Парадокс лжи

Парадокс

С более глубокой точки зрения верно обратное тому, что утверждает прагматическая философия, что утверждает всякая теория, подчиняющая истину органическому витальному процессу. С большим основанием можно было бы утверждать, что ложь полезна для завоеваний жизни и для организации силы в этом мире. Истина, чистая, не искаженная истина, может быть вредна и разрушительна для организации порядка, для всякого систематизированного прикрытия дисгармонии. Это, в сущности, и говорит Полан, — единственный мыслитель, обративший серьезное внимание на проблему лжи. С этим связан глубокий трагизм в судьбе христианства. Достоевский в гениальной Легенде о Великом Инквизиторе раскрыл не только диалектику свободы и авторитета, но и диалектику истины и лжи в организации царства мира сего, в организации Церкви и государства. Истина, раскрытая Христом, есть истина о бесконечной свободе духа. Великий Инквизитор, устами которого, в сущности, говорят все желающие организовать мировой порядок, признал истину Христову разрушительной и анархической, и для организации блага людей он захотел исправить дело Христа. Аргументацию Великого Инквизитора почти дословно повторяет Шарль Моррас, вождь французских монархистов, который считает Евангелие книгой разрушительной и анархической, но восхваляет католическую церковь за то, что она сумела превратить эту разрушительную и анархическую книгу в силу, организующую порядок, т.е. «исправила» дело Христа. Было бы в высшей степени несправедливым отнести Легенду о Великом Инквизиторе исключительно к католичеству. Все историческое христианство сумело превратить христианскую истину, которая есть апокалиптический взрыв мира, в силу, приспособленную к этому миру, к витальным интересам этого мира. Тысячу раз люди утверждали, что мир можно спасти ложью и только ложью, что истина опасна для самого существования мира. И все вновь и вновь ставится перед людьми вопрос: можно ли, допустимо ли спасать мир ложью? Можно ли отдать себя служению истины и рискнуть существованием мира? И это значило, можно ли во имя истины рискнуть гибелью? Ложь может поддержать организацию общества и государства. Но она внутренне разрушает личность. Истина же укрепляет личность.