Экстрасенсорное восприятие в общем ряду психических функций.

Экстрасенсорное восприятие в общем ряду психических функций.

Природа способностей

Во время физиологизации отечественной психологии в 50-х годах Б.М.Теплов ввел различие задатков и способностей. Первые представляют физиологические основы, а вторые - их психические проявления. С тех пор миф о том, что способности жестко детерминируются свойствами нервной системы, особенностями работы головного мозга прочно закрепился в научном сознании. Он проявляется в постулировании зависимости психических способностей от, например, регистрируемых ЭЭГ электрофизиологических параметров или темперамента. Не учитывается основное: свойства и особенности нервной системы не определяют, а лишь опосредуют проявление способностей через выбор характера деятельности, ситуаций, оптимальной среды, в которой способности могут развиваться или не развиваться (Дружинин).
В пользу гипотезы опосредованности выступают данные психогенетики. Так, коэффициенты наследуемости индивидуальных электрофизиологических параметров всегда меньше коэффициентов наследуемости свойств интеллекта ("Роль среды..." п/р Равич-Щербо).
Все это говорит о том, что подход физиологического редукционизма к проблеме способностей, в том числе и к ЭСВ, принципиально не верен. Отсутствие или наличие особого гипотетического органа, определяющего экстрасенсорное взаимодействие, не может служить критерием возможности ЭСВ. Последнее может быть функцией известных мозговых структур, а редкая встречаемость способности - результат жизненной невостребованности, вытекающей из целей и характеров деятельностей, жизненных условий, технократического воспитания, требований современной культуры и т. п.
Еще одна проблема психического и физиологического - это проблема локализации психических функций. Мы знаем, что та или иная функция психики проявляется только тогда, когда функционирует тот или иной участок головного мозга. Так, например, человек в основном не может говорить, но может понимать речь, если поражен определенный участок в левом полушарии, и, наоборот, сможет говорить, но не будет понимать даже собственную речь, если поражен другой в том же полушарии (зоны Брока и Вернике). Следовательно, в мозговой организации должны быть участки, специфически определяющие экстрасенсорную функцию.
Такие зоны мозга обнаружены. Методом компьютерного топографического картирования мозга, проводимого во время ЭСВ, было выявлено возникновение двух очагов повышенной активности (синхронизации биопотенциалов) в обоих полушариях мозга. При этом очаг активности, находящийся в передних отделах левого полушария, обусловлен формированием функционального состояния, способствующего успешности деятельности, но не специфического к ее характеру, второй же очаг, находящийся в задних отделах правого полушария, специфичен для ЭСВ (сокр. экстрасенсорное восприятие) (Ли). В других исследованиях получены три подобных очага активности: два совпадают с вышеуказанными, а третий находится в центральным отделе правого полушария (Гримак).
В клинических исследованиях отмечается, что предрасположенность к ЭСВ (сокр. экстрасенсорное восприятие) появляется у отдельных больных с поражением нижневисочных отделов коры мозга (Гримак).

Из общего курса нейропсихологии известны компенсаторные механизмы мозга, выражающиеся в функциональной перестройке его участков для осуществления той психической функции, к которой они не были раньше предназначены. Как правило это случается из-за локального поражения мозга и утраты соответствующей психической функции. Вследствие целенаправленной активности индивида она восстанавливается, локализуясь в новом месте. Тогда когда по ряду причин функция не может восстановиться в первоначальном качестве, компенсаторность может проявляться в необычном виде. Так, например, слепые начинают дистантно ощущать окружающие предметы, а в некоторых случаях даже "видеть" не хуже зрячих (Гримак).
Этот пример показывает, что ЭСВ (сокр. экстрасенсорное восприятие) может представлять собой функциональную систему, так как при этом присутствуют все ее необходимые структурные компоненты, главный из которых - полезный результат действия, выражающийся в приспособлении индивида к изменившимся условиям, и в достижении которого индивид был активен.

Проблема психического образа

Проблема мозговой организации психических функций, только что коротко рассмотренная, на самом деле не так проста. Во-первых, не понятно, где локализуются и локализуются ли вообще более сложные функции, например, воображение. Во-вторых, нейрофизиологическая локализация ничего не говорит о локализации психологической. Считается, что последнее исключается самим постулированием функциональной природы психики. Однако такой подход встречает известные трудности.
Обыденное мышление считает, что психические процессы протекают в голове. Найдется немало психологов, считающих, что психические акты, за исключением внешних поведенческих, протекают внутри черепной коробки. Где находятся сознание, бессознательное, мышление, память или, например, чувства? Ответ известен, но правилен ли он? То, что психика является свойством материи, совсем не означает, что она должна пространственно совпадать с мозгом. Свойство может обнаруживаться за пределами своего носителя, но как далеко в данном случае?

Из книги в книгу ходит в качестве примера рассказ, впервые использованный

А.Н.Леонтьевым, о военном хирурге, у которого чувствительность находится на кончике металлического инструмента (Леонтьев, 1975). Делая из этого примера некоторые общепсихологические выводы, психология не развивает конкретику. Мы можем сказать, что сознание хирурга находится там же, где и его чувствительность, то есть - на кончике щупа, ищущего пулю, но более правильным будет другое. На кончике щупа находится внимание, а сознание находится на пуле, поскольку она является в данный момент целью деятельности (действия), вытесняя из феноменального поля сознания все остальное.
Рассуждая подобным образом, мы можем сказать, что если человек забивает в стену гвоздь, то его внимание находится на шляпке гвоздя, а сознание - на его острие или на том месте в стене, где острие должно находиться. То есть, внимание находится на предмете операции, а сознание - действия. Если человек в этот момент будет думать о книжной полке (мотиве деятельности) или о том, как бы не ударить по пальцам (предмете операции), не говоря уже о переносе внимания, то хорошего ничего не получится.
Когда мы говорим, что сознание или внимание находится там-то и там-то, то это отнюдь не метафора, используемая для лучшего понимания психической реальности, а это и есть эта самая психическая реальность, которую психология признает, но не знает, что с ней делать. Огромную исследовательскую работу в этом плане проделал К.Г.Юнг. В течение всей жизни он разрабатывал теорию о более глубоких, чем коллективное бессознательное, уровнях психики. Ученый пришел к выводу, что существует акаузальное смысловое поле, в котором протекают психические процессы, связывающие независимые друг от друга явления, раскрывающие неслучайный характер случайных явлений (Юнг).
Все это имеет непосредственное отношение к проблеме ЭСВ. В свете вышеизложенного нет надобности искать гипотетические поля, проводящие парапсихические импульсы. При обычном зрительном восприятии психический образ находится там, где и воспринимаемый объект (Леонтьев, 1975). (Фундаментальное положение отечественной психологии, которое многим сегодняшним студентам, да и дипломированным психологам не знакомо). Принципиального различия между процессами паранормального и обычного восприятия нет: во-первых, и те и другие протекают в физическом поле субъкт-объект; во-вторых, необъяснимым образом связываются с нейрофизиологической работой организма. Если какие-то отличия и существуют, то отнюдь не психологические.

Металлический щуп, концентрирующий на своем конце психическое, не является по своей природе проводником последнего, и, следовательно, его наличие или отсутствие не играет определяющей роли, а лишь облегчает труд. Если это действительно так, то можно было бы чувствовать объект дистантно голой рукой без привычного инструмента. Что в общем и делают экстрасенсы при диагностике заболевания (Левинсон и соавт.; Гримак; Лазарев).

« 1 2 3 4 5 6 »

« Лхамо - женщина-оракул из Катманду. | Система йоги Патанджали. ОШО. »