МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.

Мистерия возникла из более раннего (9–13 вв.) вида религиозных представлений, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы. Для литургической драмы был характерен строгий формализованный, ритуально-символический характер исполнения. Однако с течением времени литургическая драма начала меняться: в ее язык стали проникать народные выражения, в исполнение – бытовые черты; усилились действенность и зрелищная часть (за счет разнообразных технических приспособлений, делавших зримым «проваливание в ад» или «вознесение на небеса»). Усугубление мирского языка театрализованных вставок привело к их противоречию с каноническим характером литургии, и в 1210 папа Римский Иннокентий III издал Указ о запрещении литургической драмы в церквях. Представления были перенесены на паперть, что сыграло большую роль в популяризации религиозного театра. Вместе с увеличением количества зрителей, рос и интерес к этим представлениям. Постепенно в них стали принимать участие и миряне (преимущественно в комических ролях). Вскоре и церковная паперть перед храмом перестала вмещать все желающих посмотреть представления, и они были перенесены на перегороженные площади и улицы. К тому же времени литургическая драма видоизменилась в мистерию.

Содержание мистерии составляли сюжеты Библии и Евангелия, перемежавшихся с бытовыми интермедиями и комическими номерами. Обычно мистерии показывались во время общих городских праздников. На площади воздвигался длинный помост, на котором одновременно располагались все декорации, обозначающие нужные места действия. Зрители располагались вдоль помоста, у ее длинных сторон, а также смотрели на представление из окон и с балконов окружающих домов. Использовался и иной, передвижной тип декораций, расположенных на отдельных повозках-пэджентах (англ. pageant). Число действующих лиц мистерии могло доходить до нескольких сотен; само представление длилось целый день, а то и несколько дней.

Представления мистерий организовывались муниципалитетом совместно с городскими цехами ремесленников, позднее объединявшихся в «братства», профессионально занимающиеся подготовкой мистерий. Ремесленники стали исполнять и большинство ролей в мистериях. В религиозные представления врывалась стихия народного театрализованного праздника, эстетика карнавала, наследующего языческие ритуально-обрядовые традиции, исполненная амбивалентного смеха, снижения и профанации священных понятий, фамильярности и грубоватой непристойности. Пафос и патетика религиозных эпизодов соседствовала с балаганным жанром, сводящим на нет эмоциональное воздействие главных эпизодов. Таким образом, мистерия, бывшая порождением религиозного театра и призванная служить проводником идеологии христианства в массы, превратилась в арену борьбы между культурными традициями христианства и язычества. Это не могло не вызвать нападок на мистерию со стороны клерикальной и светской власти. К середине 16 в. практически во всех странах Западной Европы мистерия была запрещена.

МИСТЕРИЯ

Вклад мистерии в историю развития театрализованных праздников и зрелищного искусства в целом очень велик. Кроме популяризации театра как вида искусства, мистерия фактически положила начало возникновению театральной самодеятельности. В мистерии возникли и другие жанры средневекового театра – моралите и фарс. И, наконец, именно в недрах мистерии зародились многие театральные профессии, помимо актерских – от сценографов до постановщиков трюков, и даже продюсеров, осуществляющих всю финансово-организационную работу по выпуску спектакля.

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИИ. ДРЕВНИЙ ВОСТОК И АНТИЧНОСТЬ. — М. (мистерии) [от греческого mysterion — «таинство»] — тайные, т. е. доступные лишь посвященным, культовые действа, в которых земледельческая обрядность ритуальной драмы сочетается с представлениями о «вечном блаженстве» избранников, «приобщившихся» к божеству путем соприкосновения с ним (осязание или вкушение тела божества и т. п., сохранившееся в христианском культе «причащения»). Непосредственное происхождение мистерии ведут от женских земледельческих праздников (эпоха мотыжного земледелия). Отсюда преобладание женских божеств в античных М. (мистерии) (женщины собираются тайно от мужчин, имеют иногда свой тайный язык. Это эпоха нового расцвета матриархата). Но безусловно на эти женские праздники оказали влияние обряды посвящения юношей в первобытных обществах. Восточные и античные мистерии чаще всего связаны с культами умирающих и воскресающих богов плодородия; в Греции заметен антагонизм между аристократической религией «олимпийских» богов и мистериями аграрной религии. Из многочисленных мистерий наиболее известны египетские (Озирис и Изида), фригийские (Кибела и Аттис), иранские (Митра), а из греческих — элевзинские (Деметра и Кора), орфические (Дионис) и самофракийские (кабиры). Характерный для религии мистерий обряд «посвящения» состоит в ритуальной смерти посвящаемого, а затем в его ритуальном возрождении для новой блаженной жизни; перед посвященным нередко разыгрывалась и ритуальная драма, изображавшая миф о божестве, в культе к-рого мистерии имели место (напр. в Элевзине — похищение Коры Плутоном, блуждания Деметры в поисках дочери и т. д.); там, где мистерии имели оргиастический характер, весь коллектив «посвященных» принимал участие в ритуальной драме. Особую популярность мистерии получили в эпоху застоя и загнивания античного общества: они приобрели резко выраженную этическую окраску в связи с тенденциями к самоуглублению и «душевному спасению» среди недовольных масс, лишенных перспективы на улучшение положения в будущеМ. (мистерии) Ритуальная драма мистерий, мало известная в своих деталях («тайна» сохранялась очень строго), оставила ряд косвенных отражений в структуре античной драмы и античного романа (любопытны сведения и намеки на ритуал мистерий Изиды в заключительной книге «Золотого осла» Апулея). Догматика и обрядность христианства в очень значительной мере покоятся на эллинистических религиозных мистериях.

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ. СРЕДНИЕ ВЕКА. — М. (мистерии) [от латинск. «ministerium» — «церковная служба»] — появляющееся в XV в. обозначение большой религиозной драмы позднего средневековья, представляющей последнюю стадию развития более элементарной культовой драмы и лежащего в ее основе литургического действа. В медиэвистике нового времени термин «М. (мистерии)» часто применяется и для обозначения этих более элементарных форм религиозной драмы (по признаку их библейской тематики), хотя средневековье обозначало их другими терминами (ludi, representationes и т. п.). Однако подобное более широкое применение термина «М. (мистерии)» не вполне удобно, ибо, подчеркивая историческую преемственность М. (мистерии) от литургического действа, оно не вскрывает специфической связи М. (мистерии) со средневековым городом и его цеховым ремесленничеством, выступающей лишь в эпоху позднего феодализма. Поэтому здесь будет говориться лишь о М. (мистерии) как последней стадии развития культовой драмы. О более элементарных формах литургич. действа — сМ. (мистерии) «Драма», раздел «Драма средневековая».

Оформление жанра, знаменуемое — тематически — циклизацией ранее самостоятельных сюжетов, стилистически — углублением реалистически-бытовой их трактовки, а сценически — окончательным вынесением постановки за пределы церковного двора, усложнением сценической площадки, развитием бутафории и костюма, — теснейшим образом связано с развитием городской культуры. Поэтому-то расцвет М. (мистерии), засвидетельствованный в разных странах в разные века, может служить довольно точным показателем роста экономической и политической мощи средневекового города — в Италии со второй половины XIII в. (организация постановочного братства Gonrafone в Риме в 1264), во Франции (организация аналогичного confrérie de la passion в XIV в.) и в Англии к середине XIV в., в экономически отсталой Германии — к XV в. Осуществление дорогостоящей роскошной постановки М. (мистерии) имеет прямой политический смысл как показатель избытка средств в городском хозяйстве; и точно так же оно предполагает в сценическом использовании массы наличие специфических форм организации городского населения. Постановка М. (мистерии) — дело организации феодального города, в первую очередь цеховых ремесленников, и для исполнителей этого типа и предназначены дошедшие до нас сборники М. (мистерии) (так, 4 сборника английских мистерий XIV века — «York plays», «Towneley plays», «Chester plays», «Coventry plays» — объединяют многочисленные мистерии, разыгрывавшиеся ремесленниками Йорка, Вудкирка и др. городов в ярмарочные и праздничные дни).

МИСТЕРИЯ

Художественные особенности М. (мистерии) теснейшим образом связаны с практикой становящегося класса, еще далеко не осознавшего себя. Специфичным здесь является прежде всего обращение к формам культовой поэзии, к-рое можно наблюдать и в других областях лит-ого творчества становящейся буржуазии; горожанин прежде всего борется со своим непосредственным врагом — крупным феодалом — и оскудевающим хищником — рыцарем — и связанной с их классовой практикой «суетной» и легкомысленной куртуазной литературой; в этой борьбе он охотно обращается к наиболее импонирующим ему формам «духовной лит-ры» более ранней стадии феодализма. Не менее специфична и глубокая двойственность всего художественного метода М. (мистерии) С одной стороны, все сильнее выступающие тенденции к индивидуализации характеров (получающие осуществление только в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц — Ноя, Иосифа), к детализации изображения, порой напоминающей искусство Барокко (сМ. (мистерии)), к реалистически-бытовой его подаче (опять-таки ограничивающейся комическими сценами — плута Мака в английской М. (мистерии), краснобая-торговца миром в немецкой М. (мистерии) и т. п.); с другой стороны, навязанная традицией идеализованно-обобщенная трактовка главных персонажей, закрепленная культом фразеология серьезных сцен, не поддающаяся дальнейшему приближению к реальной практике класса «священная» тематика (две «светских» М. (мистерии) — «Осада Орлеана», ок. 1489, «Разрушение Трои», 1450 — собственно говоря выходят за пределы жанра). Как жанр глубоко компромиссный М. (мистерии) связана так. обр. с классовой практикой цехового бюргерства, с ее своеобразным противоречием — борьбой против того самого феодального строя, вне системы к-рого оно и не могло существовать. С расслоением цехового бюргерства, с выделением из его недр торгово-промышленной буржуазии, с переходом от феодального к капиталистическому способу производства умирает — вместе с другими формами литературы средневекового города — и М. (мистерии) Лишь пережиточно она сохраняется в отсталых слоях кулацкого крестьянства до XX в. (М. (мистерии) в Обераммергау). Попытки воскресить этот жанр в лит-рах нового времени не выходят за пределы ученого реставраторства, показательного в некоторых случаях для нац.-шовинистических настроений господствующих классов (М. (мистерии) немецких романтиков).

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИИ (Таинства). Разыгрывались в древних храмах посвященными Иерофaнтами для обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными были, без сомнения, те, что исполнялись в Египте "группой хранителей тайны".

Морис очень наглядно описывает их природу в нескольких строках. Говоря о Мистериях, разыгрываемых на Филе (остров на Ниле), он говорит: "Именно в этих мрачных пещерах раскрывались поклоняющемуся ученику тайны богини (Изиды), когда торжественный гимн посвящения плыл, отражаясь в длинных вереницах каменных ниш".

Слово "мистерия" происходит от греческого muo - "закрыть рот", и каждый символ, с ними связанный, имел скрытый смысл. Как утверждал Платон и многие другие мудрецы древности эти Мистерии были высокорелигиозны высокоморальны и полезны как школы этики. Греческие Мистерии, Мистерии Цереры и Вакха, были только подражаниями Египетским, и автор "Egyptian Belief and Modern Thought" ("Египетская вера и современная мысль") сообщает, что наше собственное слово chapel (часовня, богослужение) или capella (капелла) - это, как утверждают, caph-el (кап-эл) или школа Эла, солнечного божества. С Мистериями связаны знаменитые Кабиры.

Короче говоря, Мистерии в каждой стране представляли собой ряд драматических действ, в которых тайны Космогонии и природы в целом представлялись жрецами и неофитами, исполняющими роли богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответствующих жизней. Они разъяснялись кандидатам на Посвящение в своем скрытом значении и воплощались в философские доктрины.

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")

Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же образом.

Мистерии были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики.

(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")

МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИИ (Таинства). Разыгрывались в древних храмах посвященными Иерофaнтами для обучения кандидатов. Самыми торжественными и оккультными были, без сомнения, те, что исполнялись в Египте "группой хранителей тайны".

Морис очень наглядно описывает их природу в нескольких строках. Говоря о Мистериях, разыгрываемых на Филе (остров на Ниле), он говорит: "Именно в этих мрачных пещерах раскрывались поклоняющемуся ученику тайны богини (Изиды), когда торжественный гимн посвящения плыл, отражаясь в длинных вереницах каменных ниш".

Слово "мистерия" происходит от греческого muo - "закрыть рот", и каждый символ, с ними связанный, имел скрытый смысл. Как утверждал Платон и многие другие мудрецы древности эти Мистерии были высокорелигиозны высокоморальны и полезны как школы этики. Греческие Мистерии, Мистерии Цереры и Вакха, были только подражаниями Египетским, и автор "Egyptian Belief and Modern Thought" ("Египетская вера и современная мысль") сообщает, что наше собственное слово chapel (часовня, богослужение) или capella (капелла) - это, как утверждают, caph-el (кап-эл) или школа Эла, солнечного божества. С Мистериями связаны знаменитые Кабиры.

Короче говоря, Мистерии в каждой стране представляли собой ряд драматических действ, в которых тайны Космогонии и природы в целом представлялись жрецами и неофитами, исполняющими роли богов и богинь, повторяя предполагаемые сцены (аллегории) из их соответствующих жизней. Они разъяснялись кандидатам на Посвящение в своем скрытом значении и воплощались в философские доктрины.

(Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")

Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов и непосвященных, в которых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание - преподавались таким же образом.

Мистерии были очень религиозными, нравственными и благотворными в качестве школы этики.

(Е.П.Блаватская "Теософский словарь")

Здесь может быть Ваша реклама!