Масленицы - прощеное воскресенье, или проводы. Заканчивается
гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод
уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. Простить надо обязательно, а если обида велика - сказать: "Бог простит".

Национальный день бабушек.

В первое воскресенье марта во Франции ежегодно отмечается праздник бабушек. В этот день всем бабушкам и вообще женщинам старше 55 лет оказывается необыкновенный почет и уважение. Добрые французские бабушки, редко напоминающие старушек, принарядившись, в этот день пьют ликер, едят миндальное пирожное и, понятное дело, получают подарки.
Год от года французские бабушки становятся все моложе, половине из них чуть более пятидесяти и многие продолжают активно работать. Видимо, именно поэтому бабушкин день приходится на воскресенье. Хотя большинство французских бабушек видят своих внуков как минимум раз в неделю, а треть из них посвящает им более половины своего свободного времени, они с нетерпением ждут "бабушкиного дня", когда все их дети и внуки собираются вместе. Бабушек в этот день ожидают цветы и подарки от любимых внуков и внучек.
Турфирмы в праздник предлагают бабушкам с их внуками бесплатные туристические поездки на автобусах, рестораны создают особые меню, а в магазинах открываются специальные секции, где бабушки - только бабушки - могут купить товары со скидками.

Карнавал.

На католическом юге страны, в нидерландских провинциях Брамант и Лимбург, зимой проводится традиционный карнавал. Проходит он между днем святой Епифании (6 января) и "жирным вторником" - Марди-гра, аналогом русской масленицы. Начинается карнавал, как правило, в феврале или начале марта, за 40 дней до Пасхи, обычно в воскресенье и длится два-три дня. Дни карнавала предшествуют Великому посту. Традиция карнавала очень старая, и связана она с простой идеей: перед Великим постом надо всласть наесться, напиться и нагуляться. Видимо, долгий пост легче перенести, если начинается он с положительных эмоций.
Карнавал - это пора беззаботного и безудержного веселья, пора шумных парадов наряженных в карнавальные костюмы горожан, гигантских кукол, причудливых сооружений на колесах, веселящихся на улицах и в кафе и ресторанах людей, необычных призывов и песен на местных диалектах. Самые яркие и шумные карнавальные шествия проходят в Маастрихте, столице Лимбурга. Считается, что это самый яркий и шумный карнавал в Нидерландах, и именно там умеют веселиться по-настоящему, без "черных" безумств, так как охраняет карнавальное буйство огромная кукла полицейского.
Не уступает ему по пышности и карнавал в столице Брабанта Ден Босе. Этот город даже часто называют главным карнавальным городом Нидерландов. В Ден Босе, который на время карнавала издавна переименовывается в Утелдонк (по традиции в эти дни все коммуны в Нидерландах меняются названиями), более 150 карнавальных обществ и в этом празднестве ежегодно участвуют 200 тысяч человек.
В это же время проводится и Амстердамский карнавал. Праздник сопровождается представлениями, костюмированными шоу, песнями, плясками и народными гуляниями. Многие готовы на любые крайности, но большинство ограничивается участием в параде и танцах.
Карнавалы проходят и в других городах. В каждом он имеет свою специфику, и жители каждого города, конечно, считают свой карнавал самым веселым, добрым и необычным. Везде во время шествия и сопровождающих карнавал выступлений посредством сатиры и юмора обращается внимание на имеющиеся в городах проблемы. Особенно активно это происходит в городе Рурмонд на севере Лимбурга. Во время карнавала там принято ругать все существующие власти, и сам праздник носит несколько анархистский характер, хотя и там до эксцессов дело не доходит.
Порядок соблюдается во всех городах, и веселье никогда не омрачается хулиганскими выходками. В северо-восточном Брабанте, например, в городе Венло на границе с Германией издавна повелось до и во время карнавала "понарошку" праздновать "крестьянские свадьбы". Женихи и невесты едут во время карнавальных шествий в каретах, на телегах с сеном или в других экипажах и приветствуют собравшихся на улице людей. Город Берген–оп–Зом, который называют иногда голландской "столицей масленицы", в дни карнавала получает новое название - Краббенхат (Крабья дыра - в представлении голландцев это жуткая провинция в шельфе Северного моря, где раньше водилось множество крабов). Обязательной деталью костюма любого участника карнавала является старая штора или, на худой конец, красный платок. Некоторые бергенцы шьют себе целый наряд из старых занавесок. Веселье весельем, а тратиться на обновки не стоит, думает практичный голландец. В течение нескольких дней в городе не умолкает веселье и музыка: десятки оркестров со всей страны соревнуются за звание лучшего, который будет удостоен 40-литровой бочки пива.
Во всех городах во время карнавала городом фактически правит не бургомистр, а принцесса и принц карнавала, которым градоначальник публично передает символические ключи от города. В эти дни нет другой власти, государственной или общественной, а все подчинено негласному закону шумного и веселого Карнавала.
Карнавальное шествие проходит под звуки музыки и грохот барабанов. Во время карнавального шествия по улицам города движутся многочисленные причудливо оформленные и разукрашенные машины, экипажи, платформы, телеги, столы и всевозможные другие поставленные на колеса предметы. Рядом идут ряженые, изображающие шутов, героев сказок и легенд, киносериалов, анекдотов, а также, обязательно с юмором, - известных людей города, политиков и просто неведомых существ. Они несут разноцветные флаги и вымпелы. В шествии непременно участвуют сделанные специально для карнавала огромные куклы в средневековых и иных нарядах. Карнавальщики наряжаются в самые немыслимые костюмы и такой маскарад - неотъемлемый атрибут праздника. Карнавальные маски и костюмы должны отпугнуть злых духов на целый год.
Работники Службы Здравоохранения Нидерландов позаботились о том, чтобы во время Карнавала, а также за неделю до начала празднований, карнавальщики могли бесплатно получать презервативы. Вид смело обнаженных танцовщиц, в бешеном ритме самбы трясущих всеми своими прелестями, производит на мужчин просто нокаутирующее впечатление и эротический тонус на время Карнавала резко подскакивает. Горький опыт предыдущих лет говорит о том, что после празднования Карнавала стремительно учащались случаи венерических заболеваний, в том числе и СПИДа.
Апогей праздника - кукольное (с фигурами сказочных персонажей до 10 м высотой) шествие по центральной улице города. Каждая кукла показывает свой номер под аккомпанемент своей команды. Над их подготовкой с лета работают карнавальные клубы. Цель - победа в конкурсе. Сегодня такие фигуры - сложнейшие технические устройства с компьютерным управлением, которые служат всего один день. Еще раз может появиться перед публикой только кукла-победитель.
Карнавал - это не только праздничное шествие, но и выступления артистов, театральные представления, народные гулянья на улицах, веселье в кафе и ресторанах, где традиционно употребляется большое количество местных сортов пива и других напитков. В эти дни бары переполнены, а магазины закрыты.
Традиционно карнавальное веселье для голландцев заканчивается в полночь последнего дня карнавала поеданием блюд из селедки. Но в каждом городе существуют и свои собственные традиции. Так, в Маастрихте устанавливается "Маусвайф" - фигура маастрихтской домохозяйки, идущей на рынок за овощами, главного символа карнавала. В полночь происходит кульминация карнавала - свержение "Маусвайф". После исполнения маастрихтского гимна и карнавальной песни Принц сбрасывает "Маусвайф" и карнавал окончен, но не забыт. В городе много необычных памятников (таких, например, как Дух Маастрихта - и карнавал, конечно, лучший пример маастрихтского духа "в действии"). Есть и карнавальный монумент: он изображает карнавальную команду, играющую на музыкальных инструментах и одетую в карнавальные костюмы.
В Бергене конец карнавала проходит по-своему - в 23.45 с шеста на центральной площади падает символическое чучело вороны - карнавал окончен: кабачки закрываются, город утихает. Только кучи пустых банок и бутылок, карнавальных лент и серпантина покрывают асфальт.

Праздник на каждый день!

6 марта
Великий пост.

Начало Великого Поста. Наиболее строгий и значительный из всех постов.
Во все дни поста запрещается курить и пить алкогольные напитки. Нельзя употреблять продукты животного происхождения (мясо, рыбу, молоко и яйца), сдобный (белый) хлеб, конфеты, булочки, майонез. Разрешается только растительная пища (фрукты, овощи, сухофрукты), соления (капуста квашеная, соленые и маринованные огурцы), сухари, сушки, чай, грибы, орехи, хлеб черный и серый, кисели, каши на воде. А на праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье разрешается есть рыбу.
В первую и последнюю неделю пост самый строгий. В Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В пятницу первой недели можно есть только коливо (вареную пшеницу, подслащенную медом или сахаром).
В остальное время: понедельник, среда, пятница - сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг - горячая пища без масла; суббота, воскресенье - пища с растительным маслом.
Но отказ от некоторых видов пищи не является главной целью поста. Главное его назначение в том, чтобы духовно возвысить человека. Телесное очищение должно сочетаться с преображением души. "Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступление".
Разумное воздержание от пищи в пост полезно для организма. Но церковь разрешает не поститься больным, престарелым, и тем, кто не питался регулярно в течение года (например, малоимущие семьи). Но лучше всего получить разрешение у батюшки. А если такой возможности нет, подумайте: не принесет ли пост вред вашему здоровью? Ведь человек, сознательно вредящий своему здоровью, совершает смертный грех.
У наших предков на период поста отменялись привычные увеселения, пеклись "хлебы-тужики" ("тужу по изобильной пище"). Повседневную посуду для еды заменяли "постовой", сделанной из глины.

8 марта
Международный женский день

Все началось 8 марта 1857 года в Нью-Йорке, когда работницы текстильных фабрик организовали марш протеста с требованием улучшения условий труда и равные права для женщин.
Впервые Международный Женский День был проведен 19 марта 1911 года в Германии, Австрии, Дании и некоторых других европейских странах. Эта дата была выбрана женщинами Германии, потому что в этот день в 1848 году король Пруссии перед угрозой вооруженного восстания дал обещание провести реформы, включая невыполненное введение избирательного права для женщин.
Впервые в России Международный женский день отмечали в 1913 году. Но только с 1966 года в Советском Союзе 8 Марта начал отмечаться как государственный праздник и стал выходным днем. Во время проведения Международного года женщин в 1975 году Международный Женский День был официально признан ООН и был принят многими правительствами, которые прежде не знали о его существовании.
Уже в древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны. В этот день матроны - свободно рожденные женщины, состоящие в браке, получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Рабыни тоже получали подарки. И кроме этого, хозяйка дома позволяла невольницам в этот день отдыхать. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.
Другие теории об истории 8 Марта связаны с... еврейским праздником Пурим, отмечаемым также в начале весны.
Инициатором празднования Международного женского дня была Клара Цеткин. Самое первое историческое событие, пришедшееся на этот день и связанное с попыткой женщин заявить о своих правах, – марш протеста нью-йоркских текстильщиц 8 марта 1857 года. Повод, увы, довольно банальный: низкие заработки и плохие условия труда.
Во второй раз, полвека спустя, об этой дате вспомнили активистки нью-йоркской социал-демократической организации, собравшие 8 марта 1908 года митинг в защиту прав женщин.
В 1909 году Социалистическая партия Америки провозгласила Национальным женским днем последнее воскресенье февраля.
В 1910 году на Второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с инициативой ежегодного проведения Международного женского дня, конкретная дата не предлагалась и не обсуждалась.
Впервые «международный» женский день отмечался в 1911 году в четырех странах – Австрии, Германии, Дании и Швейцарии – в разные дни. В 1912 году женский день отмечался все тем же «узким кругом» стран и снова в разные дни.
В 1913 году женский день был впервые отмечен в России (точнее – в отдельно взятом городе Санкт-Петербурге). Дату его проведения, равно как и фамилии организаторов, не удалось отыскать даже в советских источниках, хотя именно советские идеологи на протяжении нескольких десятилетий всячески развивали миф о «международности» женского дня.
И только в 1914 году – в первый и последний раз! – женский день отмечался 8 марта одновременно в шести странах: Австрии, Дании, Германии, Нидерландах, России и Швейцарии.
Начавшаяся Первая мировая война заставила Европу надолго забыть о каких-либо праздниках. Но после прихода к власти в России большевиков о Международном женском дне снова вспомнили и придали ему официальный статус. По общему убеждению историков и политологов, комиссары использовали наработки европейских социалисток для идеологической борьбы против православной церкви.
Восьмое Марта призвано было отвратить советских людей от религиозных праздников: масленицы, приходящейся примерно на то же время; и Дня жен-мироносиц, отмечаемого в третье воскресенье после Пасхи и считающегося православным Женским днем.
В 1975 году советским идеологам, наконец, удалось осуществить свою давнюю мечту: поскольку этот год был объявлен Организацией Объединенных Наций «Международным годом женщины», то и 8 Марта с подачи делегации СССР по решению той же ООН получило-таки официальный статус «Международного женского дня».
Впрочем, это мало что изменило: кроме бывших республик СССР 8 Марта по-прежнему не празднует никто в мире. В Эстонии, Латвии, Литве. Грузии и Армении Международный женский День официально отменен. В Армении 7 апреля отмечают новый праздник Материнства и Красоты.
Хотя, справедливости ради стоит добавить, что 8 марта все-таки вспоминают и за пределами России. Например, в большинстве европейских стран в этот день, среди прочего, в новостях проскакивает информация о том, что сегодня Международный женский день. Однако это, как правило, просто констатируется, а не отмечается, как событие.

9 марта
Международный день диджеев.

С 2001 года по решению ЮНЕСКО (UNESCO, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) 9 марта объявлен Международным днем DJ. Приятного микса.

Праздник на каждый день!

Пурим (Праздник Жребия).

Подробно эти события изложены в библейской книге Есфирь. Ее суть в том, что еврейка Есфирь стала женой Артаксеркса, скрыв свое происхождение. Царский советник Аман убедил правителя, что его иудейские подданные не были ему верны и добился согласия на их истребление за один день во всем царстве. Чтобы назначить день казни Аман бросил жребий – пур. Отсюда и название праздника. Но когда Есфирь по поручению своего родственника Мардохея рассказала о заговоре царю - Аман был повешен. Праздничная трапеза в эти дни отличается обилием блюд и вина. По традиции еврей должен выпить столько, чтобы не суметь различить слова «благословен Мардохей» и «проклят Аман».
Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова "пур", что означает "жребий".
С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? А потому, что перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, дядя жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Б-гом. Пошел тогда Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 сребренников.
Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово "евреи" ничего ему не говорило и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей племяннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги.
В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: "Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу". Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара.
Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая. Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев.
С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи ("уши Амана"). Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: "В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать "проклятий Амана" от "благословений Мордехая". В канун праздника в синагогах читают "Свиток Эстер" и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками (на картинке - именно они и сам "Мегилат Эстер").
В городах, которые во время событий, описанных в "Свитке Эстер", были окружены крепостной стеной, как тогдашняя столица Персии город Шушан, Пурим празднуется на следующий день, 14 адара, и называется Шошан-Пурим.
В високосный год по еврейскому календарю (например, 2005, 2024) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется Пурим-катан (малый Пурим).

Масленица - Комоедица.

Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица – не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие – один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.
Суббота накануне масленой недели называлась «маленькой Масленицей». В этот день было принято поминать умерших родителей. Утром и вечером, садясь за стол, непременно приглашали умерших родственников разделить семейную трапезу, оставляли для них на всю ночь накрытыми столы.
Праздновать Масленицу – едва ли не самое весёлое время в году – начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыши», среда – «лакомка», четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница – «тёщины посиделки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы», «прощёный день».
Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.
Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что политая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.
В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

День Весеннего равноденствия.

День Весеннего равноденствия (Сюмбун-но хи) отмечается 21 марта, а в високосные годы 20 марта. "Сюмбун" – это название одного из 24 сезонов, на которые в старину делился год. По лунному календарю день весеннего равноденствия приходился на середину 2-го месяца, по солнечному он переместился на 30 дней позже. Празднования же начинаются за три дня до этого и продолжаются еще три дня спустя. Эту неделю называют "Хиган". На всем ее протяжении родственники собираются вместе, чтобы навестить могилы предков, почтить их память. Люди приводят могилы в порядок, приносят цветы и заказывают службы в церковных храмах.
Европеец навряд ли увидит что-нибудь праздничное и радостное в этих скорбных обрядах, но для японцев день Весеннего равноденствия - это, прежде всего, праздник жизни и всего светлого. "Хиган" в переводе означает "другая сторона реки смерти". По одну сторону этой реки располагается наш мир, мир живых, на другой же лежит королевство мертвых. Родственники навещают могилы, чтобы помолиться о покое душ почивших предков. Только в семь коротких дней Хигана ушедшие могут пересечь реку и услышать слова своих близких. Кроме того, в день Весеннего равноденствия солнце опускается точно на западе, а именно там, далеко за пределами нашего мира по религии буддистов лежит страна умерших. После дня Весеннего равноденствия обязательно приходит уже весеннее тепло, как бы холодно не было до этого. Именно это знаменует приближение пробуждения природы, которая скоро распустится в цветах сакуры и пробьется в свежей, зеленой траве. Кроме служб, которые проводятся в буддийских храмах, в день Весеннего равноденствия обязательно устраиваются какие-нибудь празднества в разных японских городах. Так, в городе Китаката, в течение трех дней проходят танцы львов Шиши. Танцоры призывают весну.
Во время Хиган не едят мяса. Основная еда - бота-моши, специальные рисовые пироги, вылепленные в форме шариков, залитые сладкой пастой, приготовленной из красных бобов, приправленные сладкой пудрой из соевых бобов. Сейчас в Японии это блюдо можно найти и в магазинах, но во многих японских семьях, особенно в тех, которые живут вдалеке от урбанистических центров, все еще сохранилась традиция приготовления этого блюда самостоятельно.

Навруз.

Весенний новогодний праздник равноденствия — Навруз — возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, распространился по всем сопредельным странам.
Корни Навруза уходят в зороастризм. Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Фирдоуси и Омар Хайям, служивший при дворе туркменского царя Мелик-шаха, связывали возникновение Навруза с именами легендарных царей Джемшида, Каюмурса и других. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны убирать в домах и вокруг, рассчитаться с долгами.
На праздничный стол складывали круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк.