СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

СИЛА, ДЕНЕГ, ПРИРОДА, ЦЕННОСТЬ

Деньги не принадлежат никому. Деньги — это коллективная собственность, которой должны распоряжаться только те, кто обладает интегральным, всеобъемлющим и универсальным видением. Я бы добавила к этому еще кое-что: не только интегральным и всеобъемлющим, но и истинным в своей сути; видением, которое различает использование средств в соответствии  нуждами всеобщего прогресса и их использование для удовлетворения чьих-то прихотей и причуд. Но это уже детали — ибо даже ошибки и даже, с определенной точки зрения, напрасные траты способствуют общему прогрессу: это уроки, которые даются нам нелегко.

Могу сказать, однако, что я не рассматриваю бизнес как нечто пагубное и порочное — не более, чем его рассматривали таким образом в древней духовной Индии. Если бы мое отношение к бизнесу было таким, я не мог бы получать деньги от X или от наших учеников в Бомбее, занимающихся торговлей с Восточной Африкой; как не могли бы мы и поощрять их в их работе — напротив, мы должны были бы рекомендовать им отказаться от нее и заниматься исключительно своим духовным прогрессом. Как нам примирить стремление X к духовному свету и его фабрику? Не должен ли я сказать ему, чтобы он предоставил ее самой себе и дьяволу, а сам отправился бы в какой-нибудь ашрам и предался медитации? Если бы я сам имел такое же призвание к бизнесу, какое имел к политике, я занимался бы им без малейших духовных или моральных угрызений. Все зависит от того, в каком духе делается дело, на каких принципах оно строится и во имя чего оно совершается. Я занимался политикой, причем наиболее насильственной революционной политикой, гхорам карма, и оказывал поддержку военным действиям, посылал на войну людей — даже невзирая на то, что политика не всегда, а точнее, не часто является вполне чистым занятием, как впрочем и войну нельзя назвать духовным направлением деятельности. Но Кришна призывает Арджуну к участию в войне самого ужасного рода и своим примером вдохновляет людей выполнять все виды стоящей перед человечеством деятельности, сарвакармани*.

Или, по-вашему, Кришна был бездуховным человеком и его совет Арджуне был неуместным и ошибоч­ным в принципе? Кришна идет еще дальше и заявляет, что человек, совершая правильным образом и в правильном духе действия, диктуемые ему его основополагающей природой, темпераментом и способностями и согласующиеся с его дхармой, может продвигаться к Божественному. Он провозглашает не меньшую уместность и нужность социального типа вайшьи с его функциями и дхармой, чем типа браминов и кшатриев. С его точки зрения вполне можно заниматься бизнесом, делать деньги, получать прибыль и при этом быть духовным человеком, практиковать йогу и иметь глубокую внутреннюю жизнь. Гита постоянно одобряет действия как средство духовного спасения и опирается на йогу действий не меньше, чем на йогу бхакти и знания. Кришна, тем не менее, определяет и еще более высокий закон, согласно которому действия должны осуществляться без желания, без привязанности к каким-либо плодам или вознаграждению, без всякого эгоистического пристрастия или мотива, как жертва или подношение Божественному. Традиционный индийский подход к этим вещам именно таков: можно заниматься любым делом, если оно делается согласно дхарме, — и если выполнять его правильным образом, оно не будет препятствовать движению человека к Божественному или обретению им духовного знания и духовной жизни.

Шри Ауробиндо