Фэн-шуй.

Фэн-шуй.

Фэн-шуй

Фэн-шуй, или "ветер и вода", — древнее китайское искусство и наука о жизни в гармонии человека с собой и окружающим миром. В них содержатся не только общие принципы и конкретные методы, основанные на умозаключениях, но и широкие возможности для интуитивного творчества. Появившись на заре китайской истории, искусство фэн-шуй развивалось в русле даосской традиции, основные принципы которой неразрывно связаны именно с ним. Поэтому, говоря о практическом применении фэн-шуй, мы не должны забывать о том, что в его основе лежит цельное мировоззрение, отличающееся от европейского, но вошедшее в контекст общечеловеческой культуры.

Средоточием всего сущего для даосов было дао — сияющая пустота, незримый источник, проясняющий образы вещей в материальном мире. Все во вселенной движется в пространстве и времени, повинуясь Великому Пути, который открывается везде, если человек способен освободиться от повседневных забот и взглянуть на мир глазами своей души, не замутненными поволокой чужих мнений, увидеть мир истинным зрением, не искаженным мимолетными желаниями. Можно прибегнуть к более понятной аналогии эпохи Просвещения: если человек подобен вселенной в миниаюре, то для того, чтобы жить в гармонии с окружающим миром, он должен сначала найти ее в самом себе.

В открывающихся взгляду картинах природы даосам виделись сложные знаки и символы, исполненные глубокого смысла. Места, где воображение угадывало очертания змееподобного дракона, который отождествлялся с полетом в бескрайних просторах, считались наиболее благоприятными для жилья. Участки ландшафта, возвышавшиеся над соседними или занимающие господствующее положение, сулили приближение к благотворному, воздействию начала ян, а значит, к здоровью или оцветанию. В низменных местностях, где преобладало начало инь, человека чаше подстерегали всевозможные бедствия вроде пожаров, наводнений и различные болезни. От степени присутствия ян зависело многое: здоровье, благоденствие семьи, успех карьеры, обеспеченность потомков. Все в мире было связано тонкими незримыми нитями, и мудрые геоманты, вооруженные орудием своего искусства — компасом ло-пань, неизменно пользовались почтением и уважением.

Согласно более современной трактовке учения фэн-шуй, окружающий Мир рассказывает нам разные "истории" себе. Если мы будем изменять элементы своего окружения, то можем улучшить или ухудшить эти "истории". Чем больше мы практикуем фэн-шуй, тем более тонкими и точными становятся наши наблюдения. Изучение природных и искусственных ландшафтов, зданий и элементов интерьера должно стать естественным, почти рефлекторным занятием. Человек не замечает воздуха, которым он дышит, но ощущение красоты и гармонии может стать для него таким же мощным источником жизненной силы. Наше восприятие места неотделимо от жизни, как плоть от костей. Одно не может существовать без поддержки другого. Обладая знанием фэн-шуй, мы можем изменять среду обитания, чтобы наилучшим образом удовлетворять свои потребности и приносить благо для окружающего мира.

Эта популярная энциклопедия не претендует на полноту описания предмета. В настоящее время существует огромное количество учебников и практических пособий по фэн-шуй, от примитивных до самых изысканных. В них используются различные методы и подходы, в основном разработанные за последние двадцать—тридцать лет, которые часто не совпадают, а иногда являются диаметрально противоположными. С другой стороны, традиционный комплексный подход фэн-шуй, сочетающий визуальную оценку ландшафтов с кропотливыми геомантическими вычислениями, слишком сложен для повседневного применения и требует профессиональных знаний, приобретаемых не столько из специальных книг, сколько в результате длительного и тесного общения с наставником.

В энциклопедии рассмотрены основные принципы фэн-шуй, история возникновения и развития искусства, упомянуты главенствующие школы и описаны некоторые методы, которыми они пользуются. Однако основное внимание уделяется практическим вопросам, таким как планировка и обустройство жилых помещений, офисов и садовых участков. С этой целью текст снабжен большим количеством иллюстраций.

Отдельные разделы посвящены кулинарному искусству фэн-шуй и обустройству садового участка. Эти темы неизменно привлекают внимание читателей, интересующихся практической стороной любого учения или теории; пропущенные через призму фэн-шуй, они приобретают новые оттенки смысла и дополнительную глубину.

И наконец, в энциклопедию включены разделы, посвященные различным аспектам интимных и деловых взаимоотношений в контексте пяти основных элементов, или стихий, играющих важную роль в традиционном фэн-шуй. Строго говоря, они не имеют прямой связи с искусством фэн-шуй и в большей степени относятся к области популярной психологии, но многие читатели могут найти в этой информации что-то полезное для себя и своих близких. В конце концов, любое живое учение неизбежно воспринимает культурные черты тех стран, где оно распространяется.

Истоки

Название "фэн-шуй" пришло из древних времен, когда для человека самыми мощными силами, действующими в природе, были ветер и вода. Легкий, теплый ветер обещал хороший урожай и обильную пишу для скота. Озера, реки и ручьи давали живительную влагу для полей и позволяли пережить засушливые сезоны. С другой стороны, ураганы уничтожали посевы, стоячая вода служила рассадником болезней, а наводнения опустошали целые области и уносили множество жизней. "Фэн" можно уподобить потоку энергии, который, как ветер, проносится над головой, а "шуй" — это вода, которая содержится в земле и питает ее. Эти образы постоянно доступны человеческому восприятию, и суть наших отношений с ними можно выразить сентенцией, авторство которого европейская алхимическая традиция приписывает Гермесу Трисмегисту: "Что наверху, то и внизу".

История фэн-шуй насчитывает несколько тысячелетий. Нет никаких сомнений, что им занимались уже 3000 лет назад, но корни традиции уходят в еще более далекое прошлое. В те времена, когда единого китайского государства еше не существовало, люди селились в основном на плодородых пойменных землях в междуречье Янцзы и Хуанхэ; именно там обнаружены остатки наиболее древних неолитических стоянок и поселений бронзового века.

Во всех племенных сообществах, которые этнографы с готовностью называют "примитивными", существуют люди, чьей функцией является общение с незримыми силами, персонифицированными в образе природных божеств, духов-хранителей и прочих сущностей, благосклонно или враждебно настроенных по отношению к человеку. Эти шаманы наблюдают за действием природных сил и пользуются своей властью или мастерством для того, чтобы принести пользу племени. Даже созерцание движущихся вод, зубчатых гребней гор и колыхания ветвей на легком ветру сходно действию танца, музыки или ритмически повторяющегося заклинания: оно выводит человека из-под власти повседневного мира и погружает его в состояние отрешенности.

Правители-шаманы Древнего Китая были сведущи в искусстве ветра и воды; в ранних исторических записях, где вымысел тесно переплетается с реальностью, они наделены властью над стихиями и сами осуществляют превращения элементов. Первым из таких правителей, наделенных не только мифологическими, но и человеческими чертами, был Фу Си (правил приблизительно с 2852 по 2737 г. до Р.Х.), который вместе со своими преемниками Щэнь-нуном и Хуан-ди дал людям все искусства и ремесла. Именно Фу Си считается основателем китайской науки гадания: на спине мифического животного, восставшего из вод реки Хуанхэ, ему открылся узор из точек и кружков, который был прототипом прежденебесного ба гуа, или ранней небесной последовательности. На картинах Фу Си обычно изображается облаченным в тигровую шкуру, в сопровождении черепахи и змеи.

Хуан-ди, или Желтый Император, считается покровителем китайского народа. При нем был составлен первый лунный календарь. По преданию, во время сражения с разбойниками Хуан-ди заблудился в волшебном тумане, напущенном их главарем. Во сне ему явилась Небесная Владычица, даровавшая знание об использовании компаса, с помощью которого Хуан-ди смог победить своих врагов. При нем и его наследниках — Чжуан-сюе, Ку, Яо и Шуне — в Китае продолжался золотой век, когда правление было совершенным, правители отличались кротостью и смирением, а народ почтительно относился к ним.

Первая китайская династия Ся (предположительно 2205–1766 гг. до Р.Х.) была основана императором Юем, чьи подвиги заслуживают пристального внимания. Он вступил на трон, когда в Китае свирепствовало наводнение, которое с перерывами продолжалось более двадцати лет и совершенно опустошило восточные области страны. Отец Юя безуспешно боролся с бедствием, возводя дамбы, отчего вода лишь разливалась еще шире. Юй радикально изменил подход к делу: начал рыть каналы и отводить воду с затопленных территорий. Масштаб работ этого первого проек-тировщика ландшафтов поистине впечатляет — из земли, вырытой при прокладке каналов, были созданы четыре высочайшие горы в Китае! Очарование мифа о трудолюбивом императоре, поставившем себе на службу даже драконов, сохранилось в современной китайской топонимике: в одном из уделов восточного Китая есть Цокайся — "Неправильно Проложенное Ущелье", и Чжаньлуньтай — "Терраса Казненного Дракона". Но самым важным событием при правлении Юя все же было явление посленебесного ба-гуа, или поздней небесной последовательности. После усмирения потопа из вод реки поднялась огромная черепаха. Согласно преданию, на ее панцире был начертан магический узор (ло шу) с девятью символами, по числу которых Китай впоследствии был разделен на девять областей, или уделов. Если прежденебесное ба-гуа отражало неизменную природу вещей, то посленебесное ба-гуа использовалось для предсказания изменчивых, текучих проявлений законов бытия.

Следующее знаменательное событие из предыстории фэн-шуй произо-шло гораздо позднее, во времена У-вана, первого императора династии Западная Чжоу (1122–770 гг. до Р.Х.). Его наставником был министр Цзян-тайгун, искушенный в магии и науке предсказаний. Именно ему традиция приписывает расширение восьми триграмм (ба-гуа) до шестидесяти четырех гексаграмм, составляющих основу "И Цзин" — великой "Книги Перемен". Впрочем, по свидетельствам летописцев, Цзян-тайгун был чужд условностей: когда гадание о предстоящем сражении вышло неблагоприятным, он "смахнул рукавом с жертвенного стола черепаший панцирь и гадательные палочки из стеблей тысячелистника и в гневе растоптал их",

В эпоху Чжоу устройство компаса было усовершенствовано потомком У-вана, императором Шинем. Он объединил знания о геомантическом компасе (лопанъ) с элементами гадательной системы "И Цзин" и создал легендарную систему "Ло Цзин", не сохранившуюся до наших дней. С помощью компаса и ба-гуа определялись наиболее благоприятные места для строительства дворцов и захоронения умерших.

Древние китайские правители не ограничивались изучением ландшафтов и работой с невидимыми энергиями, пронизывающими землю, воду и воздух. Они наблюдали за небосводом, составляли звездные карты и включали полученные знания в календарные системы. Еще в бронзовом веке, во времена династии Шан (1766(?)–1121 гг. до Р.Х.) был установлен шестидесятидневный цикл, а движение созвездий было упорядочено в двенадцать Земных Ветвей и десять Небесных Стволов. Каждый день отмечался сочетанием одного Ствола с одной Ветвью в последовательном порядке. Затем шестидесятидневный (лунный) цикл был соотнесен с солнечным, или астрономическим, годом: 365 дней подразделялись на шесть циклов.

При династии Чжоу были установлены соответствия между десятью Небесными Стволами и пятью элементами (огонь, земля, металл, дерево, вода), а двенадцать Земных Ветвей стали использоваться как аналог двенадцати солнечных месяцев. Где-то в VI-V вв. до Р.Х. (так называемый период весны и осени, при котором жили Лао-цзы и Конфуций), Земные Ветви были сопоставлены с символами животных, хорошо знакомыми нам по современному "китайскому календарю".

1 2 3 »

« Макробиотика (Джордж Осава, Япония). Питание с позиции знания Инь и Ян, праны. | ЦЕЛЕБНЫЕ СВОЙСТВА ЧИСТОТЕЛА »