О том почему в Библии Бог пишется во множественном лице

почему, Библии, пишется, множественном, лице

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему».
Бытие 1:26


Почему этот стих использует множественное число местоимения, относящегося к Богу? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, отметим, что Библия использует местоимения в единственном числе по отношению к Богу сотни раз. Уже следующий стих использует единственное число, чтобы показать, как Бог исполнил стих 26: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Бытие 1:27). Быт. 2:7 говорит: «И создал ЯХВЕ Бог человека». Мы должны, таким образом, согласовать множественное число в 1:26 с единственным числом в 1:27 и 2:7. Нам следует также рассмотреть создание Божье, человека. Несмотря на то, как мы определяем различные компоненты, которые составляют человека, человек определенно имеет только одну личность и волю. Он – один человек, с какой бы стороны мы его ни рассматривали. Это указывает на то, что Творец, по образу Которого человек был сотворен, также один с одной индивидуальностью и волей.

Любое толкование Бытия 1:26, которое говорит о существовании более чем одной личности Бога, столкнется с большими трудностями. Исайя 44:24 говорит, что ЯХВЕ создал небеса один и создал землю Сам. В соответствии с Мал. 2:10, был только один Творец. Павел утверждает, что слова псалмопевца: «В начале Ты, Господи (=ЯХВЕ), основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:8,10) сказаны о Сыне.

Поскольку Быт. 1:26 не может подразумевать двух или более личностей в Божестве, что же это значит? Иудеи традиционно толковали это, как разговор Бога с ангелами в творении[2], чему следовали и некоторые из христиан древности. Это значит совсем не то, что ангелы принимали участие в творении, а только то, что Бог информировал их о Своих планах и выслушивал их комментарии внимательно и с уважением. По крайней мере, в одном случае Бог говорил с ангелами и хотел знать их мнение при составлении Своих планов (3 Цар. 22:19-22). Мы знаем, что ангелы присутствовали при творении (Иов 38:4-7).

Другие комментаторы предполагали, что Быт. 1:26 просто описывает Бога в Его совете со Своей собственной волей. Еф. 1:11 поддерживает эту точку зрения, говоря, что Бог совершает всё «по изволению воли Своей».

Другие объясняют этот отрывок «царским» или литературным множественным числом. В формальной речи или письме говорящий или пишущий обращается к себе во множественном числе, особенно, если говорящий – член царской семьи. Для иллюстрации такого использования могут быть приведены Библейские примеры такого «царского» множественного числа. Например, Даниил сказал Навуходоносору: «Скажем перед царем и значение его», хотя Даниил один продолжал давать толкование царю (Дан. 2:36). Царь Артаксеркс говорил о себе то в единственном числе, то во множественном в своих письмах. Однажды он написал: «Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мной» (Эзр. 4:18). В письме к Эзре Артаксеркс назвал себя «я» в одном месте (Эзр. 7:13), а «мы» – в другом (7:24).

Использование множественного числа в Быт. 1:26 также может быть подобно множественному числу в слове «Elohim», выражающем величие Бога или многочисленность качеств Бога. Другими словами, местоимения во множественном числе согласуются и заменяют существительное «Elohim».

Итак, Бытие 1:26 не могло бы значить множественность в Божестве, так как это противоречило бы остальному Писанию. Мы привели несколько объяснений этого стиха, соответствующих учению Библии: 1) Иудеи и многие христиане рассматривают этот стих как ссылку на ангелов. Многие другие христиане рассматривают его 2) как описание Бога, советующегося со Своей собственной волей; 3) как «царское» или литературное множественное число.