Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в нее

Эзотерическая, сущность, музыки, некоторые, пути, проникновения

Именно тем самым, очевидно, Паганини сумел реализовать поразительный феномен: внутренний код психической деятельности выносился им вовне, а развернутый процесс погружался внутрь. То есть он нашел способ поменять их местами, что обеспечивало высочайшую управляемость, качественность исполнения. А ведь это также есть часть заложенного в человеке механизма "обратной проекции".

Нечто подобное происходит и у некоторых спортсменов. Так, американский прыгун с трамплина Р. Найдиффер писал: "Мне удалось в момент отталкивания принять идеальное положение, я почувствовал -- словно что-то щелкнуло во мне. Я абсолютно точно ощущал во время взлета местонахождение своего тела относительно доски трамплина, хотя и не мог видеть ее. Я понял, что контролирую свои движения кристально ясно, без малейшего сознательного усилия. Казалось, что время приостановилось, все мои движения совершались как бы в замедленном темпе. Я плавно взлетал все выше и выше, и, когда достиг верхней точки взлета, мне показалось, что я завис в воздухе" (7, 22).

Выведение кодовых структур в непосредственную деятельность может осуществляться, как представляется, двумя путями. При первом из них происходит своеобразная "перекидка" развернутого и кодового уровней, когда именно развернутая форма становится управляющим механизмом. Вторая же возможность -- использование "подкодовой структуры", которая управляет кодовой формой, где происходит "сверхкодирование" информации. В рамках этой тройной метасистемы становится возможным изменение обычной программы действий и "переворачивание" двух верхних структур, что представляется более вероятным.

Для действия в ином масштабе времени нужна очень высокая мотивация, концентрация психической активности, повышенная энергетика, и, как следствие этого -- использование скрытых резервов организма. В данном отношении интересен также упомянутый мною "секрет" Ф. Листа, опубликованный недавно его пианистическим "внуком" Клаудио Аррау. Суть упражнений заключается в пробуждении древних двигательных центров мозга путем воздействия на них концентрацией внимания на кончике языка, создания представления об "истечении" из него "луча" энергии (что близко упражнениям раджа-йоги на раскрытие "третьего глаза"), затем -- сверхмедленного выведения языка вперед и его втягивания, а вслед за этим -- такого же сверхмедленного поочередного поднятия и опускания рук, происходящего как бы самопроизвольно под действием "наполняющего их газа"*. Подобные сверхмедленные, плавные движения (возможно стимулирующие длинноволновую активность мозговой деятельности) в сочетании с психической концентрацией используются и при обучении восточным единоборствам.

Характерно, что в последнее время кодовая форма начинает широко использоваться в обучении, рекламе. Информация, протекающая в кодовом времени, к примеру, за время смены кадра в кино (1/25 секунды) не опознается восприятием на осознаваемом уровне, но весьма интенсивно, что доказали эксперименты, воздействует на неосознаваемую сферу. Подобный метод рекламы был даже приравнен в США к формам "манипуляции с сознанием" и запрещен. Отдельные мелькающие кадры нередко включаются в видеоряд в клипах и рекламе. Они рассчитаны на одномоментное опознание и становятся стимулами, "метками", притягивающими внимание и создающими особо значимые ассоциативные связи (так, эффективно воздействуют промелькнувшие кадры с видом красивой полуобнаженной женщины, рискованного прыжка и др.). Возможности кодовой формы усвоения информации можно (и должно) широко использовать в обучении.