ТАКУАН СОХО (Избранное)

ТАКУАН СОХО (Избранное)

Шесть органов чувств и их господин

Слепой видит ушами, а глухой слышит глазами. Если каждый из шести органов чувств проявляет не свойственную ему функцию, как это можно объяснить?

Когда слепой человек говорит, он говорит о цвете. Когда глухой человек пишет, он пишет о звуке. Почему так происходит?

Потому что и слепой, и глухой наделены умом. О том, кто потерял ум, говорят, что он сошел с ума. Он может видеть, но не видит. Он может слышать, но не слышит.

Истинный ум - господин тела. Шесть органов чувств - его слуги. Слуги служат своему господину во внешних делах. Господин принимает решения. Потеряв господина, они не могут больше оставаться слугами. Мертвое тело, наделенное шестью органами, не может ничего сказать.
Срединный путь

Люди спрашивают меня, что лучше всего на свете. Я отвечаю: блаженство. В буддизме его называют также блаженством ума, достигшего умиротворения и освободившегося от кармы.

Что можно сказать о срединном пути? Лучше всего, соблюдать умеренность. Так, например, нет ничего приятнее, чем лежать в постели, но если заставить вас пролежать в постели с утра до вечера, это может обернуться страданием. Вам захочется подняться и приступить к обыденным делам. Приверженность к чему-то одному причиняет страдания. Так, если вы с утра до вечера едите только сладкое, через несколько дней оно будет казаться горьким. Если вы долгое время сидели, вам захочется встать и пройтись, но если вы долгое время идете, у вас могут заболеть ноги. То, в чем вы соблюдаете умеренность, приносит удовольствие. Испытывая голод, вы хотите что-нибудь съесть, но когда вы наелись, пища больше не нужна.

Придерживаясь умеренности, вы приближаетесь к блаженству. То же самое можно сказать обо всем, что приятно для глаз. Знание меры - вот залог подлинного удовлетворения. Знающий меру довольствуется немногим. Тот, кто не знает меры, страдает от излишеств. Не зная меры, человек страдает в течении всей жизни. Тот, кто знает меру и не имеет желаний, будет счастлив даже в бедности. Все боятся бедности, но если человек наслаждается бедностью, откуда у него возьмется страх перед ней?

Знать меру значит быть в заоблачной стране. Это утонченное удовольствие невозможно описать словами.

Путь мудреца

Люди проглатывают слова мудреца, не переварив их. Поэтому они не могут постичь Пути мудреца. То же самое можно сказать о перце. Если вы проглатываете горошинку перца, не разжевав ее, разве вы можете знать, что это такое? Можете ли вы любить перец, не зная, какой у него вкус? Путь мудреца подобен вкусу перца. Когда вы разжуете и распробуете этот Путь, вы узнаете как можно на него встать. Принимая же его на веру, вы не можете оценить его по достоинству.

Все пути подобны этому. Хурма приятна на вкус, но только после того, как вы попробуете ее сами. Конечно, пища, которую проглатывают не жуя, тоже переваривается желудком и подкрепляет тело. Но чтобы по-настоящему понять слова мудреца, их следует разжевать, а не проглатывать, не задумываясь. Но даже проглотить их не задумываясь будет лучше, чем вовсе их не услышать.

Будда знает, как трудно постичь путь тому, кто не стремится к просветлению. Это похоже на ребенка, который пьет молоко, но не думает о его вкусе пока не вырастет. Но когда он вырастает, понимание, что есть вкус молока, приходит к нему естественно. Вы можете прочесть книгу, написанную мудрецом, но так и не осознать, кем она написана. Но если вы следуете по Пути мудреца, наступает время, когда вы осознаете, что этот Путь представляет собой, и впоследствии уже никогда не сойдете с него.

Радость одиночества

Я не понимаю, как люди могут чувствовать себя одиноко. Когда мой посетитель уходит, я погружаюсь в покой и безмятежность. Приближаются сумерки и я чувствую счастье, потому что знаю, что в этот день никто больше не придет, и я снова буду один. Когда я гляжу на спокойную луну или вслушиваюсь в шум дождя, мне хочется говорить о них "мой дождь", "моя луна". Но я живу в одиночестве не для того, чтобы пребывать в покое и безмятежности. Если бы я жил в покое ради удовольствия, я ничем не отличался бы от людей, которые любят роскошь и танцы.

Одни черви любят горькие плоды, а другие любят сладкие. Наши вкусы определяются тем, что мы любим. Жизнь в веселом квартале отличается от жизни в горах, но если мы привязаны к жизни в горах, мы подобны тем, кто живет в веселом квартале. Отступать от Пути во имя удовлетворения желаний, означает вести жизнь искателя удовольствий. Одни отступают от Пути Будды, потому что зарабатывают деньги на продаже буддийских реликвий, другие - потому что живут в уединении. Следует помнить, что многие из тех, кто уходит в горы, идут туда в поисках удовольствий.

Не бойтесь своего врага

Не следует бояться врага. Следует бояться союзника. Изначально врагов не существует, но наш союзник может стать врагом. Если вы делаете своему врагу одолжение, он становится союзником, но если союзник не доволен вами, он может стать врагом. Если вы никому не делаете одолжений и вызываете в людях неприязнь, куда бы вы ни пошли, везде будете встречать только врагов.

Провидение

Провидение подобно емкости для масла в лампе. Люди видят емкость для масла, но никто из них не знает, сколько масла в ней осталось. Тело человека подобно сосуду. Когда масло кончается лампа гаснет. То же можно сказать и о человеческой жизни. Когда провидение изменяет человеку, его жизнь кончается.

Правильное и неправильное

Все знают, что правильно, а что неправильно, что чисто, а что нечисто. Вещи разделены на хорошие и плохие. Нет тех, кто не любил бы чистую комнату и убранный сад. Даже злонамеренный человек не любит зла в других людях. Он убирает мусор в саду и следит, чтобы посаженное им дерево росло правильно. Он не замечает своих плохих поступков и нечестности, но не может выносить обмана и зла в других людях.

Замечайте даже прыгающую блоху

Замечайте даже прыгающую блоху. Таково проявление великого принципа. Оно помогает нам понять сам великий принцип. Корова и лошадь рождаются большими, а блоха маленькой, но корова, лошадь и блоха в равной мере выражают великий принцип. Не судите о них на основании их размера. Их уникальность не в их размере. Представьте себе, что у вас есть статуи блохи, коровы, лошади и тигра, сделанные из чистого золота. Все они из золота, но отличаются друг от друга. Круглый лист лотоса и тонкая сосновая иголка также сотворены разными. Все проявляет великий принцип.
Отрицайте себя и следуйте долгу

В "Аналектах" Конфуция есть слова "Отрицайте себя и следуйте долгу". Отрицать себя значит полностью посвящать себя выполнению одной задачи. Отрицать себя также означает побеждать желания. Следовать долгу значит возвращаться на Путь. Следование долгу - Путь, по которому должен идти человек. Если вы делаете лишь то, что вам нравится, то отклоняетесь от истинного Пути. Возвращаясь к принципам, вы снова становитесь на Путь. Поэтому следование Пути и следование долгу - одно и то же. Не следует считать, что эти высказывания говорят о разных вещах. Примером может служить вылепливание сосуда из глины. Сосуд и форма, по которой его лепят, одинаковы.

Обычные люди устремляются за удовольствиями и отступают от Пути. Достойный человек отрицает себя и делает Путь своим принципом. При этом ему не нужно следовать многим правилам. Переедание вредно, поэтому каждый должен получать достаточное количество пищи и не больше. Но хуже всего, если чревоугодию предаются монахи. В сутрах говорится, что прием пищи подобен приему лекарства, которое призвано спасти нас от голода. Поэтому никогда не ешьте ради удовольствия.

Путь состоит в том, чтобы не возноситься, как бы вы ни преуспевали в своих делах. Вы должны ложиться спать вечером и просыпаться утром. Для человека это вполне естественно. Не делая этого, вы нарушаете принцип отрицания себя. Тот, кто забывает об этом принципе, не следует Пути. Устремляясь к удовольствию, вы отворачиваетесь от Пути. Когда вы даете другим легкие задачи, а сами решаете сложные, когда вы даете другим лучший кусок, а худший оставляете себе, вы отрицаете себя и исполняете свой долг.
Радость и печаль

Плач и громкий смех изменяют черты лица и приводят к потере невозмутимости. Радость и печаль приходят извне, затрагивают наши внутренние чувства, а затем проявляются в нашем поведении. Так, когда вы узнаете о смерти сына, печальная весть приходит к вам от других. Она входит через уши, затрагивает чувства, а лицо принимает скорбный вид. Напротив, когда вы слышите об удаче своего сына, хорошая весть приходит к вам от других, проникает через уши, а на лице у вас появляется улыбка. Внутри вас нет ни радости, ни печали. Они приходят извне.

Когда радость или печаль заканчиваются, улыбка или скорбь сходят с вашего лица, и оно становится совершенно обычным. Люди склонны видеть лишь различия и не видят за ними постоянства. Человек, который знает постоянство невозмутимости, легко следует изменениям. Если бы радость и печаль проникали глубоко, они были бы неизменными. Однако они приходят и уходят неожиданно. Все эмоции мимолетны. Однако наш подлинный ум отражает их, как зеркало. Если в сознании преобладают отражения, вы имеете дело с мимолетным. Если же сознание становится чистым, подобно зеркалу, вы прикасаетесь к неизменному.

Искусность

Во всех своих действиях опытный человек не прибегает к силе. Сила не требуется, если вы следуете принципу во всех своих действиях. Так, нанося противнику удар мечом вы не используете силу, каким бы тяжелым ни был меч. Если бы исход поединка решала физическая сила, сильные люди всегда побеждали бы слабых. Но напротив, сильные люди часто подчиняются слабым, потому что в действиях последних заключена не только физическая сила. Вы можете научиться побеждать противника без меча.

Если во время полировки изделий из дерева, бамбука или драгоценных камней вы слишком сильно на них нажимаете, отполировать их хорошо будет невозможно. Когда же вы не так усердствуете, не жмете слишком сильно, работа идет лучше. Используя силу, вы лишь придаете им блеск, но не устраняете неровности. Но если вы полируете легко, без нажима, даже неровности будут устранены. Этому принципу нужно следовать во всем.

« 1 2 3 4 5 »

« Дао любви - секс и даосизм. | ЗАКОН ПЯТИ СТИХИЙ »