Звезда Давида и Тантра.

Звезда Давида и Тантра.

Знак "звезды" можно обнаружить и в древнейших трактатах индусской тантры и более позднего тибетского ламаизма, где этот символ называется "Янтрой" - мистической диаграммой. "Тантра" - в отвлеченном смысле указывает на процесс распространения или растягивания. Это слово может означать также и просто "объяснение" учения, но не в устной форме, а в виде непосредственного знакомства с предметом. На Востоке обычно для этой цели употребляют пример с куском сахара - если человек его никогда не пробовал, можно долго ему объяснять что это такое, но он все равно не поймет. Способ тантры - это взять и положить этот кусок сахара в рот человеку, для того, чтобы тот самостоятельно ощутил его вкус. Именно так и поступают учителя тантры - они непосредственно вводят ученика в состояние, когда ученик непосредственно на собственном опыте переживает то или иное состояние.

Несомненно, что, прежде всего, слово "тантра" означает действие (разворачивания) или процесс (распространения), преемственность: т. е. техники, методы, практики. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств. Мы имеем интересное определение Тантры, принадлежащее выдающемуся авторитету, имя которого Катьяяна (Katyayana): "Тантра - это гармония действий". Это означает то же, что и организованность поведенческих актов, их проявление в единстве, и точно в том же смысле, что подразумевает Йога. Аюрведа (Ayurveda) использует слово тантра (tantrd) в значении "тело", а другое слово - янтра (yantra) - в значении "устройство" этого тела. Тело в Аюрведе представляется как композиция органов (анга, anga), вместилище сил: дхату (dhatu), доша (dosha) и мала (mala), претерпевающее процесс становления. Даже в наиболее распространенном варианте слово янтра означает геометрический чертеж, единство линий и букв - "семенных слогов", целостную картину.

Подобным образом и магическая формула мантра (mantra) представляет собой организованную систему звуковых вибраций, состоящую из отдельных слов и букв, обладающих сверхъестественной силой. В техническом смысле тантра является процессом объединения магической диаграммы (янтры) и магической формулы (мантры). Ясно, что подобная практика должна основываться на неколебимой уверенности, что человеческое тело является субстратом, на основе которого диаграмма и формула могут работать во взаимодействии.

Таким образом, янтра является графическим изображением силовых полей и линий, организующих тело человека, в то время как мантра представляет звуковой аспект этих сил - их вибрации. Тантра является набором методов (искусных средств) для работы с этими силами, и, согласно тантрическим представлениям, человеческое тело не просто масса, скопление материи, но имеет также и тонкоматериальную копию (двойника), более сложную, хотя и невидимую, более "энергетичную", хотя в обычном состоянии никак не проявляющуюся. Идея о том, что внутри нашего физического тела находится тело тонкоматериальное, которое невозможно ни увидеть, ни потрогать, то есть, которое недоступно нашим органам чувств, - стара как мир, и в том или ином варианте присутствует в культуре всех народов. В тантрической традиции эта идея развита до концептуальных представлений о внутренней энергетической динамике человеческого тела, своего рода внутренней психоэнергетике человека.

Посредством такой реорганизации внутренних сил человек становится способным не только преодолеть естественные ограничения, но и повысить собственную эффективность. Специальные действия, позволяющие провести подобного рода организацию и реинтеграцию, это не что иное, как глубоко символичные "ритуалы", смысл которых скрыт от посторонних. Организация таких действий находится в соответствии с организацией самих внутренних силовых полей, и потому называется Тантрой; а установление связи с внутренними силами и контроль над ними является Йогой. Два термина - Тантра и Йога - происходят из одного источника и работают в одном и том же смысловом контексте.

Тантрическая традиция, таким образом, фокусирует свое внимание на личностном аспекте духовности: психической структуре, ментальных механизмах, структуре сознания и внутренних мотивациях. Ведическая традиция, напротив, свое основное внимание выносит во внешнее пространство, наполненное противоречивыми силами, которые, тем не менее, хотя и с трудом, но все же могут быть укрощены.

Ранняя тантрическая традиция не продолжала подконтрольное индивидууму пространство далее микрокосма. Но несколько позже, под влиянием ведических представлений, Тантра стала исследовать "мир вокруг". Эти исследования заметно расширились, когда стало очевидным, что микрокосм, в сущности, есть полноценная модель макрокосма. В действительности оказалось, что микрокосм индивида вмещает всю Вселенную. Когда мы обнаруживаем сходные идеи в Упанишадах, на поздней стадии развития ведической литературы, то влияние тантрической идеологии здесь становится очевидным. При этом характерной чертой тантрического мировосприятия, как видно из знакомства с такими средневековыми трактатами как Тантра-лока и Сарада-тилака Мригендрагама является заимствование некоторых представлений из ведической философии, хотя основное ядро тантрической идеологии автономно восходит к доведическим временам.

Классические тантрические понятия, такие как bija, bindu, samvit, kala, mandala, prakasa, vimarsa, ahamta, idamta и karwuka, отходят на задний план, уступая место концепциям космизма, и это, несомненно, результат ведического влияния. При этом, даже когда влияние ведического космизма достигает апогея, личностный аспект не теряется полностью. В Тантре, на индивидуальном уровне, особое внимание уделяется двум процессам - дыханию и сексу. Как и во многих других древнейших верованиях, тантристы опасаются, что чрезмерно интенсивное дыхание и расход семенной жидкости растрачивают жизненную энергию и могут приблизить смерть.

И, наоборот, для того чтобы продлить жизнь, необходимо замедлять дыхание и прекратить расход семенной жидкости. В некоторых тантрических текстах приводятся специальные техники, позволяющие управлять дыханием, такие как пранаяма (ргапауата), и задерживать эякуляцию (воспламенение семени, bindu reaching fire), такие как йони-мудра (уопг-mudrd) и ваджроли-мудра (vajroli-mudra). Горакша-самхита (Gorabhasamhita), текст, точная датировка которого не установлена, указывает на то, что между дыханием (ргапа) и семенем (bindu) существует теснейшая связь, и что два этих явления суть разные стороны единого. Теперь понятно, почему йога-тантра (yoga-tantra) основной целью ставит понимание природы секса и обуздание сексуального влечения посредством разнообразных духовных практик.

Использование сексуальной символики, без сомнения, очень распространено в тантрической традиции. Это одновременно и интригует, и отталкивает. Секс сам по себе нейтрален, как и воздух, которым мы дышим. Отношение к сексу зависит от зрелости индивида, его мотивации и образа мысли. Некоторые эротические и оргиастические культы, превращенные неграмотными индологами в соблазнительные и загадочные темы, действительно происходят из нездоровых мотиваций и антиобщественных установок. Но эти культы в подавляющем большинстве не имеют к Тантре никакого отношения.

Попытки обнаружить, исследовать и эффектно подать публике новые мистические аспекты самых диковинных и просто абсурдных оттенков порой переходят все разумные пределы. Тайные общества, практикующие экзотические и разнузданные сексуальные техники и даже ритуальные убийства людей ложно преподносятся как эзотерические тантрические школы. Только недобросовестные школяры, преимущественно не индусы по происхождению, могут серьезно рассуждать о том, что половой акт "делает дыхание ритмичным и усиливает концентрацию, а следовательно, может выступать аналогом "пранаямы", и в подтверждение ссылаться на "малоизвестные манускрипты" сомнительного авторства. Эти горе-исследователи утверждают, что эротизм является концептуальным ядром тантры, и полной загадкой является то, откуда они взяли эту идею. Привлекательные иллюстрированные издания по "тантрическому искусству" буквально наводнили в настоящее время книжные магазины, все более усиливая поток дезинформации. Именно по этой причине Тантра для современных индусов ассоциируется с чем-то ужасным и отвратительным. Совершенно неизвестной остается истина, что в Тантре сексуальные практики используются не для получения удовольствия и не в магических целях, но для достижения "внутренней трансформации" (paravrtti) и самоконтроля (samyama или dharana).

Тантра не должна рассматриваться как совокупность мистических культов, основанных на необычных идеях. Тантра - это простая, серьезная, трезвая и реалистичная философия жизни, которая работает на уровне наших нормальных импульсов и устремлений.

Санкхья-йога, Аюрведа и ранние тексты Упанишад представляют Тантру в более истинном свете, нежели те культовые мистификации, которые присваивают себе право называться тантрическими. Контролируемая, но в то же время эффективная жизнь, воздержание от крайностей - вот базис тантрической идеологии. Забота о здоровье, накопление силы для эффективной жизни и защита людей от произвола отдельных личностей - вот три аспекта, неизменно присутствующие в тантрическом мировоззрении. Практики, контролирующие дыхание, работают с двумя первыми аспектами; практики, контролирующие внутренние импульсы, работают с третьим из вышеназванных аспектов. Прежде чем эти принципы были четко сформулированы и укоренились в виде норм поведения, им предстояло пройти длительную проверку в самых разнообразных жизненных ситуациях. И нет ничего удивительного в том, что этот своеобразный эксперимент мог включать на разных этапах употребление медицинских и психоделических препаратов, алхимических технологий, а также практику управления сексуальными энергиями.

Что же касается непосредственно символизма шестиконечной звезды, то в простейшем толковании она олицетворяет как макрокосм, так и микрокосм слитый воедино. Мужскую (острием вверх) и женскую (острием вниз) энергию находящуюся в равновесии. При медитации на этой Янтре при произношении специальных мантр можно добиваться как лечения некоторых заболеваний, так и влияния на материальное и духовное благополучие индивидуума. Кроме того, установленная в строго определенных местах жилого дома или офиса, эта янтра способна насытить пространство особым видом энергии и в ряде случаев отвести беду стороной.

Звезда Давида, или точнее Щит Давида - "Маген Давид", представляет собой гексаграмм, составленный из двух равносторонних треугольников. Согласно Еврейской Энциклопедии, Маген Давид служит эмблемой иудаизма. Однако происхождение его неизвестно даже евреям. Дело в том, что еврейское мировоззрение запрещает изображение чего бы то ни было, в том числе и различных символов. Потому щит или звезда Давида не упоминается ни разу ни в Библии, ни в талмудической литературе. Первое упоминание о Маген Давид относится к середине 12 века, хотя его изображение найдено на одном древнем захоронении в южной Италии, которое относят к третьему веку нашей эры. Вероятнее всего, по мнению Еврейской Энциклопедии, звезда Давида была заимствована каббалистами (каббалла - мистическое религиозно-философское учение, возникшее в 13 веке среди евреев) у тамплиеров и использовалась первоначально в виде амулета или магического предохранительного средства. Возможно также, что это часть орнамента, употреблявшегося при постройке синагог. Известно, что Карл IV в 1354 году даровал евреям Праги красный флаг с изображением "щита Давида" (гексаграмм) и "печати Соломона" (пентаграмм - пятиконечника, также употреблявшегося как символ евреев).

« Святой Грааль. | Скоростное чтение. Скорочтение »

Здесь может быть Ваша реклама!