Янтры, мантры и тантры

Янтры, мантры, тантры

Йога широко использует в своей практике возможности янтры, мантры и тантры, взаимосвязь которых позволяет корректировать психофизическую природу человека и перепрограммировать структуру ума в позитивном направлении. Эта взаимосвязь выражается в том, что янтры обнаруживаются при помощи символов и различных начертаний, а мантры и тантры реализуются при помощи янтр. В настоящее время интерес к этой духовной практике Индии возрос во всем мире и продолжает возрастать. Известно, что человек выражает себя при помощи речи, письма и символов. Поэтому каждой янтре соответствует особое божество и определенная мантра. Пять основных элементов природы – земля, вода, воздух, огонь и эфир – неразрывно связаны с янтрами, которые сопровождаются особыми мантрами, позволяющими направлять природные силы на пользу человеку. При этом учитывается также Янтраблагоприятное или пагубное влияние планет, и здесь янтра может усилить полезное влияние планет и ослабить их вредное воздействие. Янтра начинается с изначального символа “бинду”, олицетворяющего пустотность /ноль/, основание, точку иногда треугольной формы, которая выражает различные желания, методы или постижения. Бинду это точка фокусного возрастания сил концентрации, особая форма, которая иногда расширяется при помощи систем различных треугольников, окружностей, причудливых фигур и превращается в то, что называется янтрой. После начертания янтры не следует ждать от нее немедленных результатов до тех пор, пока она не будет обработана особой “сиддх-мантрой”. Но эту задачу может совершить только компетентный тантрик. Как правило, янтры предписываются астрологами и тантриками для отражения пагубных влияний планет, духов и прочих враждебных сил.

Обычно янтру рисуют на бронзе, свинце, меди, серебре, нержавеющей стали или золоте. Прочный, материал необходим для того, чтобы во время манипуляций янтрой защитить того, кто носит эту янтру. Таким образом, янтра является посредником между невидимыми энергетическими силами и индивидуумом. После освящения янтры человек, носящий ее, должен повторять особую мантру, чтобы усилить воздействие янтры, но для того, чтобы янтра стала эффективной и смогла бы помочь, необходимо, чтобы тот, кто освящал янтру, обладал квалифицированным мастерством, а носящий янтру искренне исполнял бы свои обязанности. Чтобы обучение увенчалось успехом, ученический процесс должен проходить в атмосфере самоотверженной веры и смирения. Это обстоятельство совершенно небходимо, несмотря на то, что ожидаемые результаты не всегда сбываются и люди порой разочаровываются в янтре и прекращают ее носить, а если и носят, то как символ мистификации. Подобно тому, как самые выдающиеся ученые иногда терпят неудачу, так и янтры, а также и те, кто освящает их, могут натолкнуться на серьезные, а порой и непреодолимые препятствия.

Наука тантры неразрывно связана с янтрой и мантрой. Известно, что цель тантризма состоит в том, чтобы поднять дремлющую в кобчике позвоночника “змеиную силу” кундалини как можно выше по сушумне, до самой верхней чакры, чтобы затем остаться там навсегда. Эта фаза рассматривается в тантрической садхане, как самая высшая. Существует шесть чакр, или лотосных центров, а седьмой, как причина бытия, парит над черепом каждого из нас. Сушумна – это энергетический канал, по которому продвигается кундалини. Это продвижение происходит тогда, когда тантрик совершает интенсивную практику (садхану).

Ниже описываются шесть чакр сознания. Внутренний взор следует устремить на тропу воздуха в канале Сушумна, которая расположена внутри позвоночного столба, простираясь между Муладхарой /в анусе/ и Брахмара Дхарой /над головой/ и окаймленная с двух сторон на всем протяжении пути пульсирующими танцами Иды и Пингалы. Высшая чакра сахасрара светится, как солнце, подобное сияющему лотосу, сотканному из бесчисленных капилляров, из которых струится свет кундалини шакти.

В сушумне расположены шесть чакр, или центров, каждый из которых имеет различную форму и обладает определенной силой.

Муладхара чакра локализована в основании позвоночника между анусом и гениталиями. Краснокровавый лотос имеет 4 лепестка с золотыми оттенками. Кто сможет пробудить этот лотос, тот смоет все свои грехи. По существу, к этому и стремится раджа йога.

Свадхиштхана чакра локализована у основания репродуктивного органа. Этот лотос темно-красного цвета с 6 лепестками.

Манипура чакра локализована в области пупа, как лотос фиолетового цвета с 10 лепестками.

Анахата чакра локализована в области сердца, обители индивидуальной души /дживатмы/. Этот лотосный центр красного цвета с 12 лепестками золотисто-розового оттенка. Концентрация на этом лотосе пробуждает в индивидууме 10 различных звуков-вибраций, оказывающих различные психофизические воздействия.

Вишуддха чакра локализована у основания горла. Это 16-лепестковый лотос. Кто сосредоточен на этом лотосе, того не истязают болезни.