Макробиотика (Джордж Осава, Япония). Питание с позиции знания Инь и Ян, праны.

Макробиотика (Джордж Осава, Япония). Питание с позиции знания Инь и Ян, праны.

МАКРОБИОТИКА

Сам термин «макробиотика» означает «долгожительство». Его ввел в 1852 г. немецкий врач X. Гуфланд. Макробиотика — это учение о духовном, умственном и физическом здоровье, определяющем долголетие.

В 1883 г. в Японии вышла книга С. Ишезуки «Восточное питание и долголетие», которая положила основу разработки теории и практики учения «дзен-макробиотика». Макробиотическое питание основано на философско-религиозном учении дзен-буддизма, древневосточных медико-философских представлениях о жизненной силе в системе Инь-Ян и японских национальных традициях питания. Макробиотика — это практическое учение о применении в повседневной жизни принципов восточной философии.

Основателем современной макробиотики считается японский философ и врач Джордж Осава. Толчком к ее созданию послужили трагические события в его семье. Мать Осавы скончалась в тридцать лет, умерли его две сестры и младший брат. В 18 лет сам Осава заболел туберкулезом. Он связал это с проникновением в его семью западной цивилизации с несвойственной системой питания. Это побудило его заняться собственным здоровьем и проанализировать систему питания своих предков. На основе восточной медицины и была создана современная система питания — макробиотика.

На Западе макробиотика стала известной в середине 60-х годов XX века, после того как ученики Осавы прочитали в Бостоне курс лекций по основам макробиотики. В Бостоне был открыт магазин, в котором продавались так называемые натуральные продукты: водоросли, бобы азуки, соевый соус тамари. К А. Куши — ученику Осавы — стали со всех концов Америки съезжаться люди, чтобы познакомиться с макробиотическим питанием. Был открыт Дом Куши — школа-пансионат. В ней ученики жили в качестве членов семьи и постигали принципы макробиотики. Курс обучения длился от 6 месяцев до одного года.

В США открывались школы по обучению дзен-макробиотике, лечебные центры, кафе, магазины, был организован Институт Куши, который выпускал три периодических журнала по проблемам макро биотики. А. Куши и его американская последовательница Венди Эско выпустили ряд книг по разным аспектам макробиотического питания, кулинарии и образа жизни. Эско в своей книге «Введение в макробиотическую кулинарию» писала: «Макробиотика — это не только своеобразный способ приготовления пищи, это — жизненный путь».

Понятия «Инь» и «Ян»

Концепция здоровья и болезни в макробиотике основана на древнекитайской теории, по которой все в мире состоит из двух первоначал — Инь и Ян. Все в мире — это взаимодействие и борьба противоположностей Инь и Ян. Инь и Ян всегда и везде существуют одновременно, «в чистом виде» они не встречаются, и каждое первоначало содержит в себе частицу своей противоположности. Это видно на дошедшем до нас из древности символе, изображающем единство Инь и Ян.

Инь — это центробежная сила, она расширяет, является источником спокойствия, холода, тишины. Качества Инь несут в себе ночь, зима, луна. К Инь относят такие понятия, как слабый, медленный, пассивный, легкий, мягкий, холодный, влажный, кислый, острый, сладкий, фиолетовый.

Ян — центростремительная сила. Она снижает, производит звук, тепло, свет. Свет, солнце, день, жара и лето несут в себе качества Ян.

По системе Инь и Ян разделены и органы. К Инь относятся сердце, легкие, печень, почки, селезенка. К Ян — желудок, кишечник, желчный и мочевой пузырь. Левая сторона тела — Ян, правая — Инь.

Жизненная сила, которая в индийской философии называется прана, в китайской — ци, в японской — ки, изменяется в зависимости от времени года: Ян увеличивается летом, Инь — зимой. Соответственно, энергия органов, относящихся к Инь или Ян, в течение года то укрепляется, то ослабевает. В течение суток у каждого органа есть свое время пика активности: для сердца — 11-13 ч, для тонкой кишки — 13-15 ч, для мочевого пузыря — 15-17 ч. Когда активируются органы Инь, тормозятся органы Ян. Инь и Ян — это противоположности, которые переходят друг в друга. Так, в холодных странах Инь произрастают растения и живут животные Ян; растения и животные из теплых стран Ян относятся к Инь. Женщина (Инь) порождает яйцеклетку (Ян), а мужчина (Ян) порождает сперматозоид (Инь).

Нарушение баланса Инь и Ян лежит в основе постановки диагноза, назначения лечения и питания. В дзен-буддизме к пище относятся не только как к источнику поддержания жизни, а как к обеспечению духовных достижений. Режим питания в монастырях дзен-буддизма в Японии назывался в дословном переводе «кухня, которая улучшает суждение». В монастырях, пока расставляются тарелки и разносят пищу, монахи предаются «пяти размышлениям о еде»:
Чего я стою? Откуда эти подношения?
Принимая это подношение, я должен думать о несовершенстве своей добродетели.
Очень важно не допускать в себе недостатков — жадности, злобы, гнева и других.
Эта пища принимается как лекарство, чтобы поддержать в теле здоровье.
Эта пища принимается для того, чтобы обеспечить духовные достижения.

Эти размышления нашли свое отражение в дзен-макробиотике. Правильное питание — это способ завоевания счастья и мира.

Так как пища в буддийских монастырях была только растительной с преобладанием узкого продуктового набора: рис, ячмень, злаки, овощи, соевые и другие бобы, то это нашло отражение и в макробиотике.

Джордж Осава разделял пищу на «основную» и «дополнительную» еду в соответствии с японскими национальными традициями питания.

Главные продукты традиционной японской кухни — рис и другие зерновые, а остальные продукты считаются дополне нием к ним. Среди овощей большое место занимает редька. Ее употребляют в сыром, вареном и квашеном виде. Источником животной пищи являются в основном рыба и морепродукты. Яйца, птица, мясо применяются в традиционной кухне редко.

После Второй мировой войны под влиянием американской культуры японцы ввели в свой рацион молоко, молочные продукты, которые ранее отсутствовали в их питании, увеличили потребление мяса. Это способствовало увеличению роста японцев в среднем на 13-14 см и совпало с возрастанием продолжительности их жизни. Конечно, не только питание определило эти сдвиги, но игнорировать его влияние тоже не стоит.

Здоровье и образ жизни

Джордж Осава предлагал, прежде чем переходить на макробиотическое питание, оценить состояние своего здоровья. По мнению Осавы, существует семь условий здоровья, которые оцениваются в баллах:
Отсутствие усталости (5 баллов). Усталость проявляется в том, что человек не берется за разрешение больших проблем. Даже если человек простужается только раз в десять лет — это плохой признак. Корень усталости лежит глубоко. Устремленность в неизвестное, навстречу трудностям, преодоление которых дает большое удовольствие, — это признак отсутствия усталости.

Хороший аппетит (5 баллов). Если человек получает удовольствие от любого естественного продукта, — это означает хороший аппетит и хороший желудок. В понятие «хороший аппетит» включают и сексуальный аппетит. Если мужчина или женщина не знают сексуального аппетита и удовольствия, это значит, что он или она чужды закону жизни — принципу равновесия Инь и Ян. Это может привести к болезни духа и тела.

Глубокий сон (5 баллов). Если человек быстро засыпает и ему хватает четырех-шести часов сна, это означает, что человек хорошо спит. Если человек не может заснуть через 3-4 минуты после того, как положил голову на подушку, это означает, что в его ум запал какой-то страх. Сновидения говорят о плохом сне. Если человек не может проснуться в назначенный час, значит, его сон неполноценен.

Хорошая память (10 баллов). Если человек не забывает ничего из того, что видел, слышал, обещал и должен был сделать, — это хорошая память. Способность запоминания должна увеличиваться с возрастом. Без хорошей памяти человек не способен к здравому суждению и его ждут неудачи и невезение. Память является основой и связующим материалом личности и очень важным фактором здоровья.

Хорошее настроение (10 баллов). Человек с хорошим здоровьем — это тот, у кого нет ни страха, ни болезни. Он радостен и всегда несет радость другим. Каждое слово должно выражать радость и признательность. «Давайте, давайте и давайте, столько, сколько вы можете, вы ведь ничего не теряете, поскольку вы получили жизнь и все, что есть в этом мире, не раскрывая кошелька». Жертва — это символ вечной любви, бесконечной свободы и абсолютной справедливости. Настоящая жертва — отдавать свою жизнь в соответствии с принципом жизни, всезнающим и вездесущим.

Быстрота суждений и исполнения (10 баллов). Человек в хорошем состоянии здоровья способен к быстрым, правильным мыслям и действиям. Люди быстрого и точного действия, а также те, кто готов ответить на зов и вызов, находятся в хорошей форме. Они отличаются способностью везде устанавливать порядок, во всей своей жизни. Это наблюдается и в мире животных и растений. Красота формы или действия — это признак понимания порядка Вселенной, выраженный в повседневной жизни. Это относится и к внутреннему спокойствию. Жизнь, здоровье, божественность и вечность составляют одно целое.

Справедливость (55 баллов) — наиважнейшее условие здоровья. Справедливость означает понимание порядка Вселенной и умение слиться с ней. Человек, понимающий, что такое справедливость, встречается один на десять тысяч, а может быть, и на миллион. Вот почему в мире так много несчастья. Справедливость — это другое название порядка Вселенной. Справедливость — это означает никогда не лгать, чтобы защитить себя; быть точным, любить весь мир, всегда искать трудности, находить их, бороться с ними, разрешать и побеждать их всеми силами, становиться все более и более счастливым, распространять свет и счастье во всем мире, никогда не сомневаться в том, что несчастье можно легко преобразовать в счастье.

Первые шесть показателей отражают физическое здоровье человека, а седьмой, который дает наибольшее число баллов, имеет философское и морально-этическое значение и отражает моральное здоровье.

Осава считал, что единственный способ укрепления здоровья — соблюдение принципов макробиотики. Основными правилами являются следующие:
Питаться в соответствии с традициями. Еда на Востоке базировалась на зерновых культурах и овощах, выращенных в той местности, где живет человек.
Изменять диету соответственно климату: в северных широтах употреблять больше пищи Ян, в тропиках — больше Инь.
Изменять пищу в зависимости от сезона. В холодное время нужна пища Ян, в жаркое — Инь.
Варьировать рацион согласно индивидуальным особенностям. Необходимо учитывать возраст, пол, дату рождения, старые пищевые привычки, физическое состояние, преимущественный тип деятельности.

Вот еще некоторые правила макробиотики:
Использовать только свежие продукты.
Каждый продукт готовить и обрабатывать отдельно.
Овощи следует резать по возможности элегантно и красиво, это улучшает равновесие.
Все продукты смешивать в последовательности, предложенной в рецептуре блюда.
Приправы использовать умеренно, их вкус должен быть едва заметен. Жителям умеренного климата вообще не следует употреблять острые приправы. Лучшие из приправ — морская неочищенная соль, растительные масла холодного приготовления, зерновой уксус.
Для приготовления пищи, по возможности, использовать родниковую воду, в крайнем случае — водопроводную, но никогда — дистиллированную.
Блюдо должно быть не только правильно приготовлено, но и красиво подано. Красота всегда способствует уравновешиванию.
Кухня и столовая всегда должны содержаться в чистоте и порядке. Атмосфера при приготовлении пищи и во время трапезы должна быть спокойной, доброжелательной, полной любви и радости, так как и любовь, и радость передаются через пищу.

"Ваш идеальный вес. Полная энциклопедия."
Л. Левут, канд. биол. наук, доцент С.-П.
мед. академии последипломного образования.
Издательство "Эксмо", С.-П.: 2003

« Пранаяма, правильное дыхание в Кун-фу и Цигун. Управление Ци. | Фэн-шуй. »