Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в нее

Эзотерическая, сущность, музыки, некоторые, пути, проникновения

Поиск скрытого, эзотерического смысла мира и предназначения человека лежит именно в погружении во все более глубокие слои сознания, туда, где находится источник вдохновения и озарения. Уход от реальных размерностей бытия, ощущение иного течения времени и развертывания пространственности, умение оперировать идеальными сущностями, не имеющими достаточно конкретизированного содержания -- все это составляет существо искусства, в особенности, музыки.

Остановимся несколько более подробно на этой стороне проблемы проникновения в эзотерическую сущность как человека, так и искусства, рассмотрим первый шаг за завесу Неведомого -- вскрытие механизмов реального овладения иными размерностями бытия, выработку умения жить по другому отсчету времени, ощущать все большую его наполненность, научиться "растягивать" время.

У. Фолкнер писал, что "человеку со временем даже и сразиться не дано". Время всегда трактовалось как одна из координат, объективно ограничивающих проявления человека, находящегося как бы внутри его потока. Но это не так. Личность может господствовать над временем, жить и творить в особые, важные для человечества промежутки времени в иных системах отсчета, не только решая, казалось бы, невыполнимые задачи, но и выходя в другие, более могучие структуры творчества, общения со скрытыми эзотерическими мирами, лежащими внутри человека. Эта способность -- бесценный дар, пока еще мало реализованный на практике.

В то же время современная жизнь с ее убыстрением протекания процессов, усложнением сути воспринимаемых структур и ситуаций настоятельно требует активизации и реализации иных механизмов усвоения и переработки информации, выработки динамичной реакции на нее. Ныне такое убыстрение наблюдается в темпе речи, исполнения музыки и в мультипликации, выражается в эффекте быстрочтения, игре в "быстрые" шахматы, пилотировании сверхзвуковых самолетов, спорте, решении задач "Кубика Рубика" и многих других областях, в том числе и в работе с компьютером.

Многие люди ощущают изменение восприятия времени, попадая в экстремальные ситуации. Как правило, они испытывают при этом своеобразный ступор (обездвиживание), лишь пассивно наблюдая за ситуацией в неожиданно возникающем "вязком", растянутом времени (это подобно рапидному воспроизведению кадров в кино). Явление получило название "дисторсия" -- искажение, извращение времени. Подобный ступор, возможно, связан с природой "быстрого сна", когда двигательная система автоматически отключается. Срабатывание этого механизма при авариях у летчиков, шоферов и т. п. приводит к срыву деятельности, невозможности использовать краткое время для изменения ситуации. Специальные тренировки, к примеру, у вратарей, прыгунов, боксеров и др., могут обеспечить осознание кодового времени, выработку умения действовать в нем, как правило, на пределе человеческих возможностей.

Владение замедленным временем, его все более дробными отрезками приводит к качественному скачку в отношении повышения эффективности действия, его упорядочивания, лучшего использования импульса движения, инерционных механизмов, что происходит за счет включения и использования многих генетически заложенных "программ действия", обычно недоступных свободной реализации. Здесь можно провести некоторую аналогию с так называемым "вторым дыханием", иногда включающимся у спортсмена при исчерпании энергии, когда вместо процессов кислородного окисления реализуются анаэробные, вчетверо более эффективные, однако небезопасные при длительной работе и поэтому заторможенные природой.

Исследования последних лет, в частности Н. Бехтеревой, показали, что мозг кодирует (сжимает) получаемую информацию во временном масштабе в соотношении примерно один к десяти. Это механизм чрезвычайно важен как для устойчивого, емкого хранения информации, так и для выработки навыка, осуществления целенаправленной деятельности. Именно кодовые структуры слов и автоматизированных действий являются базовыми для планирования речевого высказывания и поведения. Если такие структуры отсутствуют, поведение человека затруднено. Например, в случае слабого знания иностранного языка, речь обычно замедлена, прерывается паузами, ибо имеющаяся развернутая форма слов не дает возможность заранее выстроить необходимую последовательность высказывания.

Существует, видимо, и еще более свернутый слой -- сверхкодовые структуры, обеспечивающие созидание целостных построений, цикла последовательных действий. Кодовая форма обычно не осознается, но может порой выходить в область непосредственного восприятия, к примеру, при "внутренней речи", образовании зрительных, слуховых образов и представлений, при "быстрых снах".

Н. Бехтеревой получены интересные данные, указывающие, что "мозговой контроль психических функций обеспечивает различные их стороны и в том числе развитие явлений во времени и масштаб этого времени. Данные свидетельствуют также о возможности обеспечения мозгом не одного, а многих реальных масштабов времени" (6,6). Ею приводятся данные наблюдений нарушения "шкалы времени" при слабых электрических воздействиях на мозг. При этом отмечалось порой резкое ускорение (или замедление) различных действий, произнесение фраз в более быстром или замедленном темпе. Сходные явления неоднократно наблюдались в сложных критических жизненных ситуациях, когда память в короткий отрезок времени способна подать огромный по объему поток информации ("проносится вся жизнь").

Механизм использования поля внутреннего, медленно протекающего субъективного времени уже столетия используется крупнейшими музыкантами мира (Моцарт, Шопен, Лист, Вагнер, Шостакович). Особый прорыв в эту область совершил Н. Паганини, открыв свой "секрет игры"*. Этот механизм связан с овладением специфическими формами работы сознания и деятельности, особой методикой осуществления "временных скачков", накопления и использования энергии, в том числе и скрытых резервов ("секрет" Ф. Листа).