НЕЙРОРЕЧЬ

НЕЙРОРЕЧЬ

Затем, если упражнения выполнены достаточно хорошо, должно произойти следующее: как только ваша голова поворачивается влево или вправо, язык непроизвольно смещается в ту же сторону. И стоит вам лишь немного повести глазами слева направо, как вместе с ними сдвинется и язык.

Достаточно даже только подумать о чем-то, происходящем слева от вас, — а язык уже повернулся в левую сторону. Вы только представите, что какое-то событие разворачивается справа от вас, — а язык уже коснулся вашей правой щеки. Вы лишь вообразили, что у вас над головой что-то происходит, — и язык сразу же коснулся нёба. Опустили голову, чтобы приглядеться к земле, — язык послушно опустился.

Теперь проведите наблюдения. Начните с того, что определите, как язык лежит во рту. Потом проследите, насколько согласуются его движения с движениями головы и глаз, а также с перемещением внимания. Насколько отчетливо вы теперь ощущаете поверхности языка? Быстро повращайте головой из стороны в сторону, следя внимательно затем, как движется ваша голова. Широко откройте рот и поводите языком из стороны в сторону. Определите, действительно ли эти движения стали более свободными. Теперь посидите тихо с закрытыми зразами. Подумайте, какие еще можно провести наблюдения.

Обучение полушарий головного мозга

Как всегда, прочтите абзац, прежде чем приступить к выполнению написанного. Так вы подготовите себя к пониманию изменений в теле, возникающих под воздействием НЕЙРОРЕЧИ.

Нельзя сказать, что человеку так уж свойственно ощущать собственное тело. Но если он его ощущает, то обычно как симметричное. Говоря иначе, нормальный человёк одинаково ясно ощущает левую и правую ногу, левую и правую руку, левое и правое плечо, обе стороны лица и так далее. Человек обычно чувствует, что левая и правая его сторона весят одинаково слева и справа он одинакового роста. Это и есть то, что здесь подразумевается под словом симметрия.

Теперь встаньте, Ваши ступни образуют одинаковые углы с линией симметрии. Убедитесь, что вы воспринимаете свое тело как симметричное - с обеих сторон оно одинаково весит, одинаково по высоте, одинаково по ощущениям. Походите и посмотрите за этими ощущениями. Сядьте на стул и снова проверьте свою симметричность — не изменились ли ощущения. Теперь читайте, медленно и внимательно, делая небольшие паузы между предложениями. Не забывайте, ваш мозг только учится и ему нужна постепенность.

Сидеть вы должны как обычно: ступни одна параллельно другой на расстоянии десяти-двенадцати дюймов. Постарайтесь не смещать ступни, и тело тоже держите как можно симметричнее.

Вы должны почувствовать, что как ступни симметрично расположены на полу, так и ягодицы симметрично расположились на стуле.

Теперь я хочу обратить ваше внимание на то, что ваша правая ступня расположена по отношению к голени почти под прямым углом. А правая голень расположена почти под прямым углом к правому бедру. И если вы сидите прямо, то правая половина вашего корпуса находится почти под прямым углом к правому бедру.

Знаете ли вы, что ваша правая ступня почти не ограничена в движении. Вы можете упереться пяткой в пол и ударять по полу носком. Можете ударять носком правой ступни ритмично, под счет, а можете делать это свободно, без всякой системы.

Удерживая правую пятку более или менее устойчиво на одном месте, вы можете поворачивать носок из стороны в сторону. Или, наоборот, зафиксировав носок, можете поворачивать пятку. Можете двигать и лодыжкой, наклоняя ступню то влево, то вправо, и так много раз.

Можете вытянуть правую ногу и, поставив пятку на пол, очерчивать ступней круги. Можете сгибать и разгибать пальцы. Можете вытянуть ногу, а потом, сгибая сустав колена, подогнуть ее под себя. Напрягая мышцы, прилегающие к коленному суставу, вы можете сгибать и разгибать ногу сколько угодно раз.

Можете прижать правую руку к правой ноге. Таким образом рука ощутит боковую поверхность ноги, переднюю, внутреннюю. Прикасаться можно по-разному, с разными целями. И для того, чтобы узнать как можно больше о правой ноге и для того, чтобы возбудить как можно больше разных ощущений голени и колене. Прикосновение голени и колена, к руке тоже может способствовать возникновению в ней различных ощущений. Возможностей много. От того, с каким намерением вы будете прикасаться, зависит и результат.

Таким же образом можно изучить и бедро. Допустим, вы прикасаетесь правой рукой к правому бедру с той целью, чтобы возбудить ощущения в ладони и в пальцах. Можете прижимать пальцы и ногти к бедру так, что в бедре возникнут приятнее ощущения. Можете согнуть правую руку в локте и начать постукивать ею по правому бедру, ритмически под счет или случайным образом.

Можете согнуть правый локоть и чертить рукой крутя в воздухе так, чтобы локоть находился в центре. Можете положить правую ладонь на правую сторону грудной клетки и тоже повращать локтем; в этом случае движение будет совершаться относительно плеча. Можете сделать круговые движения вытянутой рукой — перед собой, потом над головой. И в этом случае движения будут идти от плеча.

Вы можете, конечно, использовать различные части правой стороны тела для изучения того, что находится вокруг вас. Вы трогаете рукой различные части стула и таким образом изучаете его. Вы можете использовать поверхность стула, чтобы возбудить различные ощущения в вашей руке. Вы можете прижимать то правую ногу, то правую руку к поверхности стула, чтобы возникли различные ощущения в руке или ноге. Можете уделить внимание и тому, как правая ягодица размещена на стуле и вообще как вы ощущаете правую половину таза.

Можете исследовать языком правую половину рта: скользя языком по внутренней поверхности рта, потрогайте им щеку или упритесь в нее. Вы можете сосредоточить свое внимание на дыхании правой стороной, в частности на дыхании правой ноздрей. Попробуйте уловить движение в правой стороне грудной клетки и в правом плече: как плечо поднимается, когда вы втягиваете воздух правой ноздрей, и как опускается, когда выдыхаете. Можете также поморгать правым глазом, лучше в определенном ритме, под счет.

Сознание способно исследовать всю правую часть вашего тела, двигаясь медленно от подошвы правой ступни, вверх по правому боку и вплоть до темени. Потом от правой стороны темени к правой половине лица, потом по правой стороне шей, по плечу, по Д правой стороне туловища, по руке и кисти, затем по правой стороне таза, по правому бедру, по голени. И вот, наконец, опять ступня. Так сознание может странствовать по правой стороне вашего тела вверх и вниз сколько угодно раз.

Прочтя этот абзац, вы должны будете сделать дополнительные наблюдения. Но на этот раз можете начать их сидя, а не стоя. К примеру, не ощущаете ли вы, что ваше тело несколько перекошено в правую сторону? Что правая ягодица сильнее погружена в поверхность стула, что правое плечо опущено ниже левого, что правая ступня сильнее упирается в пол? Что вы более четко ощущаете — правый глаз или левый, правое плечо или левое, правую ногу или левую? Теперь поднимитесь со стула и проведите те же наблюдения. После этого походите по комнате, обращая внимание на симметричность — нет, теперь скорее асимметричность — вашего тела. Насколько отчетливо вы ощущаете правую сторону, а насколько левую? Четко ли ощущаете вес и длину каждой стороны тела! Ускорьте ходьбу и при этом отметьте, не увеличивается ли ощущение асимметрии.

Сосредоточившись, вы, вероятно, ощутите, что с правой стороны ваше тело как бы длиннее, чем c левой. Правая сторона как бы более свободна, в ней больше энергии, чем в левой, правая ступня четче ощущает поверхность пола. Есть и много других ощутимых изменений: правая ноздря дышит иначе, чем левая, правый глаз видит яснее, есть склонность поворачиваться вправо, и так далее. Повторите наблюдения сидя, потом стоя, потом на ходу. Наблюдайте очень внимательно и постарайтесь насчитать как можно больше отличий в организации и функционировании правой и левой половин тела. Завершив наблюдение, снова присядьте, и мы продолжим.

Как уже объяснялось, «поработав» над какой-то частью своего тела и тем самым изменив ее к лучшему, следует сохранить это состояние. Ваша нервная система, если она у вас достаточно здорова, наверняка отличается и рационализмом, и гедонизмом. Иначе говоря, он? любит удовольствия и сторонится боли. Значит, если одна из сторон тела обрела лучшее самочувствие, стала живее двигаться, нервная система постарается сохранить этот полезный опыт. Чем дольше нервная система будет «любоваться» картиной благостных перемен, тем больше вероятность, что перемены станут устойчивыми. Нервная система или зафиксирует хорошее состояние, или будет предпринимать усилия, чтобы снова достичь его.

Есть еще один способ усовершенствования — «обучившаяся» сторона тела быстро передает свои знания соседней, еще «не обученной». При помощи реальных движений или движений, подкрепленных сенсорными образами, такую передачу осуществить намного легче, чем посредством НЕЙРОРЕЧИ, когда тело должно измениться исключительно под воздействием чтения. Как бы то ни было, мы сделаем сейчас попытку быстро «просветить» другую половину вашего тела; по меньшей мере, мы восстановим симметрию вашего тела на более высоком уровне организации, чем она была до начала чтения.

Итак, еще раз проверьте себя и обратите внимание на любые признаки асимметрии (их может быть, кстати, меньше, чем одну, две минуты назад).

Поставьте левую ногу накрест впереди правой так, чтобы ваша левая ступня оказалась правее правой ступни. Возвратите левую ногу в исходное положение, затем снова перекрестите ее с правой так, чтобы передняя часть лодыжки левой ступни соприкоснулась с задней частью лодыжки правой ступни. Попробуйте левой ногой приподнять правую. После этого можно вернуть левую ногу в исходное положение.

Вы можете переплести пальцы обеих рук таким образом, чтобы большой палец левой руки оказался поверх большого пальца правой руки. Затем вы разъединяете руки и снова переплетаете пальцы, но на этот раз так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой. Разъединив пальцы, можете положить запястье левой руки на запястье правой, а потом запястье правой на запястье левой. Упражнение можно повторить несколько раз. После этого можно положить правую ладонь на левое плечо, а левую, ладонь на правое плечо. Можно несколько раз поднимать руки, класть их на плечи и опускать, потом снова поднимать. Наконец, вы можете вернуть руки в их обычное положение.

Теперь обратите внимание на то, как вы сидите. Не стало ли ваше тело более симметричным? Встаньте и проверьте себя. Столь же внимательны будьте во время ходьбы. Ваше тело стало более симметричным, но не чувствуете ли вы, что процесс улучшения на этом не завершается? Может быть, путем передачи знаний от одного полушария головного мозга к другому другой половине вашего тела действительно указан новый путь? Или обе стороны тела просто сравнялись, то есть восстановился прежний нормальный уровень симметрии? На «обучение» одной стороны тела потребовалось довольно много времени. НО ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК БЫСТРО И ЛЕГКО МОЗГ ВОССТАНОВИЛ СИММЕТРИЮ.

Исследование измененных состояний

Задание, которое вы найдете в этой главе, кое в чем отличается от предыдущие. Сейчас мы будем стремиться не к усовершенствованию одной или нескольких частей тела или отдельных функций, а скорее к тому, чтобы все тело наполнилось единым ощущением, прошло через единый опыт. В итоге вы должны будете убедиться, что ваше сознание прошло через ряд непривычных состояний, что на мышечном и на других уровнях тело испытало чувство раскрепощенности, ранее ему неведомое.

Прочитав этот абзац, пройдитесь несколько раз по комнате. Обращайте внимание на свое восприятие: нравится ли вам то, что вас окружает, чувствуете ли вы себя свободно. После этого сядьте, как и раньше, на тот же стул, так же поставьте ноги и т. д. Во время чтения старайтесь не менять позу. Стайте внимательно и сосредоточенно. Помните: раз текст адресовав непосредственно мозгу, то нужно читать медленно, делая паузы между предложениями, чтобы тело усвоило содержание и успело перестроиться. Не сомневайтесь, что и измененные состояния сознания, и расслабление доставят вам удовольствие. Итак, проведите наблюдения, затем садитесь и читайте.

Существует много систем, направленных на дальнейшее развитие человека, на раскрытие человеческого потенциала. Почти все наиболее утонченные системы используют опыт особого дыхания, существенно отличающегося от дыхания большинства людей в обычных условиях. Например, вдыхая и выдыхая, можно ощущать, как воздух движется сквозь тело, поступает в любую его часть. Можно вызвать чувство, что дыхание проникает, скажем, в левую ступню или в правую ладонь; вы можете направить вдох в область мозга, а выдох — в тазовую область.

Человек способен направить дыхание в левую ступню, затем заставить воздух возвратиться в верхнюю часть ноги; он может направлять дыхание таким образом, что оно будет входить в ступню через подошву и выходить через ее тыльную часть.

Из верхней части тела дыхание может быть направлено вниз и, пройдя по всей длине ноги, проникнуть в правую ступню. Вы, можете вдыхать воздух сквозь подошву правой ступни; дальше дыхание поднимется по правой ноге, достигнет грудной клетки, затем головы, головного мозга и, наконец, выйдет сквозь верхушку черепа.

Дыхание можно направить в левое колено, а потом вернуть и послать опять вниз, но уже в правое. Можно втянуть воздух через нос и послать его вниз, в левое колено, а потом назад в нос, и снова вниз, но уже в правое колено.

Дыхание может странствовать вверх и вниз по корпусу. Оно входит сквозь верхушку черепа и выходит через промежность; входит через промежность, течет вверх по позвоночнику, проникает в голову и выходит сквозь верхушку черепа; после этого наминается новый цикл.

Можно дышать так, что возникнет чувство, будто дыхание «курсирует» между пупком и горлом, вверх и вниз, туда и назад от пупка к горлу и обратно.

Можно вдыхать и выдыхать через промежность, можно вдыхать и выдыхать сквозь поверхность плеча. Можно заставить воздух двигаться между плечом и промежностью. Можно вдыхать попеременно то левым, то правым плечом, направляя воздух через корпус в промежность и вновь вдыхая через нее. Какое направление вам нравится, такое и выбирайте.

Дыхание можно сосредоточить в нижней части головы, между подбородком и глазами. Можно направить дыхание в левое ухо и тут же вдохнуть через него, можно в правое. Можно направить дыхание в область лба, выдохнуть сквозь него и снова вдохнуть. Это можно представлять себе как струйку некоторого тонкого вещества, выходящую из вашего лба. Вдох — и струйка втянулась обратно.

Самые мощные перемены начнутся, очевидно, тогда, когда вы направите дыхание в область мозга. Вдохнув воздух обеими ноздрями, вы можете направить один поток в левое полушарие, а другой, одновременно, в правое.

Дыхание может быть направлено в мозг и наружу не двумя, а одним потоком. В результате возникнет ощущение, что мозг пульсирует, то есть расширяется и сокращается. Возможно, возникнет ощущение, что по мере дыхания мозг как бы увеличивается в объеме.

Если дыхание сознательно направлять в верхнюю часть мозга, к верхушке черепа, то; вероятнее всего, возникнет ощущение, что мозг не просто увеличивается, а растягивается в длину. Дыхание поднимается над вашей головой подобно столбу, который уходит все дальше ввысь с каждым выдохом.

Мозг стал объемнее — вот какое ощущение может возникнуть вследствие такого дыхания. Мозг стал объемнее, длиннее, и поэтому вы начали ощущать его как несомненное физическое тело, ощущать пространство, в котором он находится; по крайней мере, у вас появилось ощущение, что вы ощущаете свой мозг, — особенно когда вы направляете дыхание сквозь темя и боковые стенки черепа.

Можно вдохнуть через ступни и ладони. Тогда дыхание устремится через ноги и через руки, пройдет через нижнюю часть тела, через верхнюю часть тела, пройдет через гортань и голову, то есть через все ваше тело.

Теперь, установив такое дыхание, вы почувствуете, как все ваше тело начало пульсировать, вздыматься и опадать, вы можете ощутить свое тело как нечто целое, объединенное единым процессом — дыханием.

Только представьте себе это дыхание всем телом, когда ваше тело охвачено единым ощущением целостности и гармонии. Задумайтесь на минутку — и оцените эту возможность.

Теперь посидите тихо и понаблюдайте за собой. Что вам подсказывает ваше сознание, свободно ли вы себя чувствуете, нравится ли вам то, что вас окружает? Что еще вы заметили? Встаньте, пройдитесь и понаблюдайте за тем же. Не чувствуете ли вы себя более устойчиво, чем прежде? Отмечаете ли состояние заметного расслабления? Как вы ощущаете свое тело, всего себя, окружающий мир? Может быть ранее, до начала чтения, вы ощущали себя иначе? А теперь сядьте и прочтите заключительный абзац.

Вполне возможно, что ваше сознание еще не пришло в себя после пережитых «приключений». Ну что же, сейчас лучше всего расслабиться и насладиться созерцанием своего нового состояния, сравнивая его с обычным, нормальным сознанием. Закрепите в памяти все, что испытали при чтении этого раздела, так чтобы вы могли живо вспомнить этот опыт; а теперь встаньте и в быстром темпе походите по комнате. Не удивительно, если вы обнаружите, что ваши движения стали более живыми и ловкими. Не оставьте без внимания это состояние и попытайтесь уловить, как через какое-то время оно поблекнет и сменится более привычным для вас.

Саморегуляция мозговых волн

Как обычно, сядьте, поставив ступни на пол параллельно одну другой, на привычном расстоянии. Как всегда, читайте медленно и сосредоточенно, останавливаясь между фразами на секунду или две. Наверное, не стоит напоминать, что нельзя прерывать занятие ради того, чтобы принять душ, поговорить по телефону или еще зачем-то. Если вы будете подобным образом отвлекаться, то все ваши усилия окажутся безрезультатными.

То, что вам предстоит испытать сейчас, будет абсолютно ново для вас, но в то же время в чем-то сходно с ощущениями, которые вы испытали при чтении раздела «Исследование измененных состояний». Мы попытаемся научить вас пусть не полностью, но все же контролировать два вида мозговых волн — альфа и дельта. Если вы еще не знаете, как действуют волны альфа и дельта, мы объясним позднее. Предполагается также, что вы освоите еще одно упражнение подобного вида и с подобным же благотворным воздействием — когда мозг (или любой другой орган тела) достаточно длительное время находится в фокусе внимания.

Каждый из нас имеет общее представление о местоположении мозга внутри черепа. Вероятно, вы знаете также, что мозг состоит из двух полушарий — правого и левого. Сознание может фокусироваться в пространстве, где находится левое полушарие, или в пространстве, где находится правое полушарие.

Можно направить дыхание так, чтобы возникло ощущение, будто оно наполняет левое полушарие. В итоге, вероятно, появится чувство, что левую половину мозга вы ощущаете иначе, чем правую. Затем можно изменить направление и направить дыхание в правое полушарие. Тогда правую половину мозга вы начнете ощущать, вероятно, так же, как перед этим ощущали левую.

Помните, ваша задача состоит не в том, чтобы сознательно участвовать в движениях, описанных в тексте, а в том, чтобы просто сидеть и читать. Несомненно, вы испытываете искушение двигаться по указке текста, но призываю вас к сдержанности. Вернемся к дыханию. Можно направлять дыхание в разные области мозга — в заднюю часть мозга, к основанию задней части мозга, к середине задней части мозга, к верхушке задней части мозга. Вполне возможно, вам покажется, что, благодаря дыханию, череп сзади как бы вытягивается в длину. Можно дать дыханию иное направление — через мозг в область лба, так что вы ощутите аналогичное увеличение передней части черепа. Направляя дыхание то в область затылка, то в область лба, вы ощутите, что ваш череп увеличивается и спереди, и сзади, а вместе с этим увеличивается и мозг.

Дыхание через мозг может значительно улучшить вашу способность фокусироваться на мозге. Более того, удерживая этот фокус, вы почувствуете, что начинаете ощущать не только поверхность мозга, но и его внутреннюю часть, когда направляете дыхание сквозь нее. Чем дольше вы направляете дыхание в заднюю часть мозга, в затылочную часть черепа, тем отчетливее ощущаете, что и череп и мозг в этой области увеличиваются. Сначала под воздействием дыхания будет «растягиваться» только череп. Но потом непременно возникнет ощущение, что и мозг меняет форму. Вы можете направлять дыхание через мозг к верхушке черепа, от чего мозг будет как бы вытягиваться по вертикали. Но дыхание, направляемое тем или иным путем в область мозга, может способствовать и многим другим совершенно новым и любопытным ощущениям.

Можно, к примеру, втягивать воздух через левую ноздрю и направлять его в левое полушарие и одновременно втягивать воздух через правую ноздрю и направлять его в правое полушарие. Вы можете вдыхать таким образом, что возникает ощущение, будто ваш мозг и ваш череп вытягиваются в левую сторону, и в то же время они точно так же вытягиваются в правую сторону. Такие ощущения будут сопутствовать вдоху. Когда произойдет выдох, мозг и череп возвратятся в прежнее состояние, то есть вы почувствуете, что расширения с левой и с правой стороны как бы исчезли. Иными словами, вы можете заставить ваш мозг пульсировать — расширяться на вдохе и вновь сжиматься на выдохе.

Вы можете посылать дыхание в оба полушария мозга таким образом, что возникнет ощущение расширения черепа, но уже не в стороны, а вверх. Следствием движения дыхания вверх и вниз через толщу мозга может явиться более полная фокусировка сознания на мозге и чувство, что он вновь пульсирует.

Через некоторое время, после того как вы поменяете направления дыхания — от затылка через толщу мозга ко лбу, затем вверх и вниз, — можете перестать направлять дыхание в область мозга.

Просто забудьте о своем дыхании. И тогда может оказаться, что дыхание уже вовсе не требуется направлять, потому что и без этого ваше сознание больше не упускает из виду область мозга; и вы отчетливо ощущаете и поверхность мозга, и то, как он расположен внутри черепа, и его внутреннее строение и процессы, в нем происходящие.

Сознание, если оно в достаточной степени сосредоточилось на мозге и ощутило его, способно нарисовать довольно отчетливое изображение этого органа. Представьте, что вы достигли этого. Потом сделайте паузу, чтобы внутри вас на какое-то время наступила абсолютная тишина и покой. Может быть, тогда вы почувствуете, как ваш мозг тихо плывет, омываемый ласковыми струями вашего сознания. (В некоторых медитативных практиках это расценивается как очень непростое достижение.)

Десятисекундная пауза... А теперь продолжайте.

У вас может возникнуть чувство, что вы взглядом исследуете область мозга, что ваши глаза изучают именно это пространство, Вот вы устремляете взгляд вверх и всматриваетесь в левое полушарие, потом осматриваете его со всех сторон. Потом изучаете взглядом правое полушарие, исследуете именно эту сторону мозга. Затем ваш взгляд охватывает весь мозг целиком, просматривает его во всех направлениях.

Далее взгляд начинает чертить диагональные окружности по поверхности мозга, — некоторые с наклоном влево, другие с наклоном вправо. Диагональные окружности сменяются вертикальными, потом горизонтальными. Вы чертите то быстро, то медленно, то «еле ползете» взглядом по разным уровням поверхности мозга. И наступает момент, когда движение полностью прекращается. Глаза неподвижно всматриваются в одну точку. Вам кажется, что вы смотрите куда-то внутрь мозга и что кроме ваших глаз и мозга не осталось больше ничего — ни мыслей, ни образов. Ваше сознание наслаждается тишиной и покоем. Закройте глаза и постарайтесь всмотреться в себя.

Теперь поговорим о другом. Вам известно (а кому-то, может быть, и нет), что мозг производит разного рода электрические феномены, в число которых входят и легко измеримые мозговые волны, носящие названия альфа, бета, дельта и тета. Альфа — это главным образом волны медитации. Когда мозг генерирует много альфа-волн, возникает чувство внутренней ясности и покоя. Дельта-волны — это волны сна. Когда мозг начинает генерировать много дельта-волн, человека охватывает сонливость. Если количество этих волн не уменьшается, человек попросту засыпает.

Есть чрезвычайно характерные движения глаз, сигнализирующие, какие именно волны излучает мозг в данный момент — дельта, волны сна, или альфа, волны расслабления. Бывает, появляется лишь намек, что мозг готовится генерировать дельта, даже нет еще никаких признаков сонливости, а ваши веки уже что-то тянет вниз, словно вам хочется закрыть глаза. Волны сна принуждают закрывать глаза — в этой последовательности, несомненно, есть своя логика.

Но вот ваш мозг начинает генерировать или готовится к генерации альфа-волн, волн медитации и глубокого расслабления, И тут же глаза начинают двигаться соответственно: с них спадает напряжение. Потребуется не так уж много времени, чтобы приучить глаза расслабляться, как только появляется мысль о том, что мозг в данную минуту может излучать альфа-волны. Если сознание достаточно сконцентрировано на мозге, на пространстве мозга, этот орган легко поддается такому внушению.

С различными волнами связаны не только характерные движения глаз, но и различные типы дыхания. Можно насчитать три типа дыхания: первый связан с волнами дельта, второй с волнами альфа, а третий обусловлен полным отсутствием даже намека на генерацию какого-либо типа волн. Мы не будем расшифровывать, как именно изменяется дыхание в каждом из трех случаев. Пусть Читатель проведет исследование и выяснит сам. Надо помнить одно — если ваши глаза почувствовали себя иначе, если самопроизвольно изменилось дыхание или отмечается и то и другое одновременно, — значит почти наверняка именно в этот момент произошла смена мозговых волн.

Еще раз напомним: чем полнее ваше сознание концентрируется на области мозга, тем активнее оно контролирует альфа, дельта, гамма и прочие виды мозговых волн. Мозгу становится все проще и проще приказывать, какой именно тип волн он должен излучать. Внушите, что необходимы волны альфа, — и вскоре ваше тело ощутит приятное расслабление. Потребуйте волн дельта — и вам захочется спать. Если вы отдадите один приказ, а через короткое время другой, то испытаете быструю смену ощущений — от расслабленности, к сонливости и обратно. Осваивая эти упражнения, не следует отвлекаться на другие упражнения.

Итак, обратитесь к вашему мозгу и предложите, чтобы он начал генерацию альфа-волн. Наблюдайте, что будет дальше. Продолжайте внушение и наблюдайте, а через какое-то время предложите генерировать дельта-волны. Следите за результатом. Требуйте от мозга то одного изучения, то другого, то волн альфа, то снова дельта, и так несколько раз. Выясните, генерируем ли ваш мозг - хотя бы в некоторой степей - определенный вид волн в ответ на ваши инструкции, сформулированные в результате чтений этой книги.

Интеграция чувственного восприятия

Пожалуй, только представители первобытные племен, да те люди, которым удалось сохранить связь с природой, еще не потеряли способность ощущать мир как целое, — тот внешний мир, который находится вне личности отдельного человека. Я подразумеваю такой способ переживания мира когда все чувства почти на равных к познанию его, охватывают собой, скрепляют, не дают превратиться в груду фрагментов.

Еще несколько столетий тому назад цельное чувственное восприятие мира было свойственно большинству людей. Нынешние люди безнадежно удалились от природы бесповоротно утратили внутреннюю целостность и чувство равновесия. Познавая мир при помощи лишь одного или двух чувств, они тем самым создают ложный образ мира, обесцвечивают его, разрушают его целостность. Какие-то фрагменты реальности подчеркиваются с излишней силой, какие-то отходят на второй план, а иные и вовсе остаются незамеченными.

Представьте себе фотографию какого-то ландшафта. А теперь поработайте над изображением: сотрите одни детали, затемните другие, обесцветьте третьи. Ну как, можно ли узнать пейзаж, который раньше был на фотографии? Пожалуй, нет. То же самое случается, когда внешний мир воспринимается различными органами чувств неодинаково.

Легко продемонстрировать, как страдают слуховые ощущения, когда сознание излишне увлечено зрительными. Или наоборот, зрительные ощущения скудеют, когда внимание сосредоточено на звуках. Поставьте на первое место осязание, и мгновенно понизятся слух, и зрение, а с ними и все прочие чувства. Закройте глаза — и сразу же ярче окажется то чувство, на котором вы пожелаете сосредоточиться.

Неважно, какое ощущение в данный момент становится главным. Важно, что первенствование одного какого-то ощущения гасит все другие. Отдайте преимущество двигательным — и все остальные тут же поблекнут. Проведите тот же опыт с вкусовыми или обонятельными ощущениями. Очень трудно найти человека, который, находясь в комнате или проходя через нее, может быстро сложить в единую картину то, что он видит, то, что слышит, чего касается, какие запахи вдыхает. Нет, для него какое-то ощущение станет главным, другое отодвинется на второй план, третье лишь слегка проявится на заднем плане, а четвертое вообще лишь вспыхнет и погаснет (да и такая градация может оказаться уж слишком сложной). Человеку со столь ограниченными возможностями объективная картина мира вряд ли доступна.

Именно эта неспособность чувствовать мир как целое и является главным источником ложных представлений о нем. Но средний человек воспринимает реальность искаженно и по многим другим причинам. Очень часто способность думать и, соответственно ощущать ограничивается элементарной необходимостью — передвигаться, не сталкиваясь с предметами, и не падать на ходу.

Эмоции, конечно, могут препятствовать правильному мышлению и правильному мироощущению. Предубеждения всех родов тоже затмевают картину мира. Вот и получается, что мир заурядного человека — это не более чем какая-то странная пародия на настоящий мир, доступный только тому, кто умеет понять свои возможности и использовать их.

Большинство духовных учений мире признают, что обычный человек главным образом «спит», а если пробуждается, то лишь на долю секунды; тем самым он больше напоминает сомнамбулу, чем активное, бодрствующее существо. И как движения сомнамбулы подчиняются содержанию его снов, так и умственная жизнь среднего человека подчиняется невольным образам, идеям, импульсам, всплывающим из глубин подсознания, с тем чтобы сыграть свою ведущую роль на сцене бледной и искаженной «реальности», воспринятой через мутное и кривое зеркало чувств.

Сосредоточьтесь, если вам не трудно, на книге, которую сейчас читаете. Что вы чувствуете, когда держите ее в руках? Раз вы ее держите, то, возможно, прикасаетесь к страницам, к обложке. Если книжка лежит на столе, то вы, вероятно, прикасаетесь и к поверхности стола. Если вы читаете, значит ваш взгляд касается книги. Если бы слова не были напечатаны черной краской по белому фону страницы, читать было бы затруднительно. Вы касаетесь книги, вы смотрите на ее страницы. Кроме того, во время чтения вы тем или иным образом двигаетесь. Так что двигательные ощущения тоже участвуют в процессе чтения. Допустим, вы осознаете эти двигательные ощущения. Тогда, по всей вероятности, вы осознаете и то, что не только ваши глаза, но и голова и шея совершают еле заметные, но необходимые и взаимообусловленные движения.

Ощущения, не относящиеся к процессу чтения, вы почти всегда воспринимаете как навязчивую, отвлекающую внешнюю помеху. Вам может мешать какой-нибудь посторонний запах, или привкус, или даже ощущение влажности во рту.

Какие ощущения ваше сознание фиксирует в первую очередь? Прикосновение к книге? Взгляд на книгу? Или движения, которые вы совершаете во время чтения? Что вы яснее осознаете — звуки или запахи, вкус или сухость во рту, тепло или холод? Представьте, что вам предложили расставить эти ощущения в таком порядке: на первом месте самое яркое, за ним более слабые, и так вплоть до нуля. Какое ощущение оказалось бы на первом месте, на втором и т. д.?

Давали ли вы себе отчет в этих ощущениях прежде, до того, как на них обратили ваше внимание? Теперь, когда мы о них заговорили, вы обнаружили их в своем поле зрения. Но ведь и раньше, сидя и читая, вы что-то ощущали. Что же это были за ощущения? Можете ли вы сразу же расположить их в порядке убывания яркости?

От чего зависит вид «иерархической лестницы» ваших ощущений? Может, он зависит от простого внушения со стороны? Например, когда вам подсказали, что во время чтения вы прикасаетесь к различным частям книги, — находились ли осязательные ощущения уже тогда на первом месте? Или заняли первое место сразу после подсказки?

А когда вы прочли о «черных буквах на белом фоне страницы», какое ощущение преобладало тогда? Это было зрительное ощущение? А прежде, до фразы о «белом и черном», на каком оно находилось месте?

Поговорим о двигательных ощущениях. До того, как вы прочли о движении головы и глаз, осознавали ли вы вообще эти движения? В тексте есть своего рода пропуск: ничего не сказано о движении руки, необходимом для переворачивания страницы. Если бы в тексте вас попросили обратить особое внимание на движение руки, как бы это повлияло на порядок расположения ощущений?

Прочтите два следующих абзаца. После этого я попрошу вас воссоздать порядок ощущений, которые бы испытали во время чтения. Прежде для такого наблюдения у вас было мало опыта. Но теперь вы знаете, что нужно делать. Вам предстоит зафиксировать подробнейшим образом все сбои ощущения — осязательные, зрительные, двигательные, слуховые, обонятельные, вкусовые (если будете что-нибудь пробовать).

Вам предстоит ответить наряд вопросов. Осознаете ли вы все эти ощущения? Какое из них более яркое, а какое менее? Как влияет пристальный интерес к ощущениям на процесс чтения, на то, как вы понимаете прочитанное, на самочувствие вашего тела? То есть, если вы пытаетесь следить за своими главными ощущениями, не ведет ли это к сбоям в дыхании, к перенапряжению в плечах, в области шеи, вообще в мышечной системе? Удалось ли вам поймать себя во время опыта на посторонних мыслях, на незапланированных чувствах? Как вы думаете, эти чувства, эти мысли — следствие вашего опыта или у них какой-то другой источник? Теперь, если вы справились с задачей, то есть пробели наблюдения, сравнили их, выстроили «лестницу» ощущений, прочтите эти абзацы снова и опять выстройте последовательность. Если понадобится, прочтите текст еще несколько раз.

« 1 2 3 4 5 »

« УСТРОЙСТВО ПАМЯТИ. ОТ МОЛЕКУЛ К СОЗНАНИЮ. | Интервью с мастером Ма Хун. Цигун. Ушу. »