Ом мане падме хум.

Ом мане падме хум.

Умерший в 1927 году Учитель Пандидо Хамбо Лама не так давно был извлечен бурятскими буддистами из своей могилы, и при его осмотре даже учеными-материалистами не было обнаружено признаков смерти. Никакого объяснения этому феномену, кроме как признания его чудом, до сих пор нет. Монахи местного дацана говорят, что Учитель Пандидо Хамбо Лама и не умирал, он просто до сих пор медитирует.

Иволгинский дацан кажется крошечной золотой игрушкой на фоне огромного неба и синих рериховских гор. На окраине поселка Иволгинск, в сорока километрах от Улан-Удэ, туристов и местных верующих с утра до позднего вечера ждут частники, которые везут их в главный буддийский центр Бурятии. Чтобы поднять себестоимость поездки, в старенькую "шестерку" усаживают по пять человек. Я оказалась на переднем сиденье вместе с грузной женщиной в пуховом платке.

- Девочка моя, - начала она после краткого знакомства, - ты едешь в святейшее место на Земле. Сила Будд привела тебя сюда. Обязательно останься там подольше, все пойми. Я бы тебе показала храм, но у меня телята не кормлены, некогда.

Вышла она на каком-то пыльном повороте. Мы поехали дальше. Вдоль петляющей дороги паслись табуны лошадей и стада нежно-коричневых коров. Иногда флегматичные животные группами выходили на проезжую часть и долго смотрели куда-то поверх машин. Шофер остановился и закурил.

- У нас есть поговорка, - объяснил он пассажирам, - кто торопится, тот мерзнет.

Не торопясь, я зашла на территорию дацана - буддийского храма. Забор из свежих досок огораживал около полусотни деревянных домиков лам, оранжерею со священным деревом Бодхи, книгохранилище тибетских текстов, место для монашеского затворничества, белоснежные буддийские святыни - ступы - и четыре храма. Я остановилась в центре этого волшебного мира: вокруг никакого движения, не слышно ни одного привычного человеческого звука. Только тихо позвякивают на ветру колокольчики, привязанные к загнутым крышам храмов, и громко воркуют голуби.

Главный из четырех храмов виден издалека. Стены из бело-голубого кирпича, позолоченную крышу и ярко-красную веранду украшают мифические львы и тигры - немые каменные стражи. Здесь тишина особенно густая - слышно, как, касаясь друг друга, шелестят иголки на соснах. Открыв скрипящую дверь, я зашла внутрь. "Ом мани падме хум" - доносился откуда-то с потолка напев. Прямо на меня внимательно смотрели с десяток Будд. Я по привычке перекрестилась. Посреди храма стояли ряды лавок, покрытых разноцветными плетеными ковриками. Всюду были рассыпаны денежки, пшеничные зерна и карамельки. Наконец я увидела живого человека: мужчина в бордовых одеждах сидел на дальней скамейке и мастерил лампадки, заливая фитили жидким топленым маслом. Я присела рядом.

- Издалека? - спросил он, не отрываясь от работы.

- Из Москвы.

- Приехали посмотреть на Собрание Драгоценного Тела Учителя Пандидо Хамбо-ламы?

- Ну, да. Хочу написать об этом.

- Пишите. Надо больше писать, чтобы все люди планеты знали об этом чуде. Сейчас, - монах поднял голову вверх, - Великий Учитель над нами, на втором этаже.

Духовный лидер бурятских буддистов, 12-й Пандидо Хамбо-лама (в миру - Даши-Доржо Этиглова), умерший в 1927 году, оказался нетленным. В свое время он считался одним из самых строгих Учителей. Легенды приписывают ему сверхъестественные способности. Говорят, что в двадцатые годы через местные реки Иволгу и Жаркову очень плохо ходили паромы и, когда ламе нужно было срочно переправиться на другой берег, он входил в состояние медитативной сосредоточенности и переходил по воде. Местные жители, бывшие свидетелями этого чуда, падали на землю и молились по нескольку часов. Но все это предания. A нынешнее событие - документально подтвержденное чудо.

Умер бурятский Хамбо-лама в присутствии трехсот лам, собранных им в Aгинском дацане, в котором он учил в течение всей своей жизни. Учитель сел в позу лотоса и попросил читать для него молитву, предназначенную усопшим.

- Но вы же еще живы! - возразили ламы.

- Нет, я ухожу от вас, - сказал старец, погрузился в медитацию и умер.

Чтобы понять это, монахом понадобилось полдня. Они никак не могли разобраться - то ли это глубокая медитация, то ли смерть. Наконец тело ламы было вынесено из храма и похоронено в той же позе лотоса на местном кладбище Хухэ Зурхан.

После похорон служители обнаружили завещание покойного, где он давал наставления остающимся в сансаре - вечном круге перерождений - и просил вскрыть его могилу через тридцать лет. "Мое тело останется нетленным", - писал великий буддист.

Вскрыть могилу через тридцать лет оказалось не так просто. В тридцатые годы советское правительство решило уничтожить бурятский буддизм. Комиссары взорвали все дацаны, сожгли древние тибетские свитки, а священную атрибутику вагонами вывезли в неизвестном направлении. Из 16 тысяч лам в живых осталось пятьсот. Большая часть из них сидела в лагерях, остальные бродяжничали в степях. В 1945 году, после ужасных потерь на войне, правительство поняло, что научный атеизм не может облегчить боль граждан, поэтому смягчилось и позволило построить единственный буддийский храм - Иволгинский дацан.

В 1957 году, согласно завещанию, нужно было вскрыть могилу. Об официальной церемонии не могло быть и речи. Вскрытие проводили тайно, поздним вечером, в присутствии родственников и нескольких священнослужителей. Сегодня уже никого из них нет в живых, но записи говорят, что тело ламы обнаружили полностью сохранившимся. Кожа в районе сердца была теплой. Переодев Учителя в новую одежду и поместив тело в новый гроб, могилу снова закрыли - на сорок пять лет.

За прошедшее время место захоронения ламы было забыто: у бурят нет традиции навещать кладбище. Они приходят сюда в последний раз на сорок девятый день после смерти, когда душа окончательно покидает тело. Дальше душа начинает кармическую работу и входит в новый цикл перерождения, поэтому приходить к останкам тела бессмысленно. Нетленный лама превратился в легенду.

Но произошло еще одно чудо. Другой почтенный лама - Бибма, один из старейших священнослужителей Иволгинского дацана, - однажды погрузился в долгую глубокую медитацию. Во время медитации к нему явился Великий Учитель. Хамба-лама указал старцу место своего захоронения и попросил извлечь его тело и перенести в храм. На этот раз для эксгумации служители Иволгинского дацана пригласили криминалистов, медэкспертов, представителей ФСБ, родственников и Бибму Джиевича Цыбикова - 90-летнего старика, единственного человека, который видел Учителя при жизни. Присутствовавшие, как и всегда при эксгумации, надели хирургические маски.

- Конечно, несмотря на все обстоятельства, мы до конца не верили в чудо, - признался нынешний настоятель Иволгинского дацана Гунчен-лама.

Но после того, как гроб открыли, стало понятно, что все предосторожности были напрасны: Великий Учитель оказался нетленным. Под звуки фанфар и барабанов, под звон колокольчиков и праздничных песнопений его перенесли в главный храм Иволгинского дацана. Учителя могли видеть все, кто оказался в тот день на службе: отряд омоновцев, отправлявшихся в Чечню, местные верующие и несколько журналистов.

Тело ламы отнесли на второй этаж храма. Ведет туда узкая деревянная лестница. И там, посредине затемненного прохладного помещения, в окружении горящих лампад и чашек с маслом пребывает в позе лотоса Собрание Драгоценного Тела Учителя Пандидо Хамбо-ламы.

Я стояла на первом этаже, внимательно рассматривая высокий потолок.

- А мне можно к ламе? - осторожно спросила я монаха.

- Теперь получить благословение можно только во время крупных служб, хуралов, - семь раз в году. Ближайшая будет 28 октября, так что приезжайте через месяц.

Тогда, усевшись снова в разбитую "шестерку", я отправилась из шепчущей тишины в город Улан-Удэ - искать единственного современника нетленного ламы - Бимбу Джиевича Цыбикова. По дороге я проехала главную площадь города, на которой установлена пятидесятиметровая голова Ленина - самая большая в бывшем Советском Союзе. Издалека она похожа на голову богатыря из сказок Пушкина. Вокруг головы начиналась дискотека.

Бимба Джиевич живет на окраине Улан-Удэ. Он пишет книги о культуре Бурятии. Проповеди Великого Учителя Бимба слушал в семнадцатилетнем возрасте дважды. В дацан его приводили родители, надеясь пробудить в сыне религиозное сознание. Но Бимба уроки не воспринял, вырос, стал коммунистом и атеистом.

- Я помню, - рассказал мне дедушка, - что лама был маленького роста и очень худой, а сейчас стал еще меньше. Но черты лица я узнал сразу - он нисколько не изменился за это время.

- Скажите, - задала я наболевший вопрос, - почему это случилось именно в Бурятии? Ведь по сравнению с индийским и тибетским бурятский буддизм совсем молодой: ему чуть больше трехсот лет.

- Не знаю я, - ответил Бимба Джиевич. - Я же материалист, нас воспитали так, что мы не верим в чудеса. Говорят, что когда древним китайцам нужно было переправить тело умершего императора на большие расстояния, то они засыпали его солью, и труп не портился. Может, в этом дело?

- Не в этом, - сказал мне на следующий день екатеринбургский врач-физиолог, кандидат медицинских наук Владимир Николаевич Чащин. Он был допущен монахами Иволгинского дацана к святому телу. Около часа он исследовал феномен, пальпировал тело, ища обычные признаки смерти. Признаки смерти Владимир Николаевич знает хорошо, так как специализируется на криминалистических эксгумациях. В голубых глазах специалиста читался восторг:

- Это противоречит всем физиологическим и физическим законам природы! Понимаете, такого просто не может быть! Все живое должно обращаться в тлен. Соль, конечно, может приостановить процесс разложения, но только на несколько суток, а не на семьдесят пять лет. Иногда в моей практике встречались случаи окаменения некоторых частей тела, которые сохраняли форму, становясь очень твердыми. A при мумификации или бальзамировании тело вообще неизбежно высыхает. Здесь же я чувствовал абсолютно живую, эластичную кожу. Более того, у ламы гнутся все суставы, включая самые мелкие на пальцах. У него здоровый цвет лица, темные волосы, ресницы, брови, отлично сохранились зубы. Я могу констатировать одно: так как нет ни одного признака смерти, значит, он жив. Сейчас Учитель покрыт стеклянным саркофагом, внутри которого помещен градусник. Помещение не отапливается. За последние две недели температура внутри саркофага поднялась на два градуса - это следствие какой-то жизнедеятельности.

1 2 »

« Тьма - это отсутствие света. | Никола Тесла - мистик науки. »

Здесь может быть Ваша реклама!