Открытое сердце, ясный ум.

Открытое сердце, ясный ум.

Является ли гнев правильной реакцией? Оскорбивший нас человек — это живое существо, которое хочет счастья и избегает любых проблем точно так же, как и мы. Метод, который он использует, может быть ошибочным. Но желание такое же, как и у нас: быть счастливым. Расширяя свое видение и на минутку забывая о себе, мы увидим несчастное живое существо в гневе и досаде. Мы знаем, что значит быть несчастным. Мы знаем, как плохо мы чувствуем себя прямо сейчас. Зачем же сердиться на того, кто несчастен? Он должен быть объектом нашего сострадания.

Если мы действительно совершили ошибку и кто-то указал на нее, зачем сердиться? Ведь если кто-то говорит нам, что у нас на лице есть нос, мы не расстраиваемся, поскольку он говорит правду. Ошибка наша, и мы должны перед ним извиниться. Он указывает нам, как стать лучше. С другой стороны, если он осуждает нас несправедливо, зачем сердиться? Если кто-то говорит нам, что у нас на голове рога, мы не сердимся, так как знаем, что это неправда.

Мы часто сердимся, когда случается то, чего нам не хочется. Но какой толк от этого гнева? Если можешь изменить ситуацию, так вперед, делай это. Нет никакой нужды гневаться. Полезно думать так, сталкиваясь с социальными проблемами и несправедливостью. Это можно изменить, так что, чем гневаться, мудрее будет спокойно трудиться над тем, чтобы улучшить общество.

С другой стороны, если ситуацию изменить нельзя, гнев точно так же бесполезен. Если мы сломали ногу, мы не можем сделать, чтобы она стала несломанной. Все беды мира нельзя решить за год. Гнев на то, что мы не можем изменить, делает нас несчастными. Беспокойство или боязнь того, что не произошло, лишает нас сил. Во "Введении в практику бодхисаттвы" Шантидева сказал:

Зачем печалиться о том,
Что можем мы исправить?
И что за толк рыдать о том,
Что выправить нельзя?

Рассмотрение причин и следствий

Действие причины и следствия является центральной идеей буддизма. Подробнее это будет объясняться в последующих главах; однако основной смысл в том, что наши действия приносят результаты. Все результаты какого-либо действия не становятся нам известны сразу же; как семени требуется время, чтобы прорасти и стать деревом, так и для того, чтобы наши действия принесли результаты, нужно время.

Начиная постигать механизм действия причин и следствий, мы приходим к пониманию того, что ситуации, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, происходят с нами не случайно. Они являются результатом действий, совершенных нами в прошлом. Как бумеранг делает круг и возвращается к тому, кто его послал, так и с нами обращаются так же, как мы сами обращались с другими. Буддийское объяснение причины и следствия сходно с христианской идеей: "Что посеешь, то и пожнешь".

Исследуя то, как мы поступали с другими, мы увидим, что наше собственное отношение и поведение не всегда были примерными. Мы разрушали дружбу, оскорбляли и обвиняли других, сплетничали о них и присваивали их вещи. Разве удивительно, что нам самим причиняется вред? Может, в недавнем прошлом мы и не обходились плохо с тем человеком, который причиняет нам вред сейчас, но вообще в прошлом мы вредили другим. Когда созрели плоды наших собственных действий, нет никакой пользы от того, чтобы гневаться или погружаться в самосожаление, ведь, в конце концов, это наша собственная энергия вовлекла нас в данную ситуацию. Как сказал великий индийский мудрец Шантидева:

Зачем я раньше совершил поступки,
Из-за которых мне сейчас наносят вред?
И раз все от моих зависит дел,
Зачем носить мне злобу на других?

Это не предполагает, что мы становимся мазохистами и начинаем агрессивно стыдить самих себя. Скорее мы осознаем свою роль и извлекаем из этого урок. Если нам не нравятся результаты, которые мы испытываем теперь, мы создадим сильную решимость прекратить создание причин возникновения подобных вещей в будущем. Это заставит нас внимательно следить за тем, чтобы не вредить другим. В следующий раз, прежде чем выйти из себя, мы дважды подумаем. Извлекая урок из ситуации, мы примем твердое решение улучшиться. Поступая так, мы превратим в благоприятную ту ситуацию, которая приносила беспокойство.

Часто ли мы обнаруживаем себя в похожих ситуациях, снова и снова реагируя сходным образом? Если так, то почему? Мы должны задуматься, не являемся ли мы привычно легкомысленными, тем самым вынуждая других исправлять наши ошибки. Если это так, то это значит, что на самом деле другой человек добр в том, что указывает на наши ошибки, так как это дает нам возможность исправляться. То, что он делает это в повышенных тонах, к делу не относится. Суть в том, что нам нужно лучше понимать то, как наши действия влияют на других. И этот человек помогает нам развить такое понимание.

Нам следует проверить, нет ли у нас привычки чувствовать обиду или гнев перед лицом критики. Иногда мы слишком чувствительны и легко обижаемся. Если кто-то поступает так, как нам особенно не нравится, мы преувеличиваем важность этого события, делая его незабываемым. А затем годами носим в себе обиду. В этом зачастую коренится семейная вражда.

То, что мы носим в себе обиду, не задевает другого человека, так как он или она давно уже могли забыть об инциденте. Но наша обида делает нас несчастными на годы. Кто-то мог однажды что-то сказать, мы же годами повторяем это снова и снова, всякий раз причиняя себе боль. Ради своего же блага, как и ради мира с другими, лучше не быть таким чувствительным и выбросить это все из головы.

« 5 6 7 8 9 10 11 12 13 »

« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »