Парадокс лжи

Парадокс

Наука любит истину и ищет истину, она не выносит лжи. Таков ее принцип. В этом величие науки. Настоящий ученый — аскет. Но и научные теории, разоблачающие иллюзии и лживость сознания (например, Фрейд и психоанализ), могут сами создавать мифы, очень далекие от реальности. Так, Фрейд создал настоящий миф об универсальном значении комплекса Эдипа, которым объясняется самое возникновение человеческих обществ. Он является тут не исследователем мифа, а созидателем мифа. Интересно, что творческое воображение Фрейда тут действует не в направлении, полезном для витального процесса, а в направлении очень пессимистическом. Философия самого Фрейда настолько слаба (я не говорю о его больших научных заслугах), что она не может обосновать и оправдать его любви к истине, разоблачающей ложь сознания. Один французский сюрреалист сделал из Фрейда тот вывод, что нужно убивать отца и призывает к этому убийству. Фрейд соблазнился не оптимистическим, а пессимистическим мифом. Наука склонна отрицать религиозные реальности как мифы, порожденные коллективным бессознательным. Но она создала миф о науке, как универсальном знании, решающем все вопросы. Сама наука любит истину, но сциентизм есть ложь. Ученые сплошь и рядом практикуют ложь, полезную и выгодную для их научной гордости. Современный роман раскрывает очень горькие истины о человеке (Пруст, А. Жид, Лавренев, роман психологического анализа). Литература, в сущности, говорит о диссоциации личности, об утере центра личности. Диссоциация личности и порождает ложь. Но самое художественное творчество оказывается вовлеченным в этот процесс разложения личности. Зоркое различение реальностей есть акт целостной личности, и оно необходимо для правдивости. Возрастание лживости есть процесс социальный и процесс индивидуально-психологический.