Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в нее

Эзотерическая, сущность, музыки, некоторые, пути, проникновения

В какой-то мере конкретизировать последующие слои структуры второго "Я" помогает художественное творчество композитора, поэта, художника и др., где из этого первичного слоя начинает ткаться будущее тело произведения. Благодаря тонко настроенным слуху, глазу, происходит как бы первоначальное "опознание" некоего "зерна", проблеск идеи, наступает "озарение", согласно поставленной задаче, сложившемуся профессиональному опыту, представляющим второй слой. Раскрываясь во времени, это озарение получает в третьем слое определенное ритмическое, интонационное и колористическое структурирование, приобретает некоторые черты "праформы"; этому соответствует стадия замысла, где еще господствует интуиция. Четвертый слой обеспечивает возникновение "поля сочинения" с богатством его смыслов-вариантов, представляющее уже специфическую "пракодовую" форму. Пятый слой -- реализует саму "кодовую" (мыслительную) форму сочинения, откристаллизовавшуюся в сознании творца из аморфной праформы. Шестой слой порождает текст сочинения, зафиксированный материально: это значит, что развернутая форма требует декодировки либо в исполнении, как музыка, либо в восприятии, как живопись. В последнем -- седьмом слое осуществляется реальное звучание сочинения в конкретном социальном времени и пространстве, индивидуальном сознании слушателя, зрителя.

Объединяет механизм двух "Я" выход в разные размерности времени, обусловленные кодированными и декодированными формами. Собственно говоря, можно представить их как некий последовательный ряд, идущий от внешней реальности через ее кодировки, минуя постепенную "остановку" времени, до глубинных духовных структур личности; движение справедливо и в обратном направлении. Вивекананда предлагал "учиться видеть бесконечное в конечном". Аналогично в Книге Перемен И-цзин это выражено в диалектике "малого" и "великого".

В ряду искусств именно музыка, благодаря своему языку, не случайно, видимо, оказывается наиболее близко соответствующей структурам эзотерического порождающего информационного поля. В определенной мере именно она была своеобразным "праязыком" человечества. В то же время музыка ныне -- самое интеллектуальное из искусств, обладающее наиболее сложным, развитым, многослойным языком выражения. Т. Манн в статье "Германия и немцы" писал, что музыка, это "точнейше расчисленный порядок и хаос иррациональной первозданности в одно и то же время -- самое страстное искусство, абстрактное и мистическое".

Сам художественный образ можно рассматривать как особый "приспособительный механизм выражения "невыразимого", улавливания скрытых связей с неведомыми источниками информации, своеобразный способ "фокусировки" глубочайшего смысла, конкретизации идеи в чувственно доступной форме.

Через язык музыки, ее образно-драматургический ряд, выразительные средства и другие структуры может реализовываться и скрытый механизм "перекодировки" информации, о чем давно уже писали психофизиологи, предсказывавшие, что для наиболее эффективного процесса мышления необходимо достичь некой унификации поступающей извне информации. П. Линдсей и Д. Норман писали: "В представлении о том, что вводимый в систему памяти материал переводится в какую-то единую форму, заложен здравый смысл. Следует признать необходимость некоторого единообразия вводимого материала (...), чтобы контакт с информацией, хранящейся в долговременной памяти был наиболее эффективным" (9, 324--325). Можно продолжить: не менее значим адекватный контакт и с поступающей изнутри, через ядро личности, информацией, связанной с космическим содержательным полем смыслов и значений.