СИЛА ДЕНЕГ – ПРИРОДА И ЦЕННОСТЬ

СИЛА, ДЕНЕГ, ПРИРОДА, ЦЕННОСТЬ

Вам не следует отворачиваться с аскетической брезгливостью от власти денег, от средств, которые она предоставляет, от вещей, которые она приносит с собой, питать раджасическую привязанность к ним или лелеять в себе дух рабского потакания жажде обладать ими. Просто считайте богатство силой, которую нужно снова отвоевать для Матери и поставить ей на служение.

Все богатство принадлежит Божественному, и те, кто обладает им, — это доверенные лица, попечители, но не владельцы. Сегодня оно у них, а завтра может оказаться в другом месте. Все зависит от того, как они выполняют свой долг попечителей, имея богатство в своем распоряжении, в каком духе, с каким сознанием и для каких целей они употребляют его.

Когда вы лично имеете дело с деньгами, смотрите на все, что у вас есть, что вы приобретаете, по­лучаете, как на принадлежащее Матери. Ничего не требуйте; когда же вы получаете что-то от нее, используйте это для тех целей, для которых оно вам было дано. Будьте бескорыстными во всем, в высшей степени скрупулезными, точными, внимательными даже в мелочах, будьте достойным попечителем; никогда не забывайте: все, чем вы располагаете, — это не ваша, а ее собственность. С другой стороны, все, что вам дается для нее, благоговейно возлагайте перед нею; ничего не используйте ни в своих, ни в чьих-либо еще интересах.

Не нужно преклоняться перед людьми из-за их богатства, пусть вас не смущает их наружность, власть или влияние. Когда вы просите для Матери, вы должны чувствовать, что именно она просит через вас лишь малую долю того, что уже принадлежит ей; человек же, у которого вы просите, будет судим по своему ответу.

Если вы свободны от влияния денежной заразы, но при этом в вас нет и аскетического неприятия денег, то вы будете обладать большой властью распоряжаться ими для божественной работы. Уравновешенность ума, отсутствие каких-либо требований и полное посвящение Божественной Шакти и ее работе всего, чем вы владеете и что получаете, а также всей вашей способности приобретать, суть признаки такой свободы. Любое замешательство ума в отношении к деньгам и их использованию, любое притязание, любое недовольство — это верный признак некоего несовершенства или зависимости.

Идеальным в этом отношении садхаком будет тот, кто в случае необходимости сможет жить в бедности, — при этом чувство, что он находится в нужде, не обеспокоит его и не нарушит полноты игры божественного сознания внутри него; если же от него потребуется, он сможет жить и богато и ни на мгновение не охватят его ни собственнические чувства по отношению к своему богатству или к вещам, которыми он пользуется, ни привязанность к ним; никогда не попадет он ни в рабство к собственным желаниям, потакая им, ни в бессильную зависимость от привычек, которые создает владение богатством. Божественная Воля — это все для него, и божественная Ананда.

В супраментальном творении сила денег должна быть возвращена Божественной Власти и использована для истинного, прекрасного и гармоничного оснащения и устроения нового обожествленного витального и физического существования, какой бы путь для этого ни избрала в своем созидающем провидении сама Божественная Мать. Но прежде всего эта сила должна быть вновь отвоевана для нее, и самыми сильными в этом завоевании будут те, кто в этой части своей природы обладает силой и широтой, свободен от эго, те, кто отрекся от себя ради Матери без всяких притязаний, утаиваний или колебаний, - чистые и мощные проводники Высочайшего Могущества.

Вы сказали о силах, контролирующих деньги, что необходимы два условия. Первое, нужно со­хранять глубокий внутренний покой и безмятежность, оставаясь не подверженным беспокойству, и не иметь желания денег. Второе, это требует боджхапода — понимания — универсальных сил. О каком понимании идет речь ?

Есть много путей. Даже в случае отдельного человека существуют различные методы, я имею в виду в йогическом смысле, которым он может следовать. Сначала вы должны сообщить о своей потребности Богу и попросить его удовлетворить ее; этим ваш долг исчерпывается. В таком случае вам не нужно никакого боджхапода — понимания — универсальных сил.

Мы же рассматриваем деньги как одну из сил Божественного и, так же, как и со всем остальным, стремимся завоевать ее для Божественного " жизни. Поэтому в нашем случае «понимание» [деятельности универсальных сил] необходимо. Поскольку в настоящее время сила денег находится в руках враждебных сил, естественно, нам приходится сражаться с ними. Как только они видят, что вы пытаетесь свергнуть их, они стараются помешать вам. Вам нужно задействовать силу более высокую, чем они, и одолеть их. Сначала они пытаются поймать вас на крючок, жалуя вам успех, можно сказать — пробуя купить вас. Если человек попадется на эту уловку, то его духовное будущее погибло.

Вы должны действительно следовать определенному ритму денежной силы, ритму, который приносит деньги, и ритму, который их распределяет. Вначале деньги даются вам; затем вы должны показать, что достойны обладать ими. Вы должны доказать, что не растратите их понапрасну. Если вы растрачиваете их, то теряете право обладать ими.

Что значит «растрачивать понапрасну» ?

Растрачивать значит растрачивать. Беспорядочно швырять деньги направо и налево, неорганизованно и неразумно тратить их без учета возможностей их приобретения или целесообразности вложения. Это не значит, что вы должны копить деньги. Они даются, чтобы их тратить, Но мы должны тратить их правильным образом — в должном порядке и организованно.

Даже промышленные магнаты соблюдают  этот ритм, о котором вы говорите?

Конечно, иначе они не смогли бы стать богатыми, Они вбирают эту силу, а затем опять испускают ее, затем она возвращается и опять направляется в оборот. Именно по этой причине они приобретают колоссальные богатства. Эти богатые люди зачастую не имеют привязанности к деньгам, они наслаждаются подобным манипулированием витальной силой, а не самими деньгами.

Это жизненное движение?

Да. Таков был идеал вайшьи в противоположность банье — скупцу. Вайшья был человеком, который мог добывать огромные богатства и щедро тратить их, мог организовать правильный взаимообмен и следовать должному ритму.

Шри Ауробиндо