Современные мастера. Рассказ о Чжан Цинлине.

Современные мастера. Рассказ о Чжан Цинлине.

Рассказ о Чжан Цинлине.

История о том, как Ян Лучанъ изучал тайцзи-цюань в деревне Чэньцзягоу, о его прозвище "Непобедимый", широко известна среди адептов тайцзи-цюань. Стиль Ян, носящий имя мастера, сегодня необыкновенно популярен – почти в каждой стране мира есть люди, которые занимаются именно этим стилем. Остается только удивляться, как мог стиль, созданный Ян Лучаном на основе малоизвестного семейного искусства, превратится в популярную систему упражнений немногим более чем за сто лет.

Поединок с начальником императорской стражи принес Ян Лучаню славу и известность всего за одну ночь. Мастер Ян понимал, что поражение нанесло бы его репутации непоправимый урон. Но победа в этом поединке принесла бы ему могущественнейшего врага- начальника императорской стражи. Тот никогда бы не простил ему поражения 'перед лицом самого императора. Существовал только один способ достойно выйти из создавшегося положения, сохранив при этом титул "непобедимого" и избежав последующих неприятностей- сражаться как "бы на равных, изматывая этим своего противника. Предание говорит нам о том, что все именно так и произошло. Но ведь для этого надо было троекратно превосходить своего противника в мастерстве!

Однако Ян Лучаню пришлось встретится еще с одной трудностью – императорская семья решила, что он будет обучать их своему искусству.

Сегодня, конечно, трудно понять, почему в то время это было проблемой для мастера. Видимо, дело было в том, что правящей династией тогда были маньчжуры. Для патриота Яна Лучаня они были захватчиками и иноземцами. Но и пренебречь желанием императора было бы опасно. Поэтому Ян создал новый стиль, похожий по структуре движений на стиль семьи Чэнь, в который, конечно же, не вошло многое из его собственного стиля. Это стало началом разделения на Ми-цюань (скрытый, тайный стиль кулачного боя), или как его еще называют Лао (старый) и Син – новый стиль Ян. Один стиль сохранялся внутри семьи, другой же был открыт для всех.

форум
"Черно-белое УШУ"
Позднее, когда сыновья Ян Лучана, Цзяньхоу и Баньхоу, и внук Чжэньфу, начали учить всех желающих своему искусству, они продолжали заниматься Ми-цюань в тайне, опасаясь, как бы императорская семья не узнала о подмене. Многие эксперты по боевым искусствам (особенно не являющиеся адептами стиля Ян) утверждают, что новый стиль бесполезен в боевом отношении и что Ян Лучам убрал все "боевое" из нового стиля специально. Такие предположения не имеют под собой оснований, и это подтверждает небольшой экскурс в историю боевых искусств Китая. Внук Ян Лучаня, Ян Чжэньфу никогда не изучал Ми-цюанъ, но был широко известен как не имеющий соперников мастер. Многие из учеников Ян Чженьфу – особенно Чэнь Вэймин и Чэн Манцин- сегодняшние легенды тайцзи-цюань. Широко известен мастер тайцзи-цюань Уильям Чэнь, живущий в США. Он также занимался только новым стилем, изучив лишь туй-шоу (толкающие руки) из старого стиля.

Что же осталось от древней традиции, и в чем состоит отличие Ми-цюань от нового стиля? Возможно, что оставаясь лишь в пределах семьи Ян, скрытая часть этого стиля рано или поздно навсегда бы исчезла. Именно это и произошло с дыхательной техникой семьи Ян (нэй-гун)- она, видимо, утрачена навсегда. Доподдинио не известно, изучал ли Ян Чжэньфу ми-цюань, однако, известно то, что если он и знал этот стиль, то не предал его никому из своих учеников. История сохранения традиции типична дня китайских боевых искусств. Ян Лучань уже давно умер, когда его сын Ян Цзяньхоу решил вынести секрет за пределы семьи для того, чтобы не произошло утраты драгоценного наследства. В то время репутация мастера завоевывалась не демонстрациями, а поединками. Такой поединок произошел как-то между Ян Цзяньхоу и мастером Цзы Жань Мэнь (кулачный бой "естественного стиля") Ду Синьу. Этот поединок так и остался неразрешенным, и ученик мастера Ду по имени Ван, решил постоять за своего учителя и вызвать Яна на бой. Это случилось в 1914г. Когда он приехал и постучался в ворота дома Цзяньхоу, все ученики были обеспокоены тем, что сейчас придется идти и сражаться с Ваном. Они стояли во дворе дома, озабоченно переглядываясь, как вдруг один из них, по имени Чжан Цинлинь, сказал: "Хорошо, я пойду и узнаю что ему надо",- и-вышел за ворота. К удивлению учеников, Чжан вернулся через несколько минут, целый и невредимый, Ван же ушел. Чжан рассказал, что Ван попросил "урок, чтобы узнать, что такое стиль Ян" (вежливое приглашение к бою). Чжан ответил, что он и был послан как раз для этого. Зная, что бойцы Цзы Жань Мэнь хорошо работают ногами, Чжан отразил удар правой ноги Вана и сразу же нанес тому ответный удар рукой. Их руки ударились одна об другую, и после этого Ван тут же остановился и, поклонившись, произнес: "Гао минь!" (великолепно). Чжан понял, что запястье противника повреждено и он не может далее продолжать поединок.

О Чжан Цинлине известно немного. Он родился в провинции Хэбэй, округе Синтай, в 1887г. Его родители рано умерли, а его семья была бедной. Поскольку он очень любил боевые искусства, то в возрасте 14 лет он устройся на работу в качестве садовника в дом семьи Ян. Чжан начал заниматься новым стилем вместе с Ян Чжэньфу. Его товарищами по обучению у Ян Чжэньфу были Тянь Чжаолин, Ян Чжапопэн. У Чжэнхай, Дун Иньцзя, Чжу Цютин, Чэнь Вэймин и др.

Цзяньхоу наблюдал за поединком из окна и оценил искренность и преданность Чжана. Позже он позвал его в свою комнату. Там он сразу заметил, что у Чжана тело настоящего бойца - он был маленького роста, а его кулаки и стопы были в два раза больше нормального размера. И именно ему Цзяньхоу решил передать стиль, который никто никогда не видел, включая членов его семьи.

В 1925г. Чжан Цинлинь переехал в Шаньси в связи со своим бизнесом (он был торговцем мехом) и в течении этого времени его семья процветала. В 1929г. центральное правительство спонсировало всеобщий чемпионат Китая по боевым искусствам: каждая провинция должна была послать двух представителей- одного для соревнований в категории с оружием, а другого без оружия- для финальных соревнований в Нанкине. Друзья убедили Чжан Цинлина принять участие, и он выиграл как местный, так и всеобщий чемпионат в категории без оружия. Лян Тунцай (старший ученик Чжэн Манциня) рассказывал, что Чжан просто поражал всех своими возможностями. Во время второй мировой войны Чжэн Манцин случайно встегился с Цинлином на улице в Нанкине. Чжан просто толкнул Чжэна и отбросил его на три метра. А ведь Чжэн не был просто "мальчиком с улицы"- он был одним из лучших учеников Ян Чжэньфу. Чжэн поклонился Чжану и проучился у него девять месяцев. После этого он снова предложил Чжану сразится и опять он ничего не мог поделать и был опрокинут.

Что же дало Чжану такую силу? По словам Лян Тунцая, "он научился чему-то в горах у даоса".Чжан Цинлин изучал нэй-гун и ту на дао инь (даосское искусство дыхания) и сочетал это со своей собственной практикой тайцзи. Именно даосский стиль жизни с его тихим и размеренным ритмом (вместо публичного преподавания боевого искусства) дал такой результат.

У Чжана было всего семь учеников: Чжэн Манцинь, Ван Шаньчжи, Ли Юнлон из Хэбэй, Люй Яочжэнь, Люй Чжилян, Су Цигэн и Ван Еннинь. Из них только Ван Еннинь, живущий на Тайване, учит Ми-цюань. Ван смог учится у Чжана только после того, как получил рекомендацию своего даосского учителя, , который был адептом той же даосской школы (Цзинь Шань Пай), что и Чжан. Сегодня, в свои 80 лет, Ван последний из учеников Чжан Цинлиня.

Никто не знает, что стало с Чжан Цинлином после китайской революции 1949г.

Современные мастера
ТАЙЦЗИЦЮАНЬ

Чжоу И

Чжоу И - на протяжении более 20 лет являлся учеником известного китайского мастера тайцзицюань и одновременно крупного ученого У Тунаня. Чжоу И автор ряда книг в Европе и Америке, им выпускаются видеоматериалы по цигун и тайцзицюань. Продолжая дело своего учителя, исследует проблемы здоровья и активного долголетия (У Тунань умер в возрасте 105 лет от несчастного случая, до конца дней сохранял активность и завидную работоспособность). Владеет методами лечебного цигун, зафиксированы случаи излечения им таких тяжелейших заболеваний, как болезнь Паркинсона, различные формы паралича и других. Автор уникальных систем цигун - "тайцзигун" (для всех систем организма и выработки специальных навыков в тайцзицюань), "синьгун" (цигун для сердца) и "яньгун" (цигун для глаз). Преподает тайцзицюань стиля У и скоростную малоамплитудную форму (сяоцзя) стиля Ян. Несмотря на преклонный возраст, все время проводит в поездках по разным странам, передавая свои знания и мастерство.

Лю Гуанлай

Лю Гуанлай - учился у многих известных мастеров различным стилям ушу, однако, в конце концов, решил все же посвятить жизнь внутренним направлениям. Многие годы он отдал изучению тайцзицюань стиля Чэнь, его главными учителями были представители ветви Чэнь Факэ. Долгое время Лю Гуанлай являлся членом Пекинского общества по изучению стиля Чэнь тайцзицюань, возглавляемого таким известным мастером, как Фэн Чжицян. В свой первый приезд в Москву, где он прожил несколько лет, Лю Гуанлай преподавал именно этот стиль. По возвращению на родину, счастливая судьба свела его с известным представителем тайцзицюань стиля У мастером Ван Пэйшэном. После напряженных и изнурительных тренировок Лю Гуанлай получил официальное звание ученика и последователя этого учителя. У него Лю Гуанлай изучил очень сложный и редкий стиль Инь направления багуачжан. Этот секретный боевой стиль (его изучали только охранники императорского дворца) Ван Пэйшэн в свою очередь получил от мастера Ма Гуя - ученика основателя стиля Инь Фу. Именно этот стиль Лю Гуанлай преподавал во Дворце Детского Спорта (ДДС) в свой последний приезд в Москву в 1999 году.
В 2002 году в Киеве под руководством Лю Гуанлая создана "Киевская школа традиционных искусств Китая".

Сяо Вэйцзя (Виктор Сяо) - сын знаменитого китайского писателя и политического деятеля Сяо Саня, ученик мастера тайцзицюань Ши Мина. Виктор свободно владеет и русским, и китайским языками, что особенно неоценимо в плане перевода сложнейших теоретических и практических аспектов тайцзицюань и цигун, которыми этот мастер прекрасно владеет. Сяо Вэйцзя не только продолжает традицию своего учителя, к сожалению, недавно ушедшего из жизни, но и ведет поиски в других необычайно интересных направлениях этого необъятного по своей глубине искусства. К его экспериментам проявляют интерес многие любители тайцзицюань и в Москве, куда Виктор приезжает теперь каждый год. В настоящее время он пытается как-то систематизировать свои удивительные открытия, чтобы они легче усваивались его учениками.

« Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу. | Эзотерический взгляд на историю мировых религий. »

Здесь может быть Ваша реклама!