Святой Грааль.

Святой Грааль.

Грааль, святой Грааль, в западноевропейских средневековых легендах таинственный сосуд, ради приближения к которому и приобщения его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно считалось, что это чаша с кровью Иисуса Христа, которую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело распятого Христа (т. е. Грааль - мифологизированный прообраз средневековых реликвариев - драгоценных вместилищ для материализованной святыни, само благородство материала которых имело по ходячим представлениям целительную силу). Часто предполагалось, что эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время Тайной вечери, т. е. была потиром (чашей для причащения) первой литургии. Всё это ставит Грааль в ряд евхаристических символов, почему легенды о нём часто переплетаются с рассказами о чудесных видениях, удостоверявших «реальность» пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христа. По другим, более редким версиям, Грааль - серебряное блюдо, иногда - с окровавленной головой, мотив, дошедший в валлийской передаче и связанный не только с христианским образом Иоанна Крестителя, но и с магической ролью отрубленной головы в кельтской мифологии (см. в ст. Бран). От Грааль неотделимы ещё два предмета, образы которых иногда сливаются: чудодейственное копьё, некогда пронзившее тело распятого Христа, - питающее, разящее и целящее, и заветный меч царя Давида (библейской традиции), уготованный рыцарю-девственнику. Некоторая неясность, что же такое Грааль - конструктивно необходимая черта этого образа: Грааль - это табуированная тайна, невидимая для недостойных, но и достойным являющаяся то так, то иначе, с той или иной мерой «прикровенности».

Грааль обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными яствами (что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского). Эта черта, играющая важную роль в легендах, сближает Грааль с мифологическими символами изобилия (рог Амалфеи в греческой мифологии, котёл в мифах и ритуалах кельтов и др.), но также с христианской мистикой причащения как «хлеба ангелов» и манны небесной. Путь Грааль из Палестины на запад легенда связывала с путём Иосифа Аримафейского, миссионерская деятельность которого неопределённо соотносилась с различными географическими районами и пунктами Западной Европы - от британского монастыря в Гластонбери, где показывали могилу короля Артура, чьё имя сплетено с легендами о Грааль, и где, по-видимому, сохранялись какие-то дохристианские воспоминания, до Пиренейского полуострова. Из мест, где хранится и является Г., фигурирует город Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля, а также таинственный замок Корбеник или Карбоник. Так как Грааль и сопутствующее ему священное оружие терпят близ себя только непогрешимых в целомудрии, всякий недостойный, приблизившийся к святыне, бывает наказан раной и недугом, однако он может ожидать избавления всё от той же святыни.

Генезис легенд о Грааль вызвал в науке 19-20 вв. много споров. Спорна сама этимология слова «Грааль»: Sangreal - переосмысление от Sang real - «истинная кровь» (подразумевается кровь Иисуса Христа), Gradalis - от Cratalem (греч. xpcfrfis - большой сосуд для смешения вина с водой), Gradalis - от Graduate (церковное песнопение), Graal - от ирл. cryol - "корзина изобилия" и т. п. Название замка Корбеник возводится к франц.-валлийск. Сог(з) Benoit, 4 благословенный рог» (рог изобилия). Ортодоксально-христианский, апокрифический (наиболее подробный источник легенд об Иосифе Аримафейском - апокрифические евангелия, особенно Евангелие от Никодима) или язычески-мифологический исток той или иной детали легенды о Г. остаётся предметом дискуссий; но бесспорно, что образ Грааль нельзя сводить без остатка ни к метафорике церковного таинства, ни к кельтскому мифу, лишь «переодетому» в христианский наряд, хотя кельтский миф мог несомненно быть первоистоком этой мифологии. Роль символики Грааль, важной для рыцарской культуры средневековья, состояла в том, что она соединяла дух рыцарско-приключенческий, вольную игру фантазии, использующей осколки полузабытой мифологии, с христианской сакраментальной мистикой.

воображение людей, либо своей драматичностью,либо совершенными подвигами и примерами неслыханного самопожертвования,либо необычайной таинственностью их окружающей.То,что связано с альбигойцами, их святыней-Граалем и последним оплотом-замком Монсегюр,имеет все эти качества.

О Святой Чаше - Граале известно не много. Когда-то на её поиски устремился сам король Артур и его знаменитые рыцари Круглого Стола. Артур, Персеваль и Лоэнгрин жертвовали жизнью,чтобы спасти величайшее сокровище.Их невероятные приключения воспеты в кельтских сагах,средневековом романе Кретьена де Труа,даже в 19 веке лорд Теннисон,английский поэт,вновь вернулся к этой теме в своем творчестве,а величайший немецкий композитор Рихард Вагнер,вдохновленный подвигом благород ного воина,создал лучшую музыкальную драму эпохи "Персиваль".

Все предания о Граале апокрифические, т.е. непризнаны официальной церковью. Ни один церковный историк даже не обмолвился о святой чаше! Не странно ли,ведь во всех Евангелиях говорится о некоем богатом человеке Иосифе из города Аримафея,который явился к римскому прокуратору Понтию Пилату,чтобы выпросить тело распятого Христа.Затем Иосиф,сам тайный ученик Иисуса,обвернул тело своего Учителя плащаницей и положил его в свою гробницу,высеченную в скале,где ещё никто не был положен.К сказанному некоторые христианские писатели добавляют,что Иосиф взяв чашу,из которой пил Спаситель в свой последний вечер,собрал в неё кровь тела Господа и с этой реликвией ходил по свету,проповедуя христианство.В конце концов Иосиф достиг Британии,где основал первый монастырь Гластонбери.В нем хранилось сокровище-Грааль,ставшее для людей воплощением Божьей благодати, мерой человеческой добродетели.

По некоторым данным Иосиф Аримафейский создал братство, монашеско-рыцарский орден,членов которого называли тамплейзами.Они были первыми хранителями чаши, и они же,несмотря на отчаянное сопротивление,оказанное ими в V-VI веках захватчикам Британии- саксам,вынуждены были перевезти святыню в Саррас,откуда она... "вознеслась на небо",т.е.,надо понимать,следы её в истории теряются. Где находился Саррас ? Точно не известно. Но проходили века и все чаще и чаще,уже в раннем средневековье,стали раздаваться песни и баллады,распеваемые трубадурами и менестрелями,в которых подви ги короля Артура,возглавившего борьбу британцев против саксов, и рыцарей Круглого Стола связывались с возвращением в Европу священной реликвии -Грааля. В преданиях поется о том,что святая чаша вернулась,благодаря храбрости и смелости прославленного Персиваля.Он сумел разрушить (не без помощи доброго волшебника Мерлина) злые чары и хитрые козни злого колдуна Клингзора,и благо- получно достичь Грааля.Отныне,он-самоотверженный воитель,отдавший жизнь служению добру,охранял сокровище в неприступном замке Монсегюр...

В XII-XIII веках в Пиренеях,на границе нынешних государств Испании и Франции существовало мощное независимое государство Лангедок со столицей Тулузой. Так случилось,что все жители Лангедока,вслед за своими сеньорами,примкнули к "еретическому" вероучению,уходящему корнями на Восток,с которым у этой страны были давние и прочные связи.Последователей новой веры,появившейся на юге Европы,назвали катарами (по гречески-"чистыми") или альбигойцами (по названию центра движения-города Альби).

Религия альбигойцев восходила к учению персидского пророка Мани,обвинен- ного в ереси и казненного иранским шахом в конце III века.Его последователи -манихеи- разошлись по миру,проповедуя о том,что на земле происходит постоянная борьба света и тьмы,бога и дьявола,что окружающий мир-воплощение зла, а истинное предназначение человека-содействовать торжеству добра.

Наставниками катаров были "совершенные"-одновременно астрономы и астрологи,философы и врачи,математики и строители.Они не признавали церковной обрядности,не чтили крест и Библию,но строго соблюдали обет целомудрия. Альбигойцы жили,соблюдая христианскую мораль,но не желали при этом подчиняться Папе Римскому.При посвящении они обязывались не убивать,не лгать и не отрекаться от своей веры "из страха воды,огня или любого другого вида наказания". Попав в руки своих врагов,они мужественно отставивали свои взгляды и спокойно всходили на костер.

Монсегюр был не просто крепостью альбигойцев,но своеобразной обсерваторией, храмом Солнца-символа Добра и Справедливости.Отсюда были видны неприступные скалы,шумящие водопады,альпийские луга и священный древний лес.Над твердыней Монсегюра (от лат."монс секурус"-"гора,огражденная от опасностей") возвышались лишь снежные вершины Пиренеев и сияли по ночам яркие звезды.Замок на горе возвели сами Совершенные.Они построили его в виде пятиугольника,имевшего по диагонали 54 метра,а в ширину-13 метров.Здесь в глубокой тайне совершались ими неведомые ритуалы.

В 1208 году папа Иннокентий III призвал всех истинных христиан к крестовому походу против альбигойцев и их властителя графа Тулузского Раймонда.Для борьбы с ними был учрежден воинствующий монашеский орден доминиканцев, возглавивший святейшую инквизицию.Во время продолжительной двадцатилетней кровопролитной войны в Лангедоке крестоносцы истребили свыше миллиона (!) мирных жителей,превратив цветущие города и селения в руины. Последним оплотом катар оставался недоступный замок Монсегюр,в котором укрывались их жалкие остатки вместе с несколькими Совершенными и, тем не менее,осада крепости длилась почти месяц.Наконец 16 марта 1244 года Монсегюр пал. 257 женщин,мужчин и детей были сожжены крестоносцами на равнине, получившей название Поле Сожженных.

Но из протоколов инквизиции известно,что четверо альбигойцев в последнюю ночь бежали из крепости,унеся с собой загадочный сверток.Об этом под пытками сообщил пресвятому трибуналу комендант крепости Арно-Роже де Мирпуа. Он назвал имена тех,чей побег сам организовал: Гюго,Амьель,Экар и Кламен. Это были четверо Совершенных. "Они унесли с собой наши сокровища,-утверждал де Мирпуа.-Все тайны катаров заключались в этом свертке".

Многие западные ученые приступали к изучению загадочного Монсегюра и альбигойского наследия,но в их выводах нет согласия. Фернан Ниэль,проводивший раскопки в развалинах замка,полагает,что,поскольку все материальные ценности, т.е. предметы из золота,серебра и драгоценные камни,были ещё до подхода крестоносцев перепрятаны,то несомненно,последним спасенным сокровищем было... нечто духовное,и оно было скрыто в одном из гротов,а гроты вокруг Монсегюра насчитываются тысячами.

Большинство исследователей сходятся во мнении,что спасенное сокровище катар-это Святой Грааль,легендарная чаша,обладавшая магическими свойствами. По преданию,высеченная из цельного кристалла изумруда,она излучала волшебный свет и наделяла своих защитников бессмертием и вечной молодостью. По сей день Грааль, укрытый где-то от порочных глаз, ждет своего нового Персиваля,благородного рыцаря,который,преодолев все преграды,выстроенные сила- ми Зла,найдет его вновь и станет его вечным хранителем,на благо всех людей...

« Элексир Бессмертия | Звезда Давида и Тантра. »