МАЙЯ

МАЙЯ

МАЙЯ - это индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира.

Среда обитания Майя - на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса.

Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи.

Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную – реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.

Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями.

По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, – исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.

Периодизация истории майя. В архаический (2000–1500 до н.э.) и в ранний формативный периоды (1500–1000 до н.э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000–400 до н.э.) – первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти.

Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. – 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения – стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль.

В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики – изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности.

МАЙЯ

В последующий ранний классический период (250–600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, – 292 н.э., что в соответствии с т.н. «долгим счетом майя» выражается цифрами 8.12.14.8.5.

Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии.

В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.

Обнаруженное в «Храме надписей» захоронение Пакаля, правителя Паленке, дало много ценных сведений о практике почитания царских предков. Надпись на крышке саркофага гласит, что Пакаль родился (по нашему летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего украшали нефритовое ожерелье, массивные серьги (знак военной доблести), браслеты, мозаичная маска, сложенная более чем из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен в каменном саркофаге, на котором были высечены имена и портреты его прославленных предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик, имевшая немалую власть. В захоронения обычно помещали сосуды, по-видимому с едой и напитками, предназначенные для питания усопшего на его пути в загробный мир.

МАЙЯ

В городах майя выделяется центральная часть, где жили правители с их родней и свитой. Таковы дворцовый комплекс в Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас в Копане. Правители и их ближайшие родственники занимались исключительно государственными делами – организовывали и возглавляли военные набеги против соседних городов-государств, устраивали пышные празднества, принимали участие в ритуалах. Члены царской семьи становились также писцами, жрецами, прорицателями, художниками, скульпторами и архитекторами. Так, в Доме Бакабов в Копане проживали писцы высшего ранга.

За чертой городов население было рассредоточено в небольших деревнях, окруженных садами и полями. Люди жили большими семьями в деревянных домах, крытых тростником или соломой. Одна из таких деревень классической эпохи сохранилась в Серене (Сальвадор), где предположительно летом 590 произошло извержение вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел засыпал близлежащие дома, кухонный очаг и стенную нишу с расписными тарелками и бутылями из тыквы, растения, деревья, поля, в том числе поле с ростками кукурузы. Во многих древних поселениях постройки группируются вокруг центрального двора, где производились совместные работы. Землевладение носило общинный характер.

В поздний классический период (650–950) население низинных областей Гватемалы достигало 3 млн. человек. Возросшие потребности в сельскохозяйственной продукции заставляли земледельцев осушать болота и применять террасное земледелие в холмистой местности, например по берегам Рио-Бек.

В поздний классический период из состава сложившихся городов-государств начали выделяться новые города. Так, город Химбаль вышел из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов возвещено на архитектурных сооружениях. В рассматриваемый период пика своего развития достигает майяская эпиграфика, однако содержание надписей на монументах меняется. Если раньше преобладали сообщения о жизненном пути правителей с датами рождения, женитьбы, восшествия на престол, смерти, то теперь основное внимание уделяется войнам, завоеваниям, захватам пленников для жертвоприношений.

К 850 многие города на юге низинной зоны были покинуты. Полностью прекращается строительство в Паленке, Тикале, Копане. Причины случившегося до сих пор не ясны. Упадок этих городов мог быть вызван восстаниями, вражеским нашествием, эпидемией или экологическим кризисом. Центр развития майяской цивилизации перемещается на север полуострова Юкатан и западное нагорье – области, воспринявшие несколько волн мексиканских культурных влияний. Здесь на короткий срок расцветают города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица. Эти пышные города превзошли прежние высотой зданий, многокомнатными дворцами, более высокими и широкими ступенчатыми сводами, изощренной резьбой по камню и мозаичными фризами, огромными площадками для игры в мяч.

МАЙЯ

Цивилизация майя.

История этого народа, так никогда и не создавшего единого государства по примеру ацтеков или инков, делится на три периода: первый — домайскую эпоху (за несколько веков до Р. Хр. по 317 год по Р. Хр.); второй — древний (с 317 по 987 год); третий — новый, который делится на период «майского ренессанса» — до 1194 года; период «мексиканского влияния» — 1194-1441 гг. и период упадка 1441-1697 гг.

Майя жили самостоятельными и независимыми родами, главными из которых были: тутуль шпу, кокомы, канепи, печи и чели. Каждое из этих независимых племен образовало город-государство, также независимое, с прилегающими землями и городками. Во главе их стоял правитель — «великий человек», избиравшийся пожизненно и пользовавшийся неограниченными правами. При нем существовал государственный совет. Древнейшими городами майя были Тикаль, Киригуа, Ица. В Х веке на земли майя вторгаются мексиканские племена тольтеков во главе с Кукульканом, которые слились с местным населением, привнеся в него свои обычаи.

В это время создаются новые крупные города-государства — Улималь, Майяпан и Чичен-Ица. Кроме этих майя воздвигли еще десятки крупных городов-государств, поражающих путешественников своими размерами и красотой. Майя воздвигали великолепнейшие храмы и дворцы, многие из которых превосходили ацтекские и инкские. Разработки майя в области математики и астрономии опередили свое время на сотни лет, превосходя все европейские достижения тех времен. А многие из них поняты и оценены только в наше время. Следует отметить, что майя впервые изобрели цифру ноль и систему нумерации.

Достижения в архитектуре также не имели себе равных не только по красоте, но и по правильности архитектурных форм. Но за всем этим стояла зловещая религия майя — религия, которую можно смело назвать человеконенавистнической. Во главе жрецов стоял жрец «князь змей». Как это перекликается с тем древним змеем-сатаной, который прельстил Еву в Эдеме! У него был прекрасный аппарат помощников, которые, прежде чем достигали звания жреца, получали знания по астрономии, иероглифическому письму и астрологии. Были для жрецов даже своеобразные курсы повышения мастерства, где им читались специальные лекции.

МАЙЯ

Богами майя были Ицаина — Бог неба, Йум-Каам — Бог кукурузы, Шаман Эк — Бог Полярной звезды, Кукулькан — Бог ветра, Ах-Пучи — Бог смерти, и для каждого отдельного дня, и даже для цифр были у майя боги. Жертвоприношения майя и их религиозные обряды были еще ужаснее, чем у ацтеков, хотя во многом и походили на них. Жертвы повергались на алтарь, затем жрец также рассекал им грудь и вырывал сердце, окропляя кровью статую бога, после чего с трупа сдирали кожу, в которую облачался жрец. После этого человеческое тело разрубали на многие части, которые тут же поедались жрецами и знатью! Это был настоящий массовый каннибализм. Количество жертв достигало десятков тысяч в дни больших праздников и торжеств. Все население городов завывало от восторга на подобных ритуальных действиях. Люди теряли человеческий облик. Безнравственность и оргии приобретали все более и более широкий масштаб, превратив, наконец, некогда великие племена в мало на что способных деградировавших людей.

Человеческий разум в отрыве от Бога вновь потерпел полное поражение, показав свою ограниченность и слабость. Испанцы, встретившись с майя в 1502 году, уже через несколько лет под руководством Франсиско де Монтехо покорили некогда великую цивилизацию. Майя, когда-то воздвигавшие великие города, не смогли, будучи полностью разложенными нравственно, оказать сопротивление европейцам. В 1697 году был уничтожен последний город майи Тайясаль.

В свое время наш Господь Иисус Христос, находясь на земле, сказал притчу, записанную в Евангелии от Матфея 7:24-27: «И так всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне: и пошел дождь, и разлились реки, …и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки… и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». Эта притча относится как к отдельным людям, так и к государствам.

Те, кто строит свою жизнь на фундаменте веры, на живом камне, который есть Господь Христос, перенесут с Его помощью любые испытания и невзгоды и выстоят; а те, кто полагается на свой человеческий разум и силу, рано или поздно потерпят в своей жизни полнейший крах, что доказали три древнеамериканских народа — ацтеки, инки и майя.

МАЙЯ

Календарь Майя

Жрецы майя работали с четырьмя стихиями — Чака-ми. Красный Чак юга, Белый Чак севера. Черный Чак запада, Желтый Чак востока.

Над землей, согласно верованиям майя, было небо, но не одно, а тринадцать, и у каждого неба — свой бог. Под землей — потусторонний мир. И опять-таки не один. Этим подземным миром также правили боги. В девятом, самом темном и глубоком, владычествовал бог смерти Ах Пуч. Собственный бог имелся и у каждого дня их календаря. Имели своих богов и цифры от 0 до 13.

В каждом городе-государстве майя был свой первосвященник — князь-змей. Князь-змей являлся высшим теологом государства и преподавал другим жрецам космогонию, астрономию и астрологию. В центре всех городов майя возвышались астрономические обсерватории.

Астрономы майя обладали достаточно высокой «квалификацией». С необычайной точностью они определили период обращения Луны вокруг Земли: 29,53059 дней. Предсказывали фазы Марса, затмения Луны, особое внимание уделялось созвездиям Близнецов и Плеядам.

ода, определить длительность тропического и звездного года с великой точностью (сравните значение Майя — 365,2420 с современным — 365,2422), и продолжительность лунного цикла. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления, основой для которой, вероятно, послужило количество пальцев на руках и ногах. При этом нумерация базировалась на трех символах: точка обозначала единицу, линия — пять и стилизированно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20. Цивилизация майя первой в мире начала использовать нуль в математике.

На этой системе и основывается календарь майя.

Единицей первого порядка был один день — кин.

Двадцать дней составляли один месяц — винал, единицу второго порядка.

Единица третьего порядка — год, тун, — в виде исключения не соответствовала двадцатеричной последовательности и определялась эмпирически — 1 кин×20 (1 винал)×18 = 360 кинов (дней).

С четвертого порядка двадцатеричная система восстанавливается:

20 тунов = 1 катун (7200 дней, или 19 лет 265 дней);

20 катунов = 1 бактун (1440 дней; 394 года 190 дней; 400 тунов);

20 бактунов = 1 пиктун (2 880 000 дней; 7890 лет 150 дней; 8000 тунов);

20 пиктунов = 1 калабтун (57 000 000 дней; 156 164 года 140 дней, 160 000 тунов);

20 калабтунов = 1 кинчилбтун (1 152 000 000 дней; 3 156 164 лет 140 дней; 3 200 000 тунов);

20 кинчилбтунов = 1 алаутун (23 040 000 000 дней; 63 123 287 лет 245 дней; 640 000 000 тунов).

Как видите, календарь приспособлен для измерений гигантских отрезков времени. Но зачем земледельческому народу потребовался такой календарь? Это нам неизвестно. Майя в своем исчислении пользовались тремя типами календарей. Их календари являются удивительно точными: солнечный календарь, имеющий 365 дней (делится на 18 месяцев из 20 дней и один месяц из 5 дней), Священный календарь, называемый Тсолкин, имеющий 260 дней (делится на 13 месяцев из 20 дней) и Календарь Венеры из 584 дней. Пользуясь этими календарями, майя могли предсказывать затмения с очень высокой точностью.

Бытом руководил календарь «хааб» (hааb) из 18 месяцев по 20 дней в каждом. Он начинался месяцем поп (от 16 июля до 4 августа), днем, который обозначался как «0 поп». Отсчет дней месяца начинался с нуля. В конце хааба добавлялись 5 суток, считавшихся несчастливыми. Число 13 у майя считалось мистическим, особенным числом.

260 дневный календарь «цолкин» (tzolkin) разделялся на 13 месяцев по 20 дней, и его использовали для определения праздников и предсказания судеб. Три «цолкинз» по длительности соответствуют синодическому периоду планеты Марс. Многие обряды и ритуалы были странным образом связаны с отношением между хаабом и цолкином.

Использовали всегда оба календаря, указывая дату по «цолкин» и по «хааб». Делений на годы у майя не было. Для определения года даты, каждый день представлял собой новую комбинацию чисел, и чтобы они повторились, должно было пройти 18 980 дней. Во всей этой кабалистике разбирались только жрецы, обычному люду она была не под силу.

Современные исследователи моделируют эту зависимость системой из двух зубчатых колес, одно из которых имеет 365 зубьев, а другое 260. Чтобы при вращении большого колеса (хааб) зубец его соприкоснулся с тем же самым зубцом малого колеса, необходимо 52 оборота большого колеса и 73 малого. Если умножить 52 на 365 или 73 на 260, получим 18 980 суток, или 52 года. Основной цикл времени майя определяется вечным вращением этих двух зубчатых колес — календарей.

Этот 52-летний цикл имел большое значение в жизни не только народа майя, но и ацтеков, которые, возможно, позаимствовали его у майя. Последние 5 дней цикла считались очень опасными, и оба народа считали, что именно тогда случаются стихийные, необыкновенные катастрофы. Согласно некоторым исследователям, майя знали еще более длительный цикл, состоящий из 5 раз по 18 980 суток — 94 980 суток. Любопытно, что, умножив число дней в хаабе на число дней в цолкине, мы получим как раз 94 980. У майя был и лунный календарь. Они определили продолжительность синодического месяца {промежутка между двумя одинаковыми фазами Луны), равную 29 суткам, 12 часам, 44 минутам, 3 секундам с точностью до 0,00006.

Наблюдали жрецы майя и Венеру. Период между двумя ее фазами варьируется между 580 и 588 сутками. Жрецы майя вычислили точное значение — 584 суток. Сегодняшняя цифра, полученная в результате точнейших астрономических наблюдений, равна — 583,9 суток.

Наиболее загадочна начальная дата календаря майя. Прежде всего — их минимум три. Ближайшая из них обозначается на стеле номер 9 в Вашактуне как день 13.0.0.0.0.4. ахау (название дня) 8 кумху (название месяца).

Странен календарь майя. Начнем с того, что такого календаря просто быть не может: для его создания, по данным современных ученых, надо наблюдать небо (и записывать наблюдения) в течение не менее 10 000 лет. А таким временем майя просто не располагали. У майя год состоит из 360 дней, к которым прибавлялось еще 5 несчастливых или безымянных дней. Такой же обычай существовал в древнем Египте, в Вавилоне и в Индии. Майя верили в приметы, интересные данные приводит С. Г. Морли в книге «Древние майя». Пирамиды есть в Египте и в Мексике. Жреческая каста в обеих странах изолировалась от населения и ревниво скрывала свои тайные знания, погребальные ритуалы Мексики очень напоминали аналогичные в Египте и Финикии.

МАЙЯ

Древние народы отождествляли своих предков с богами, умевшими летать к звездам, оживлять мертвых и совершать прочие — даже на наш современный взгляд — чудеса. Они помнили, чтили своих богов, поклонялись им как реальным предкам…

Часть наших предков, укрывшихся под землей, могла быть обожествлена их же пострадавшими в интеллектуальном плане потомками. Другая часть, так и оставшихся под землей, деградировавших и обретших дурную славу похитителей женщин, была позднее языческим же сознанием демонизирована. Антибога, дьявола, смело теперь можно селить под землей, отдав ему ту самую, прежнюю, нишу «богов-предков». Новая и довольно стройная система мира двумя ногами оперлась теперь на оба полюса.

Если предположить существование на Земле сверхмощной и сверхразвитой працивилизации, уничтоженной некоей космической силой, названной нами Победителями, то с неизбежностью мы должны будем задаться вопросом о некотором «оккупационном режиме» на нашей планете. Цель такого режима одна — не допустить реального возрождения цивилизации, стереть из памяти землян их величественное прошлое и сам факт наличия Победителей. И невольно на память приходит легенда об Атлантиде.

У оккультистов указания на существование и гибель Атлантиды начинают появляться с 1800 года (до этого очерк Платона считался аллегорией, потребовавшейся великому философу для создания модели идеального государства).

Еще раньше, у алхимиков эпохи Возрождения было предание о том, что алхимия, астрология и магия зародились именно в таинственных храмах Атлантиды. Со второй половины 19 века предание об Атлантиде начинает играть у оккультистов значительную роль. В 1888 году выходит капитальный труд Е. П. Блаватской «Тайная доктрина» в трех томах (т. 1 — космогония; т. 2 — антропогенез и т. 3 эзотерика). В этом труде развивается оккультное предание об Атлантиде, причем Е. П. Блаватская ссылается на так называемую «Книгу Дзьян» (или Дцьян), существующую в небольшом числе экземпляров. Один из этих экземпляров находится в Ватиканской библиотеке и закрыт для прочтения. При помощи ясновидения и других приемов, утверждала Е. П. Блаватская, она прочитала эту книгу, и вот что написано в строфах 11 и 12: «Они строили большие города. Они строили их из редких камней и металлов. Из раскаленных и изверженных масс, из белого камня гор и из черного камня сделали они собственные изображения в их величине и образе и почитали их. Они делали большие статуи вышиной в девять ятисов, по величине их тел. Внутренние огни разрушили страну их отцов. Вода угрожала четвертой (расе). Первые большие воды пришли. Они поглотили семь больших островов. Все праведные спасены, неправедные уничтожены. С ними большинство больших животных, которые были сделаны из пота земли. Мало кто остался. Некоторые желтые, некоторые коричневые и черные, некоторые красные люди остались. Те, которые были лунного цвета, ушли навсегда. Пятая раса, родившаяся из божественного ствола, осталась. Она была управляема первыми божественными царями. Змеи, которые снова спустились, заключили мир с Пятой, которую они поучали и обучали» (по книге Н. Ф. Жирова «Атлантида, основные проблемы атлантологии», 1964).

С Южной Америкой связано и несколько совершенно невероятных историй, осветить которые, видимо, все-таки необходимо, так как в свое время они были весьма известны. Возможно, читателям знакомо имя Эриха фон Дени-кена. В своей книге «Посев и космос» автор рассказывает, как посетил в Эквадоре построенные пришельцами из космоса подземные туннели, как ему удалось увидеть огромный подземный зал со столом и стульями, золотыми статуями различных животных и библиотекой из золотых листов с выдавленными на них таинственными знаками. Деникена якобы привел в эти пещеры их первооткрыватель, некий Хуан Морич. Изложено и представление Деникена о том, как возникли пещеры с сокровищами. В доисторические времена в космосе произошла битва двух могущественных цивилизаций. Побежденные укрылись на Земле, построили систему убежищ.

Для майя не существовало прошлого, настоящего или будущего, так как они представляли время в виде цикла. Они полагали, что каждые 52 года все в мире возвращается в тот же день, и мир начинается заново (считается, что средняя длительность жизни тоже соответствовала этому промежутку времени или даже была меньше).

Календарный цикл майя (Цолкин)

Перед тем как начать изучение «цолкина», вспомним, что 260-дневный цолкин разделялся на 13 месяцев по 20 дней. Три цолкина по длительности соответствуют синодическому периоду планеты Марс.

Вселенная у майя разделена на 3 части: Небеса, Земля и Преисподняя. Небеса состоят из 13 ярусов-ступеней космической пирамиды. Преисподняя — опрокинутая пирамида с 9 ступенями. Между ними — мир людей — Земля. Майя считали, что мир состоит из трех частей: Небо, Земля, Подземный мир. Каждая часть имела своего бога. Эти три составляющих, в свою очередь, делились на четыре края света — юг, восток, север, запад. Каждый из секторов имел свой цвет.