Эзотерическая сущность музыки и некоторые пути проникновения в нее

Эзотерическая, сущность, музыки, некоторые, пути, проникновения

Владимир Григорьев

Музыка издревле притягивала внимание своей тайной воздействия на личность, исходящей от нее неведомой силой, способной влиять на поведение человека. В древнегреческой музыке определенным ладам приписывались точные свойства формирования тех или иных моральных человеческих качеств. Орфей своим искусством мог двигать горы. Музыка всегда входила неизменной частью любого обряда, ритуала, праздника. Музыкантов считали одержимыми потусторонними силами, "инструментами", через которые боги говорят с людьми. Августин Блаженный даже считал музыку и математику истинными языками бога.

Искусство в целом, а музыка в особенности наиболее тесно смыкаются с эзотерическим опытом человека, во многом базируются на особых, высших состояниях человеческой психики, -- "сверхсознании", непознанных, скрытых областях получения и обработки информации. Здесь много тайн, "секретов" мастерства, уводящих вглубь духовного мира человека, в истоки его творческих сил. Не случайно искусство всегда было связано с магическим и религиозным опытом, с которыми его роднят состояния вдохновения, наития, озарения, экстаза, ощущение того, что художник является лишь "транслятором", голосом неких высших сил.

В искусстве человек истинно свободен, ибо полетом своей фантазии творит иную реальность. Допустимо высказать крамольную мысль, что человек не тогда стал Человеком, когда изготовил орудие труда, образовал общество, а лишь тогда, когда смог сотворить бессмертное искусство. Вбирая мир в себя, кодируя получаемую информацию, сжимая ее в особое состояние, пригодное для мыслительных операций, предок человека на определенной стадии эволюции шагнул на иную качественную ступень -- у него заработали генетически заложенные механизмы "обратной проекции" на мир сознания человека, -- внутреннего мира в виде идеальных образов. Неожиданно мертвые стены пещер, где он обитал, ожили, и в мелькающем свете костра на них задвигались, задышали мистические звери и люди. Торопливо "прописанные" по выпуклостям камня и трещинам около 35 тысяч лет назад "картины" ознаменовали возникновение новой, идеальной реальности, параллельной обычному миру: возникло Искусство. Возник Человек. И не случайно живопись пещерной эпохи во всей планете оказалась идентичной по стилю и манере -- этот феномен до сих пор не нашел объяснения у исследователей.

К данному этапу человеческое мышление шло долгим путем. Уже в древности оно во все большей степени соединяло в себе два полюса и действия -- развернутый процесс, адекватный временной метрике мира, реализующийся в основном в практике, речевом высказывании, так называемых "медленных снах", и сжатый ("кодовый"), протекающий в иных, временных координатах: мыслительной деятельности, интуитивных процессах, символических формах скрытого познания, магических, религиозных способах проникновения за завесу видимого мира, реализуемого также, как один из природных механизмов, в так называемых "быстрых снах" (где в короткое время протекает очень большое количество событий). Лишь изредка эта вторая форма осуществляется на краткие промежутки в деятельности при стрессовых ситуациях, экстатических состояниях и т. п. Как развернутая, так и сжатая формы представляют собой две стороны единого процесса мышления и действия. Развернутый процесс при повторении свертывается, автоматизируется, получает кодовую форму, а сжатый разворачивается и выходит, хотя и в ином виде, в реальное время.

Самая древняя, синкретическая форма сознания Человека -- миф, эпос -- содержат в значительной мере именно кодовые структуры, требующие специфической интерпретации. Многие обряды, магические действия, аналогично, выступают некой сжатой, символизированной структурой, отличной от реального времени, не говоря уж о сакральных текстах. К примеру, в основе китайской классической Книги Перемен И-цзин, которая пелась, танцевалась, разыгрывалась как драматическое произведение, лежат неоднозначные древние афоризмы (так называемый "мантийный" текст). Они уже третье тысячелетие получают развернутую трактовку, открывая сложнейшую философскую сущность книги -- научить человека жить по канонам искусства. Люди в истории культуры получали одновременно как бы два слоя текста -- кодовый и развернутый, что влияло на формирование необходимых качеств мышления, создавая в психическом поле своеобразную "временную вертикаль".