Открытое сердце, ясный ум.

Открытое сердце, ясный ум.

Часть II
КАК ЭФФЕКТИВНО РАБОТАТЬ С ЭМОЦИЯМИ

1. В чем счастье: Внимательный взгляд на свой опыт

Буддизм описывает наши проблемы и страдания, их причины, путь освобождения от них и итоговое состояние блаженства, вызванного прекращением всех нежеланных переживаний. Буддизм является подходом к жизни, который помогает действовать эффективно и сострадательно. Он содержит практические рекомендации, могущие стать средством, избавляющим от беспокоящих эмоций и повседневных проблем.

В течение одного дня мы испытываем множество эмоций. Некоторые, такие, как настоящие любовь и сострадание, ценны. Другие — привязанность, гнев, узколобая ограниченность, гордыня и зависть — разрушают наш душевный покой и заставляют нас действовать, принося беспокойство другим. В главах этого раздела изучаются беспокоящие эмоции и исследуются некоторые средства их умиротворения и преображения.

Все беспокоящие эмоции основываются на свойственном нам предположении, что счастье и боль приходят извне. Кажется, что это другие люди и вещи делают нас несчастными или счастливыми. Таким образом, мы полагаемся на внешние объекты, с которыми соприкасаемся посредством пяти чувств — зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, — чтобы они нас осчастливили. Нам представляется, что счастье находится "где-то там", в том предмете, месте или человеке. И поэтому мы пытаемся добыть определенные вещи и быть рядом с определенными людьми. Подобным же образом мы пытаемся избежать всех тех предметов и людей, которые делают нас несчастными, поскольку кажется, что наше несчастье исходит от них,

Тот взгляд, что счастье и несчастье исходят от внешних вещей и людей, ставит нас в затруднительное положение, поскольку мы никогда не можем полностью контролировать то, что нас окружает. Мы пытаемся обрести желаемое имущество, но нам всегда мало. Постоянно разочарованные, мы ищем большего и лучшего, чего бы то ни было, что, как мы думаем, принесет нам счастье. Но знаем ли мы хотя бы одного богатого человека, полностью удовлетворенного? Знаем ли мы хотя бы одного человека, который полностью доволен своими друзьями и родственниками?

Точно так же всякий раз, когда у нас возникает проблема, мы думаем, что она вызвана вещами или людьми извне. Мы приписываем наши эмоциональные проблемы тому, как наши родители обходились с нами, когда мы были маленькими. Мы возлагаем вину за нашу теперешнюю неудовлетворенность на своих начальников, подчиненных, родственников или учителей. Мы хотим, чтобы окружающие нас люди научились обходиться с нами получше. Другие не такие, как нам хочется, и мы постоянно терпим крах в своих попытках заставить их измениться.

Наша жизнь может стать очень сложной, если мы будем пытаться сделать мир таким, как мы хотим. К несчастью, мир с нами не сотрудничает! Наши планы и мечты осуществляются лишь частично, если осуществляются вообще. Хотя мы можем временно преуспеть в том, чтобы влиять на чужие действия, мы не можем диктовать другим, что чувствовать и что думать. Когда мы получаем, чего хотим, мы в восторге; когда — нет, разочарованы и подавлены. Словно эмоциональный попрыгунчик, мы поднимаемся и опускаемся в зависимости от того, с кем или с чем мы встречаемся. Чтобы в этом убедиться, нам стоит лишь взглянуть на то количество настроений, которое у нас сегодня было,

Однако, как только мы проверим свой повседневный жизненный опыт, мы обнаружим, что счастье и благо не существуют во внешних предметах и людях, равно как и несчастье и неприятности. Будь это так, мы все бы воспринимали и реагировали одинаково, поскольку воспринимали бы то, что находится "где-то там", независимо от нас самих.

Но не всем нам нравятся одни и те же люди или вещи: одному нравится поп-музыка, тогда как другому — нет. Равно как и не всегда мы от одного и того же получаем удовольствие: детьми мы любили комиксы, но, став взрослыми, можем счесть их скучными. Это показывает, что наши переживания от людей и вещей зависят от того, как мы на них смотрим и как к ним относимся.

Таким образом, меняя свои интерпретации и то, как мы относимся к людям и вещам, мы можем изменить свои переживания. Мы можем распознать свои проекции, недо- и переоценку людей и вещей, и затем исправить эти ложные представления. Так мы будем относиться к вещам более реалистично и станем более удовлетворенными. Оставляя ложные представления, ведущие к привязанности, гневу, узколобости, гордыне и зависти, мы станем более уравновешенно относиться к другим людям и вещам.

2. Устранение боли из привязанности: Как вести уравновешенную жизнь

Знаете ли вы кого-нибудь, кто удовлетворен тем, что у него есть? С большинством людей это не так: они хотели бы иметь больше денег, лучше проводить отпуск, покупать больше вещей для своего дома и носить более привлекательную одежду. Некоторые становятся несчастными, когда не могут позволить себе то, чего хотят, и даже если у них это есть, они беспокоятся о том, чтобы оплатить счета к концу месяца. Они привязаны к своему имуществу и горюют, когда утерян драгоценный подарок или ломается семейное наследие.

В течение дня наше внимание обычно направлено наружу. С утра до ночи мы желаем видеть красивые образы, слышать приятные звуки и трогать приятные предметы. Когда мы делаем это, мы счастливы; когда — нет или когда соприкасаемся с неприятными зрелищами, звуками, запахами, вкусами и телесными ощущениями, мы расстраиваемся. Наши чувства и настроения ежедневно поднимаются и опускаются в зависимости от того, нравятся ли нам те объекты чувств, с которыми мы сталкиваемся.

Хотя мы извлекаем удовольствие из объектов чувств, это удовольствие — ограниченное. Если мы тщательно исследуем свою жизнь, то обнаружим: то, что один раз доставляет нам удовольствие, в другой раз делает нас несчастными. Например, пища приятна, когда мы начинаем есть, но не когда переедаем. Деньги дают нам возможность иметь много вещей, но они также заставляют нас беспокоиться о том, как бы их не потерять или чтобы их не украли. Вещи, к которым мы привязаны, не всегда доставляют нам удовольствие.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 »

« Путь к совершенному самопознанию (Атмаджнянопадешавидхих). | Что такое Адвайта-веданта. »