Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в нее

Эзотерическая, сущность, музыки, некоторые, пути, проникновения

Коснемся другой стороны творческих способностей человека, тесно взаимосвязанных с обозначенной проблемой. Наряду с взаимодействием личности с внешним миром (сфера "открытого" знания и деятельности), существует и духовное погружение, ведущее к познанию внутреннего космоса личности, истоков творчества, эзотерического богатства ("закрытое" знание). Это как бы два особых "Я" человека, существующих и действующих по различным законам в одинаковых пространственно-временных координатах, хотя, естественно, перекрещивающихся друг с другом. Первое, обыденное "Я" действует в обычном масштабе времени, имеет развернутые структуры мышления, логически и причинно увязанные, достаточно плавные переходы; оно питается полученной извне информацией и перерабатывает и оценивает ее согласно жизненной программе, идеалам, интересам, традициям; здесь "работают" волевые процессы. Сжатый код времени лишь частично подвластен этому "Я", скованному также структурами социума, имеющимся опытом. Шопенгауэр писал, что "человек может свободно делать то, что он хочет, но не может хотеть по своему желанию".

Второе, творческое "Я" отталкивается не от жизненных целей и норм (хотя и косвенно с ними связано), но от неких внутренних, заложенных в глубинах подсознания, структур субъективного, духовно-идеального, сакрального и художественного выражения сущности человека и мира. Здесь предстают особенные, переменные пространство и время, действует своя логика взаимодействия, господствуют интуитивные, а не волевые процессы. Возникающая в этих условиях духовная сущность (в том числе и художественная) прорывается в реальность, но не сливается с ней, а сосуществует параллельно, получая статус вечной истины, красоты, совершенства. Здесь действуют скрытые механизмы интуиции, вдохновения, прозрения, фантазии генетической памяти и др.

Если структуры первого "Я" от развернутой формы, которая здесь первична, выходят в сжатые коды, фиксируются в них и, возможно, опускаются в подкорковую деятельность, создавая своеобразную двух-трехслойную систему, то структуры второго "Я" исходят от некоторой внутренней, "зародышевой", сверхсжатой сущности, некой первичной "идеи", "первотолчка", по выражению А. Блока -- "гула времени" и реализуются спонтанно, а порой непредсказуемо в "зерно" художественного произведения -- его текст.

Многие композиторы отмечали эффект "наития" в творчестве. Не случайно само слово "вдохновение" (кто-то "вдохнул" в художника сочинение) свидетельствует об этом первоначальном смысле. И. Брамс утверждал в одном из писем: "Я не несу никакой ответственности за свою музыку: она мне дана какой-то особой силой. Я несу ответственность только за то, как я ее оформил". Л. Бетховен восклицал: "Вы думаете, я мыслю о какой-то проклятой скрипке, когда дух говорит со мной?".

П. Чайковский неоднократно подчеркивал, что вдохновенье неподвластно непосредственной воле человека, что здесь возникает особое состояние "повиновения внутреннему голосу", некой "сверхъестественной силе", которая движет творцом. "Музыка просто прет из меня", -- писал он П. Юргенсону. В таком состоянии это "не труд, а наслаждение", "работа идет с совершенно непостижимой легкостью.

Забываешь все, душа трепещет от какого-то совершенно непостижимого и невыразимого сладкого волнения, решительно не успеваешь следовать за ее порывом куда-то, время проходит буквально незаметно. В этом состоянии есть что-то сомнамбулическое... То, что выходит из-под пера или просто укладывается в голове в этом состоянии, всегда хорошо, и если ничто, никакой внешний толчок не призовет к той, другой, общей жизни, -- оно должно выйти совершенством того, что в силах создать тот или иной художник" (8, 315).

Можно предположить, что эта "зародышевая", исходная сущность второго, творческого "Я" художника идентифицируется с сокровенным "ядром" личности, в котором, по словам индийского философа Вивекананды, представлено "ядро космоса", где при глубокой медитации ощущаются "вибрация и музыка Вед, звучащая как многоцветный аккорд в голубом холодном огне"*. Здесь практически остановлено время ("нирвана") и развернуто пространство. Но необходима выработка умения "забрасывать" в этот космический океан информации своеобразную духовную "сеть" с тем, чтобы уловить желаемые импульсы праструктуры, флуктуации этого космического информационного поля.