МИСТЕРИЯ

МИСТЕРИЯ

Художественные особенности М. (мистерии) теснейшим образом связаны с практикой становящегося класса, еще далеко не осознавшего себя. Специфичным здесь является прежде всего обращение к формам культовой поэзии, к-рое можно наблюдать и в других областях лит-ого творчества становящейся буржуазии; горожанин прежде всего борется со своим непосредственным врагом — крупным феодалом — и оскудевающим хищником — рыцарем — и связанной с их классовой практикой «суетной» и легкомысленной куртуазной литературой; в этой борьбе он охотно обращается к наиболее импонирующим ему формам «духовной лит-ры» более ранней стадии феодализма. Не менее специфична и глубокая двойственность всего художественного метода М. (мистерии) С одной стороны, все сильнее выступающие тенденции к индивидуализации характеров (получающие осуществление только в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц — Ноя, Иосифа), к детализации изображения, порой напоминающей искусство Барокко (сМ. (мистерии)), к реалистически-бытовой его подаче (опять-таки ограничивающейся комическими сценами — плута Мака в английской М. (мистерии), краснобая-торговца миром в немецкой М. (мистерии) и т. п.); с другой стороны, навязанная традицией идеализованно-обобщенная трактовка главных персонажей, закрепленная культом фразеология серьезных сцен, не поддающаяся дальнейшему приближению к реальной практике класса «священная» тематика (две «светских» М. (мистерии) — «Осада Орлеана», ок. 1489, «Разрушение Трои», 1450 — собственно говоря выходят за пределы жанра). Как жанр глубоко компромиссный М. (мистерии) связана так. обр. с классовой практикой цехового бюргерства, с ее своеобразным противоречием — борьбой против того самого феодального строя, вне системы к-рого оно и не могло существовать. С расслоением цехового бюргерства, с выделением из его недр торгово-промышленной буржуазии, с переходом от феодального к капиталистическому способу производства умирает — вместе с другими формами литературы средневекового города — и М. (мистерии) Лишь пережиточно она сохраняется в отсталых слоях кулацкого крестьянства до XX в. (М. (мистерии) в Обераммергау). Попытки воскресить этот жанр в лит-рах нового времени не выходят за пределы ученого реставраторства, показательного в некоторых случаях для нац.-шовинистических настроений господствующих классов (М. (мистерии) немецких романтиков).