Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу.

Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу.

Интервью с мастером Ма Хун.

Интервью берет Андреа Ченг.

- Мастер, когда вы начали преподавать тай цзи цюань?
Сейчас подумаю… не раньше, чем в семьдесят шестом. Потому что до этого я еще не преподавал. Главным для меня тогда было обучение у моего учителя. Мне казалось тогда, что материала неизмеримо больше, чем возможно постичь. Тай-цзи цюань очень глубокое учение. Я всегда чувствовал, что нужно еще многому научиться. И сейчас ощущаю себя учеником ( смеется). До сих пор повышаю свой уровень, росту.

- Когда примерно вы начали учиться?
Я начал заниматься тай-цзи цюань в 1962…в тридцать три года. Со своим последним учителем я начал в 1972.

- 1972…
Да, я начал УЧИТЬСЯ с Чень Чжао Куй в 1972. Но сначала я обучался вместе со своими друзьями. То, что мы делали, было не очень обычно. Но я хотел изучить ТАЙ ЦЗИ стиля Чень более глубоко и поэтому присоединился к Чень Чжао Куй.

- Как вы считаете, что является наиболее серьезными аспектами обучения?
Синь-и, Ба-гуа и Тай-цзи - они объединены одним понятием. И оно является самым важным: принцип мягкого и жесткого в тесной ВЗАИМОСВЯЗИ. Он присутствует в ба-гуа. Я знаю об этом, но не практикую. То же самое с Синь-и: я немного знаком с этим. Но в основном, я изучал Тай-цзи Цюань.
Касательно ТАЙ ЦЗИ, популярного на сегодняшний день, я могу сказать, что существует два вида. Один из них слишком мягкий.

- Что это за вид?
Я бы не хотел говорить. Если скажу, люди могут расстроиться. Люди сами должны знать о его существовании. Очень медленный. Очень мягкий. Он утратил свои боевые аспекты. Свою основу. Поначалу ТАЙ ЦЗИ Цюань был боевым искусством.

- Так вы считаете, что Чень ТАЙ ЦЗИ есть, как бы, основным направлением, ответвления которого являются слишком мягкими, потому что делают основной упор на здоровье, предпочитают развивитие медицинского аспекта боевому? Вы верите в необходимость присутствия боевого аспекта в искусстве ТАЙ ЦЗИ ?
Сейчас популярны разные направления ТАЙ ЦЗИ. Стиль Ян, стиль ВУ, стиль Сунь, - много разных стилей. Но все они имеют различные особенности. В каком смысле? Мне кажется, что некоторые из них чрезмерно развивают мягкость, другие - жесткость. Это мое мнение. Я считаю, что мой учитель обучал нас самому правильному сочетанию жесткости и мягкости. Он говорил о инь и ян, ТАЙ ЦЗИ Инь Ян. Он говорил, что в ТАЙ ЦЗИ должны присутствовать мягкое и жесткое, быстрое и медленное, пустое и полное, открытость и закрытость. Так же , в нем должны присутствовать…о, еще так много… «и, ци и цзинь» - собранные воедино. В закрытом должно присутствовать открытое, а открытое в закрытом. Абсолютно открытое – нехорошо и абсолютно закрытое тоже ( показывает примеры формы). Поэтому, я верю, что переданное моим учителем наиболее соответствует настоящему искусству ТАЙ ЦЗИЦ, каким оно было с самого начала.
Помимо пользы для здоровья, ТАЙ ЦЗИ должно иметь боевое применение. Наш учитель объяснял нам значение и показывал боевое применение каждой позиции.

- Так вы считаете, что форма следует за функциональностью или функциональность следует за формой? Первыми изучают движения, а затем их применение?
Это одно и тоже.

- Но что изучается первым?
Движения. Формы. Вначале учитель не рассказывает о применении позиций. Постепенно, когда движения становятся очень правильными, учитель начинает объяснять, почему они именно таковы. Как ими пользоваться. Но до этого нужно достичь точности движений.

- Вначале вы обучаете своих учеников только форме?
Верно.

- Вы учите их мягкости?
Мягкому и жесткому одновременно

- Одновременно.
Да. Движения ученика…как же объяснить… могут быть мягкими, но не упруго-мягкими по-настоящему. Вы понимаете?

- Вы могли бы рассказать подробнее?
Например, определенное движение может выглядеть мягким, но содержать в себе силу. Эта сила не жесткая, она упруго-мягкая. Это – гибкая сила. Ее можно сжать или разжать. Это – спиральная сила. В этом случае, здесь пристутствуют сила жесткости и мягкости. Только таким образом можно добиться единства жесткого и мягкого. Если есть только жесткость, то это – не ТАЙ ЦЗИ. Если в движениях только мягкость, нет силы, в этом тоже мало хорошего.

- Как вашим ученикам удается добиться такой мягкости?
Первый шаг – это позволить им быть мягкими. Позволить им добиться четкости движений. Куда идет эта рука? Где поставить ногу? Они должны уяснить для себя все эти вещи. Откуда куда? Из какой точки в какую? После этого можно научить ученика расслабляться и объянить ему значение и применение каждого движения. Шаг за шагом. Обучение проходит в два этапа. На первом этапе копируется форма, внешний вид. На следующем этапе происходит обучение внутренним аспектам. Как проявляется сила в этом движении? Здесь или здесь? Где сила? Это внутренний аспект. А лишь потом демонстрируют применение. Почему я наношу удар таким образом? Какова цель этого движения? На четвертой ступени идет обучение работе с энергиями.

- Как вы обучаете этому?
Существует несколько путей. Одиночная форма, туй шой, стояние столбом, и много других методов.

- Вы не могли бы пояснить?
Когда вы практикуете одиночную форму, в каждом движении, в каждой позиции должен присутствовать выброс силы. Он мягкий и одновременно жесткий. Эта практика выглядит вот так( делает резкий энергичный выдох).
И еще один вопрос – очень важно научить передавать силу. Это необходимо понимать. Как нужно понимать силу? В ТАЙ ЦЗИ главное - инь и ян; - это его основа. Кроме этого также необходимо изучать медицину, анатомию, тактику боя… и еще: когда вы выполняете практику, формы должны выглядеть красиво. Людям, наблюдающим за вами, должно быть очень приятно. Все это очень важно. В конце концов, ваша сила должна обрести расслабленность, мощность и гибкость. Все ваше тело должно быть гибким. Вы должны использовать правильную динамику, быть в расслабленно-собранном состоянии.
Движение должно исходить из ног, последовательно проходить через поясницу, по позвоночнику. И хотя иногда вам приходится наносить удар плечом или кистью, в нем будет присутствовать сила всего тела, потому что она последовательно проходит весь путь, разворачиваясь, как спираль.

1 2 3 4 5 »

« НЕЙРОРЕЧЬ | Современные мастера. Рассказ о Чжан Цинлине. »