ЙОГА ДЛЯ ЖЕНЩИН

ЙОГА, ЖЕНЩИН

Бог создал мужчину и женщину, чтобы они как равные партнеры делили тяготы и награды жизни, ее радости и печали. Если сравнить жизнь с колесницей, то мужчина и женщина — два ее колеса. Материальные и духовные обязанности равным образом ложатся на плечи мужчины и женщины. Оба желают иметь хорошее здоровье, душевный покой и вести уравновешенную жизнь. Йога благоприятна и для мужчин и для женщин. Женщины нуждаются в йоге даже больше, чем мужчины, так как природа возложила на них больше ответственности, чем на мужчин. Искусство йоги такое же древнее, как Веды. Когда мы читаем предания тех времен, у нас создается впечатление, что во многих областях женщины превосходят мужчин. Не кто иной, как богиня Парвати, первая постигла науку йоги, побудив бога Шиву обучать ее. Майтрейи, жена великого йогина и философа Яджнявалкьи, достигла свободы духа через йогу. Этому искусству ее обучил муж, чье учение изложено в книге Йогаяджнявалкья. В хорошо известном эпизоде из Рамаяны описывается прощание Рамы с близкими, когда он был изгнан на 14 лет и отправлен жить в лес. Его мать Каусала, охваченная горем, знала, что ни одно благословение, произнесенное со слезами на глазах, не принесет удачи. Чтобы добиться самообладания, она стала заниматься асанами и пранаямой и только тогда, когда оправилась от потрясения и обрела спокойствие, явилась к Раме и благословила его. В Махабхарате содержится упоминание об узнице Сулабхе, дочери царя Прадхана, которая училась и достигла мастерства в йоге. Во время одного из диспутов о йоге она победила Джанаку, царя Митхилы. Приводимая в индийских эпосах легенда о Мадаласе служит прекрасным примером женщин-йогинь. Мадаласа была верной и преданной женой царя Ритудхваджи. Согласно обряду «сати», она совершила самосожжение, думая, что ее муж погиб, но Ашватара Нагараджа оживил ее, так как Ритудхваджа оказался жив. Сначала она не узнала мужа, так как забыла всю свою прежнюю жизнь. Однако после того как ее посвятили в искусство йоги память вернулась к ней. Теперь Мадаласа узнала своего супруга и стала великой поклонницей йоги. В ведическую эпоху к женщинам относились с большим уважением.

Ману Смрити говорит о них как о богинях.

Где уважают женщин, там обитают боги. Там, где ими пренебрегают, все деяния тщетны. (МС III,55)

В ведическую эпоху бывали случаи, когда женщины подвергались церемонии инициации, они изучали Веды в Гурукуле (дом учителя) и тренировались в разных искусствах, таких, как борьба, стрельба из лука, йога, музыка и драма. Со временем положение женщины в обществе становилось все более второстепенным и ее свобода ущемлялась, даже если она пользовалась уважением как мать и на нее возлагались некоторые общественные обязанности. Ее стали считать слабым полом и таким образом лишили социального статуса, привилегий, которыми она пользовалась в ведическую эпоху. Ей было отказано в Гурукуле и в церемонии инициации. Ей закрыли доступ к изучению философии, наук, искусств и йоги, вследствие чего ее положение еще более ухудшилось. Более поздняя история Индии полна сообщениями о битвах с захватчиками, вторгавшимися с северо-запада. Индийские женщины сильно пострадали от своей социальной незащищенности. Несмотря на это, некоторые женщины-йогини успешно распространяли йоговскую систему по всей Индии: например, Лалла, святая XIV в. из Кашмира, а святая Бахинабай проповедовала йогу и медитацию; Шарада Деви, супруга Рамакришны Парамахамсы, была сведущей в йоге и пранаяме, Путь к йоге открыт для всех, независимо от расы, касты, веры и пола. Каждый может через йогу достичь освобождения. В наше время положение женщин значительно улучшилось по сравнению с периодами смрити, пуран и даже более поздней истории. Ее ум, проницательность и творческая сила обрели простор для более полного выражения. На сцене жизни она исполнительница многих ролей — дочери, сестры, жены, матери и друга. Во всех этих ролях женщина должна быть на высоте. В Самкхья Йоге женщина сравнивается с пракрити (природой). Как и природа, она всегда должна быть активной. Только при этом условии она в жизни преуспевает и дом ее наполнен радостью. Недаром Калидаса выводит женщину в роли живительной искры в жизни семьи. Эта же искра является двигателем духовного подъема общества. Помимо упомянутых выше традиционных функций женщине в наш век всеобщего соревнования приходится играть и некоторые дополнительные роли: врача, юриста, политика, преподавателя — и с ними она вполне справляется. Однако, когда повседневная борьба истощает даже верхние пределы ее выносливости, физическая и умственная усталость приводят к ослаблению ее природного интереса к семье и детям, а затем к равнодушию и разочарованию. Организм, как известно, должен пройти через все четыре стадии своего развития: детство, отрочество, средний возраст и старость. На всех четырех стадиях происходят изменения в психике, и на каждой из них человек сталкивается с внутренними проблемами и внутренними конфликтами. Это приводит к расстройству физических и психических функций, и женщина (как и мужчина) тратит много энергии, чтобы добиться душевного равновесия во время переходных периодов. Материнство — предназначение женщины.

Это не простое физическое состояние, а состояние божественное. Материнство украшает ее такими священными атрибутами, как любовь, самоотверженность, преданность, терпимость, доброжелательность и упорный труд. Для нее высшая религия — ее свадхарма. Эти свойства глубоко заложены в природе женщины. Иногда, будучи подавлена трудностями существования, она из-за этих своих особенностей становится несколько подобострастной, так как не может справиться с обилием обязанностей, возложенных на нее природой. Иногда ей хочется свободы и интеллектуального взлета, однако религиозные взгляды сдерживают ее и возвращают ей чувство долга. Бхагавадгита научила женщину исполнять все свои обязанности, не рассчитывая на вознаграждение. Бесконечная борьба женщины и матери, связанная с трудом и ответственностью, приучила ее здраво воспринимать противоречивость мира, не теряя самообладания. Все это — роль матери, жены, сестры и друга — дается женщине дорогой ценой, как в физическом, так и в психическом плане. Стабилизация физического и психического состояний достигается через асаны и пранаяму. В их выполнении — ее спасение. Теперь мы рассмотрим, в чем состоит сущность здоровья, а именно природу физического и душевного благополучия.

ЙОГА ДЛЯ ЖЕНЩИН

«Природа намеревалась сделать женщину вершиной своего творения», — писал Джон Раскин. Об этом свидетельствуют ее красота и грация, а также мягкость натуры. При этом она обладает твердостью характера и выносливостью. Женщина ласкова, нежна и гибка, ее движения легки и грациозны в отличие от движений мужчины с его крепким, грубым и жестким телом. Йога требует невероятной гибкости, и похоже, что Творец отдал предпочтение женщине, сделав ее тело пригодным и как бы созданным для йоги. Женщина сильно отличается от мужчины своим ростом и конституцией. Мышцы ее мягки и легки по сравнению с грубыми, крупными и тяжелыми мышцами мужчин. Также ее костная система не столь крупна, как у мужчины. Она в состоянии вынести физическое напряжение и психические нагрузки в степени намного большей, чем мужчина, но не за счет физической силы или выносливости, а благодаря присущим ее природе характерным особенностям. Кроме того, природа возложила на нее ответственность за воспроизведение рода. Благополучие нации и здоровье будущего поколения зависят от физического и психического здоровья женщины. Внимательное исследование особенностей, отличающих женщину от мужчины, точнее, ее организма и подверженных переменам физиологических функций и эмоциональных состояний, показало, что если она воспринимает асаны и пранаяму как часть своего образа жизни, то они становятся еще более значимыми и полезными для нас. Йога помогает женщине как в выполнении ее обязанностей, так и в сохранении цвета лица, очарования и женственности. Освоив йогу, она уже не нуждается в косметике, так как собственное кровообращение придает ее коже блеск. Не будет преувеличением сказать, что практика йоги может оказать помощь при всех условиях и обстоятельствах ее жизни. Йога — идеальный вид упражнений. В главе по анатомии в Чарака Самхита и Сушрута Самхита Аюрведы дается описание упражнений, могущих через действие и движение привести к хорошим результатам. В комментариях к ним говорится, что при правильном их исполнении они придают телу легкость, работоспособность, сопротивляемость к болезням и расстройствам, вызванным дисбалансом трех органических жидкостей. Они стимулируют гармоничное функционирование дыхательной, кровеносной, пищеварительной, нервной, железистой, мочеполовой и выделительной систем. В текстах приводится предупреждение, что неправильное выполнение упражнений вызывает вялость, истощение, рвоту, дисфункцию внутренних органов, сухость, внутреннее кровотечение, кашель, жар и другие расстройства. Асаны тренируют весь организм и оживляют все физиологические функции, в результате чего и тело и дух обретают здоровье, так как асаны в равной мере совершенствуют и тело и дух. Йоговские асаны и пранаяма выдержали многовековое испытание временем и помогают как мужчинам, так и женщинам в преодолении всех трудностей в их стремлении к достижению безупречного здоровья и величайшего блаженства.

Тело состоит из пяти оболочек, или слоев. Они следующие:

I. аннамайя — анатомическое тело, состоящее из кожи, мышц и костей и составляющее внешнюю оболочку; II. пранамайя — физиологическое тело, состоящее из кровеносной, дыхательной, выделительной, пищеварительной, нервной, эндокринной и воспроизводительной систем; III. маномайя — ментальная, или психологическая оболочка, состоящая из эмоций и разума; IV. виджнянамайя — интеллектуальная оболочка; V. анандамайя — духовное тело, являющееся самой сокровенной оболочкой, вмещающей в себя душу.

Все эти оболочки взаимозависимы и взаимопроницаемы, начиная от внешнего покрытия и кончая внутренним ядром. Во время выполнения асан и пранаямы все внимание направлено на оболочки — от анатомической до духовной и наоборот. Все виды упражнений имеют две стороны — движение и действие. Асаны упражняют в равной мере переднюю, заднюю, боковую и внутреннюю части тела, так как каждая поза представляет собой монолитное единство, в котором каждая часть играет особую роль и ни одна часть не забыта. Движение заключается в постоянном переходе из одной позы в другую и с места на место. Хотя асаны кажутся внешне статичными, тем не менее они наполнены внутренним динамизмом. Во время выполнения асан производится целый ряд движений и действий, таких, как горизонтальное, вертикальное, диагональное и круговое растяжение и расширение. Это требует мастерства, понимания и усердия. Ни один участок тела или сознания не остается незатронутым, если асаны выполняются правильно и внимательно. Между йогой и другими физическими упражнениями имеется большая разница. Асаны выполняются на психофизиологическом уровне, в то время как физические упражнения имеют чисто внешний характер. Несмотря на то что асаны развивают соматическое сознание, они также стимулируют генерацию внутреннего сознания и уравновешивают психику.

ЙОГА ДЛЯ ЖЕНЩИН

Йога — это культура тела, сознания и души. При физических упражнениях требуется точное выполнение движений, в то время как в йоге помимо точности культивируется более глубокая осознанность, которая приводит к равновесию между телом и духом. Так же как и физические упражнения, асаны развивают мышцы и устраняют ригидность телодвижений. Однако они больше связаны с физиологическим телом и основными внутренними органами, чем с физическим телом. Асаны укрепляют и оживляют деятельность таких органов, как печень, селезенка, кишечник, легкие и почки. Каждая асана воздействует на всю систему. Это — органическое упражнение, которое радикальным образом устраняет токсины. Пищеварительный тракт — одна из наиболее важных систем, от которой зависит здоровье всего организма. Причина многих заболеваний связана с расстройством пищеварения, и асаны могут противостоять им. Практика асан и пранаямы приводит к оптимальной работе дыхательной системы, обеспечивая необходимое насыщение крови кислородом и улучшая кровообращение по всему организму. Важную роль играют в нашей системе эндокринные железы, которые не имеют выводных протоков и выделяют гормоны, циркулирующие по всему организму. От их секреций зависит физическое и психическое здоровье человека. Некоторые асаны стимулируют эти железы в выполнении присущей им функции, в то время как другие — нормализуют чрезмерное выделение гормонов и поддерживают равновесие в системе. Асаны и пранаяма во многом помогают правильной работе мозга, нервов и позвоночника. Мозг — это центр мышления, рассудка, памяти, восприятия и управления. Он контролирует произвольные и непроизвольные движения в нашем организме. Мозг и тело находятся в постоянном взаимодействии. Жизненные заботы неизменно угрожают стрессом, а усталый мозг оказывает воздействие на всю систему. Вечное напряжение вызывает тревогу и озабоченность, что приводит к психоневрозу, неврастении, истерии и к множеству невротических заболеваний. Такие асаны, как Ширшасана, Сарвангасана, Халасана и Сету Бандха Сарвангасана, снабжают мозг свежей кровью, держат его в бодром, активном и в то же время спокойном состоянии. Йога, таким образом, обладает уникальной способностью успокаивать нервы и мозг и возвращать душе спокойствие, свежесть и умиротворенность. Йогой может заниматься каждый независимо от возраста. Особенно полезна она тем, кому уже за 40, когда восстановительные процессы в организме идут на убыль и сопротивляемость к болезням ослабевает. Йога порождает энергию и не дает ей рассеиваться. Она наполняет человека энергией и жизненной силой. Максимальная польза достигается минимальными усилиями. Йога не только предупреждает заболевание, но и лечит. В отличие от других систем йога развивает в организме симметрию, координацию и выносливость. Она стимулирует внутренние органы и обусловливает их гармоничное функционирование. Йога — способ лечения естественными методами. Прогресс в лечении происходит медленно, но верно. Никто не отрицает достижений современной медицины. Медикаменты могут оказать большую помощь, однако йога может дополнить их эффект и ускорить процесс выздоровления. В то же время йога помогает устранить побочные пагубные эффекты, которые дают иногда медикаменты. Йога усиливает естественные защитные системы организма, борющиеся с болезнью. При хронических заболеваниях практика йоги дает возможность определить их степень и интенсивность. Там, где требуется хирургическое вмешательство, рекомендуется практиковать йогу перед операцией, так как это снимает нервное напряжение и напряжение внутренних органов и успокаивает психику. После операции необходимо помочь заживлению ран и ускорить восстановление сил. При несчастных случаях, когда заниматься другими упражнениями невозможно, путь для йоги открыт. Асаны помогают снимать усталость, боль и страдания. Они помогают не только нездоровому выздоравливать, но и здоровому оставаться здоровым. У йоги имеется особый подарок для женщин, занимающихся атлетизмом и спортом. Асаны могут помочь корригировать неправильные движения мышц, вызывающие перегрузку и растяжение связок. Они устраняют давление и напряжение и придают всей системе скорость, гибкость, силу, выносливость и координацию движений. Если спортсмены, мужчины и женщины, истощили свои силы, они легко могут восстановить свою энергию при помощи асан. Благодаря асанам можно увеличить также амплитуду движений. Таким образом, искусство йоги уникально по своей природе. Йога дает каждому то, в чем он нуждается. Она особенно подходит женщинам, которые по роду своих обязанностей в семье могут только приветствовать возможность выполнять эти чудесные упражнения в уединенности и уюте собственного дома. Практика йоги оказывает колоссальное воздействие на характер человека и придает ему моральную и интеллектуальную силу. Отношение к жизни становится более положительным и терпимым. Гордость и эгоизм искореняются, и вместо них вселяются смирение и скромность. Человек становится более вдумчивым и проницательным, а его ум — более ясным. Все это настраивает на созерцание.

Из книги: Айенгар Гита "ЙОГА ДЛЯ ЖЕНЩИН".