Открытое сердце, ясный ум.

Открытое сердце, ясный ум.

Давить или смиряться?

Значит ли это, что мы позволяем людям давить на нас, как им хочется? Позволяем ли мы кому-то вредить себе и другим вместо того, чтобы повысить голос или ударить его? Нет. Быть терпеливым не значит быть пассивным. Терпелив тот, чей ум ясен. Действия, проистекающие от терпеливого ума, могут быть и мягкими, и жесткими.

Сперва мы должны освободить свой разум от гнева. Когда мы замечаем, что рассматриваем ситуацию через узкое окошко МЕНЯ, мы останавливаемся и тратим некоторое время на то, чтобы расширить свое видение. Мы думаем о том, как ситуация представляется другому и что важно для него. Мы размышляем о том, каким образом наши собственные действия в прошлом и настоящем втянули нас в эту ситуацию.

Как только наш ум успокаивается, появляется место для терпения и сострадания. Ясный ум, свободный от близорукого и буйного гнева, может реалистично оценить альтернативные способы поведения и выбрать лучший для всех заинтересованных лиц вариант.

Чтобы эффективно общаться, нам иногда нужно говорить с силой в голосе. Говорить с силой, сохраняя при этом сострадательное отношение, в ситуации, которая этого требует, — это важное умение. Это заметно отличается от того, чтобы кричать в бесконтрольном гневе, когда мудрее было бы помолчать, извиниться или уважительно изложить свою позицию. Побуждение, то есть наше внутреннее состояние ума, не надо путать со словесными и физическими действиями, с помощью которых мы общаемся с другими.

Всегда, когда это возможно, мы должны избегать насильственных действий. Но если, чтобы помешать кому-то причинить вред себе или другим, единственным решением будет ударить его, тогда, с состраданием и к тому, кто наносит вред, и к тому, кому этот вред наносится, мы должны сделать ровно столько, сколько необходимо, чтобы остановить этого человека. Таким образом, прежде чем действовать, важно, чтобы ум был в покое. Если мы действуем под влиянием гнева, есть вероятность, что мы применим физическую или словесную силу, когда это не оправдано, или же, когда это оправдано, применим ее в большей мере, чем нужно.

В общении нам иногда может понадобиться говорить твердо — чтобы выразить свое понимание того, что правильно или неправильно, полезно или нет. Это можно сделать без гнева. Но если другой говорит неверно или гневно и мы тоже это делаем, кто же тогда прав и кто нет? Гнев портит то, что мы делаем и говорим. Спокойный же ум может справиться с ситуацией благоприятным образом.

5. Узколобая ограниченность: Столкновение с инаковостью

Узколобая ограниченность — это отношение, которое не приемлет новых идей или событий. Из-за нее мы становимся жесткими, предвзятыми и уязвимыми. Она может проявиться, например, когда какие-то споры возникают за обеденным столом. "Узколобость" заставляет нас реагировать, как страус, желающий "засунуть голову в песок", но не разбираться с любой новой идеей, которая могла бы пошатнуть наши закостенелые представления.

Подобное отношение создает в нашей жизни множество проблем. Если мы обратимся к истории, то увидим, как пагубна была узколобая ограниченность для развития человечества. В средние века узколобость настраивала людей против научных исследований; узколобый страх заставлял жителей Европы не замечать убийства миллионов невинных людей при нацистском режиме. Узколобость также оправдывает религиозные, расовые и сексуальные предрассудки.

Заглядывая внутрь узколобой ограниченности, мы обнаруживаем предрассудочную идею о том, что у нас все стоит на местах и мы не хотим, чтобы нас беспокоили новые идеи. У нас есть скрытый страх, что, если вдруг песчаный замок нашего мировоззрения будет в прах разнесен новой идеей, мы окажемся в полной растерянности. Как следствие, мы предпочитаем не слушать или же забыть об услышанном и смотреть телевизор, играть в казино или напиваться. Совершенно ясно, что узколобая ограниченность делает нас негибкими и приносит неудобства.

Зная о ловушках узколобой ограниченности, мы будем стараться развить более разумный подход к новым идеям и событиям. Мы будем выслушивать новые идеи и испытывать их логикой, разумным и непредвзятым образом. С намерением улучшить свое понимание и свой вклад в мир на земле и в развитие человечества мы будем прислушиваться к новым идеям и предложениям. Независимо от того, примем мы позднее эту идею или нет, мы чему-то научимся, поскольку разумно подошли к ее изучению, и наше понимание станет более ясным.

Иметь открытый ум не означает, однако, принимать всякую новую идею, с какой только встречаемся. Это особенно верно для "духовного супермаркета", который сейчас существует на Западе. Открытость ума также не означает, что мы так отчаянно хотим быть современными, что отбрасываем свое собственное богатое культурное наследие и слепо следуем любой новой идее или схеме.

С открытым умом мы будем терпимее. Логически исследовав новую идею и рассмотрев доказательства ее достоверности, даже если мы решим не соглашаться с ней, мы все равно можем быть спокойны и дружественны по отношению к тому, кто с ней согласен. Несогласие с идеей не означает, что мы ненавидим того, кто ее принимает. Идея и человек — не одно и то же. Кроме того, у людей идеи меняются. Мы можем ценить то, что говорят другие — будь оно верно или бессмысленно, — поскольку это бросает нам вызов подумать и тем самым усилить свою мудрость.

Когда мы оказываемся через стол от человека, который говорит о новом предмете или идее, нам лучше присоединиться к разговору с радостью обучения, чем с предосудительным отношением, когда уже заранее решают, что другой не прав. Мы дадим себе возможность слушать, размышлять, расти и делиться, в то время как подвергаем перепроверке свои старые идеи.

Подобный подход полезен во многих обстоятельствах. К примеру, мы можем воодушевлять своих коллег, начальство и подчиненных на то, чтобы пересматривать старые проекты и предлагать новые усовершенствования. Такая открытость улучшает рабочую атмосферу. С открытым умом мы можем точно оценить чужие идеи и можем работать сообща с другими ради взаимного блага. Хотя начальник и сохранит власть и авторитет, он уже не будет авторитарным.

Мы не обязаны защищать свои идеи или убеждения. В идее нет ничего такого, что делало бы ее неотъемлемо нашей. Если кто-то критикует наши идеи, это не значит, что мы сами глупы. Кроме того, нет никакой нужды бояться потерять лицо в связи с переоценкой своих идей и переменой мнения. Боязнь глупо выглядеть, если наши идеи окажутся неверными, проистекает от того, что человек больше заботится о своей хорошей репутации, чем о том, чтобы выявить истину. С открытым умом мы будем подходить к каждой идее и ситуации как к возможности учиться и делиться с другими.

6. Правильный взгляд на самих себя: Средства от ложной гордости

Гордость — это понятие, точка зрения, с которой мы раздуваем те качества, которые у нас есть — телесная красота или сила, образование, социальное происхождение или талант, — и считаем, что намного превосходим других.

У подобного отношения есть множество недостатков. Под влиянием гордости мы уверены, что другие знают, насколько мы хороши. Мы говорим о своих достижениях, мы стремимся произвести впечатление на других с целью получить похвалу, репутацию и деньги. Гордость заставляет нас свысока смотреть на тех, кому, как нам кажется, недостает наших хороших качеств.

« 5 6 7 8 9 10 11 12 13

« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »