Парадокс лжи

Парадокс

Ложь современного мира не есть ложь в субъективном смысле, в смысле греха субъекта, эта ложь есть выражение глубокого перерождения структуры сознания. Из мира все более исчезает личная совесть и все меньше слышится ее голос. Но это не значит, что вообще совесть исчезает, она меняет свой характер. Кристаллизуется коллективная совесть с такой силой и в таких размерах, что она совершенно подавляет в человеке личную совесть. Человек принуждается ко лжи во имя того или иного понимания коллективного блага.. Ложь всегда есть в значительной степени явление социального порядка. Человек лжет главным образом другому и другим. И даже когда человек лжет самому себе, то он это делает, имея сознательно и бессознательно в виду других. Человек играет роль перед самим собой, чтобы потом играть эту роль перед другими. Диктатор всегда бывает человеком внутренне изолгавшимся, но эта лживость определяется его ролью перед миром. Социальные отношения людей наполнены не только злой ложью, порожденной волей к могуществу, но и невинной условной ложью. Невинная условная ложь может быть условием возможности человеческого общежития. Так, например, человек бывает вежлив с другим человеком, которого ненавидит в глубине души. Ложь делается злом, когда воля к преобладанию и могуществу, не личному только, но и коллективному, хочет себя во что бы то ни стало реализовать. Воля к могуществу может быть свойственна индивидууму, но она всегда носит социальный характер. «Сверхчеловек» Ницше непременно должен обнаружить себя в социальных актах. И эти социальные акты непременно потребуют лжи. Воля к могуществу не может быть реализована иначе, как при помощи лжи. Христос говорил с силой, и в Нем была лишь чистая правда. Цезарь, диктатор, может приобрести силу лишь при помощи лжи. Без лжи можно реализовать лишь чувство свободы. Свобода есть начало, противоположное лжи. И подлинное освобождение человека есть освобождение от власти лжи. Количество лжи в мире определяется появлением централизованного коллективного сознания, одержимого волею к могуществу. Этому должно противопоставить героическую борьбу за свободу духа, т.е. за правду, обличающую ложь. Это совсем не означает индивидуализма. Человек есть существо коммюнотарное. Борьба не может не быть направлена на создание нового общества, новой общности людей. Но правда всегда означает, что дух определяет общество, ложь же означает, что общество определяет дух. Новое общество не может быть создано дипломатией, т.е. приспособлением к состоянию мира. Мир так полон лжи, ложь настолько разъедает самые возвышенные человеческие идеи, что одними силами мира, в котором все релятивизировано, нельзя победить ложь. Вера в победу над ложью предполагает веру в существование силы, возвышающейся над миром, силы надмирной Истины, т.е. Бога. Даже если весь мир заражен ложью, то все-таки есть Истина, чистая от всякой запятнанности ложью, и в борьбе против лжи мы должны соединиться с этой Истиной. Личная совесть определяет наше отношение к этой высшей Силе — Истине, но это не есть совесть, изолированная от других людей, это есть совесть, проникнутая чувством духовного братства людей, братства в Истине, а не во лжи.