АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

АРХАТ, Арахат, Архан, Рахат

АРХАТ (санскр.) Также произносится и пишется Арахат, Архан, Рахат и т. д. "Достойный", совершенный Арья, тот, кто освобожден от перевоплощения; "заслуживающий Божественных почестей". Это имя первоначально стало даваться Джайнистским, а затем Буддистским святым, посвященным в эзотерические мистерии.
Архат - это тот, кто вступил на последнюю и высшую тропу, и потому свободен от новых рождений.

Архат есть представитель весьма высокого, могущественного разряда разумов, сравнимых с одной из степеней Архангелов, упоминаемых в библейских сказаниях.

Архат видит глазами сердца.

...Никогда человечество не задумывалось над явлением жизни архата. Принято видеть архата в области облачной. Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, Мы, братья человечества, не узнаем себя в представлениях человеческих. Наши облики так фантастичны, что Мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то Наше изображение приняло бы верную форму.

Кармическая связь точно исчезает, когда мышление представляет себе архата. Все в другом масштабе, все невероятно, все не отвечает действительности. Скажем: идя к высшим мирам, архат беспределен во всех проявлениях. Возносясь, Архат возносит все высшие и тончайшие энергии с собою.

                                                (Е.П.Блаватская "Ключ к Теософии")

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

АРХАТ (пали arahant, санскр. arhat – «достойный»), в «ортодоксальном» буддизме тхеравады, высшая ступень, которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С этой целью он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила): 1) отказ от насилия (ахимса) непосредственно и даже опосредованно в отношении всех живых существ и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему воздержание не только от совокупления, но и от плотских желания; 4) правдивость – избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании со-радования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения.

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат – четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (сотапанна), «возвращающийся один раз» в сансару (сакадагамин) и «не возвращающийся» в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен вступить в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель знаменитой Дхаммапады характеризует «достойного» следующим образом: «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел – освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют» (пер. В.Н.Топорова), а в текстах Виная-питаки архат характеризуется предельно кратко – как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды – Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда – «совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей».

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины – отделению махасангхиков, когда после т.н. Второго буддийского собора в конце 4 в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов Катхаваттху (Предметы дискуссий), ядро которого должно было сложиться в 3 в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II–IV). Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов. Основная претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в Вималакиртинирдеша-сутре (2 в.) и в Саддхармапундарика-сутре (3 в.), была связана с его эгоцентричностью, которой махаянисты противопоставляли альтруистический идеал бодхисаттвы.

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

В джайнизме архат — одно из божеств. В раннем буддизме и направлении тхеравада (хинаяна) — святой, тот, кто достиг просветления и освобождения (нирвана) при жизни. Он полностью освободился от всех привязанностей, от всех десяти оков (санйоджана), удерживающих человека в сансаре. Архат не подвержен страху смерти и может прекратить свое существование произвольно. Обладая сверхъестественными способностями (сиддхи), он может продлить жизнь, чтобы помочь освободиться кому-то другому. Архатство достигается через постижение четырех благородных истин и прохождение благородного восьмеричного пути. С этой целью адепт вступает в буддийскую общину (сангха) или в монастырь.

Он проходит подготовку (прайога-марга?), постигает основы учения (даршана-марга?), занимается духовной практикой (бхавана-марга?) и получает первый плод (пхала), становясь «вступившим в поток» (сротапанна?, сотапанна?). Продолжая практику, он получает второй плод и становится тем, кто вернется в мир еще только раз (сакрид-агамин?, сакридагамин?, сакадагами?). Затем, становясь невозвращенцем (анагамин?), он обретает третий плод. Его сознание проходит через уровень рупалоки и достигает арупалоки. Получив четвертый плод, он становится архатом. Женщину, достигшую архатства, называют архати. Синонимичны термину «архат» бхагават? (блаженный) и самьяк самбудха? (всецело пробудившийся). Архат — один из титулов Будды.

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

В буддизме Архат — тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его, а именно: от желания пребывания в форме, желания бытия вне формы, духовной гордыни, самолюбия и последних проявлений неведения и ошибочности.

Для достижения условий, определяющих архата, новичок или ученик должен отбросить пять более простых оков, которые представляют собой
(1) идею о важности тела и чувство привязанности к нему ради него самого;
(2) сомнения и неуверенность относительно пути освобождения;
(3) зависимость от внешних правил, форм и обычаев;
(4) и (5) положительные и отрицательные оценки, являющиеся следствием прошлого опыта и проявляющиеся как импульсивные привычки и действия в настоящем.

Отсюда видно, что обычный человек должен освободиться от пяти объективных ограничений, а архат — от пяти субъективных ограничений.

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

На санскрите слово "архат" озночает "достойный". Это высшая ступень, которой может достичь последователь Будды.

АРХАТ - в буддизме хинаяны существо, достигшее "освобождения" (нирваны) от цепи перерождений (сансары).

Беспредельность ч.1, 105 ...Когда магнит духа принимает все огни в «чашу», тогда Мы утверждаем Архата. Ведь сокровище «чаши» состоит из сотканных нитей чистого огня. Архат, Носитель огня «Лотоса», являет духоразумение, духознание и духопроявление. Созерцание миров так близко духу, собравшему Чашу Амриты!

Беспредельность ч.1, 146 Когда сердце требует создания высших форм, тогда космический магнит притягивает все возможности. Ведь, самый мощный магнит сердце! Потому так лишились люди самого высшего понятия Архата. Если принцип не одушевит творчество и сердце, то понятие становится настолько искаженным, что не строительство жизни получается, но мышление ничтожества. Нужно человеку научиться принципу самоотверженности. Архат, как пламя, несет в сердце все огни жизни. Архат утверждает, что пространство так наполнено, так призывно, так прекрасно. ... Конечно, Мы не можем человечеству сказать, как восхождение Архата прекрасно. Только высшему высшее.

Беспредельность ч.1, 150 Когда говорю — явление конца есть начало, то имею в виду космический символ существования. Когда уявляю, что боль лежит в основании радости, то хочу явить страницу жизни Архата. Ту страницу жизни Архата никто не знает. Называют Архата мудрецом, называют Архата мучеником, называют Архата благостным и сочувствующим, много эпитетов Мы несем. Но люди не могут представить себе, что Архат одарен огненным устремлением установить новую высшую ступень. Ведь, венец Его идет не в разрез с космическим магнитом! Чем выше, тем мощнее!

Иерархия, 12 Никогда человечество не задумывалось над явлением жизни Архата. Принято видеть Архата в области облачной. Рекорды мышления ужасны и смешны. Истинно, Мы — Братья человечества не узнаем себя в представлениях человеческих. Наши Облики так фантастичны, что Мы думаем, что если бы люди применили фантазию на противоположное, то Наше Изображение приняло бы верную форму. Кармическая связь точно исчезает, когда мышление представляет себе Архата. Все в другом масштабе, все невероятно, все не отвечает действительности. Скажем — идя к высшим мирам, Архат беспределен во всех проявлениях. Возносясь, Архат возносит все высшие и тончайшие энергии с собою. Мы можем Наши истинные Лики показать только близким. Наши лучи можем послать только самым близким, да, да, да!

Иерархия, 13 ...Если бы можно было дать полную картину течения жизни Архата, то Наш Облик принял бы свой верный размер. ...

Иерархия, 16 ...Свидетельствую, что тайн в жизни идущего Архата много.

Мир Огненный ч.3, 181 ...Когда Мы говорим об огненных Центрах Космоса, нужно иметь в виду те огненные устремления, которые излучаются центрами великих явленных Архатов в сферах дальних и земных. Без этих огненных центров Спасителей Человечества невозможно было бы удержать события до назначенного срока. Истинно, велика эта работа на защиту человечества!

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

11.06.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Так, для достижения истинного бессмертия, иначе говоря, для сохранения сознания на всех четырёх планах бытия и чтобы стать Архатом, нужно именно в физическом теле соединить 4, 5 и 7-й принципы и слить их в шестом – Буддхи. Иначе говоря, все качества основной энергии, трансмутированные её огнём, должны сгармонизироваться и вылиться в её высшем качестве высокой психической энергии. ... Да, конечно, закон кармы очень сложен. И нужно стать Архатом, чтобы быть в состоянии проследить его действия. Ведь, в сущности говоря, ничего, кроме кармы, и не существует. Всё Бытие есть лишь нескончаемая цепь причин и следствий, причём последние, в свою очередь, становятся причинами последующих следствий и так далее. ...

05.03.1940 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Великие Учителя видят истинные побуждения. Они читают нашу ауру, как открытую книгу, они могут вызвать из нашего глубинного сознания скрытые силы или свойства, о которых мы и не подозреваем. Нет ничего скрытого для глаза великого Архата. ...

13.10.29 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах, и недоступен венец Архата. Только сердцем можем мы приблизиться к сознанию Архата, Учителя, ибо Его сознание в сердце. Тускло живет в сознании людском понимание Архата, но без этого понимания невозможно продвижение. ...

03.12.30 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...последствие слова даже Архат не может уничтожить...

05.05.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Именно, лишь в случае богочеловека или Архата, при объединении разума с духовным сознанием, можно применить термины – яснознание, ясновидение и яснослышание. ...

30.06.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Диада, состоящая из седьмого и шестого принципа, не является сознательною сущностью на планах физического проявления. Так для того, чтобы достичь сознательного проявления на всех планах, или обрести истинное бессмертие, то есть стать Архатом, Буддой, Дхиан-Коганом и т. д., человек должен здесь, на Земле, соединить три принципа (4, 5 и 7) и слить их именно в шестом принципе. Седьмой принцип есть лишь вечная жизненная сила, разлитая во всем Космосе. Потому, может быть, лучше сказать – именно, Абсолютный Разум и Совершенное Сердце, будучи одним и тем же Источником, соответствуют высшей сущности человека, когда его дух, разум и все чувства огненно претворились и слились в сердце, именно, когда разум становится сердцем и сердце разумом... так ваш читатель избегнет многих недоумений. ...

10.10.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Конечно, бывают также и астральные терафимы, но такие терафимы принадлежат лишь очень развитым духам, и тайна их изготовления, так же, как и сами они, находится в руках великих Архатов. ...

20.12.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Большинство Вел. Братьев находится сейчас в уплотненных тонких телах. А Те из Них, которые носят еще физические тела, собрались сейчас в своей главной Твердыне. Все Ашрамы в Тибете, укрытые в непроходимых ущельях, тоже закрыты. Страшное разложение земной атмосферы не способствует появлению Великих Учителей среди людей. И притом работа Их не требует сейчас телесного выявления. Такие понятия, как Посвященный Адепт, Белый Брат, ужасно профанированы людьми! А между тем, следовало бы помнить слова Уч. К. Х. – «Адепт есть редчайший цветок целого ряда поколений искателей». И сколько раз, именно, этот цветок рождался в среде этих самых самоотверженных Подвижников! Так проявим и тут высшую бережность и не будем профанировать величайшие понятия. Ведь невозможно даже представить себе все величие Архата Иерархии Света! Оно не умещается в нашем ограниченном мышлении и воображении. Лишь трепет сердца свидетельствует о том духовном восторге, который ощущает преданный ученик при приближении луча Учителя Света! ...

11.01.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Достижение сознательного существования, или сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех сферах, и есть величайшее достижение Архата. Это и есть Амрита, или истинное бессмертие. ...

16.01.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Тара – богиня или женский эквивалент Архата, или Сестра Бел. Братства. ...

12.04.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Также среди Великих Учителей ценится особенно проявление глаза Дангмы, что не есть ясновидение, как оно понимается, но выражение чувствознания, накопленного в «чаше» на протяжении тысячелетних жизненных опытов и самоотверженных жизней, устремленных к одной цели, к достижению своего великого назначения стать полным Архатом, или Богочеловеком. ...

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

31.05.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Будда высоко ставил женщину и утверждал, что женщина, наравне с мужчиной, может достичь высших степеней Архатства. ... В Учении сказано: «Лингам – сосуд мудрости» в том смысле, что эта жизненная субстанция заключает в себе важные качества. Именно, нерасточением этой субстанции мы накопляем жизненные силы и тем поддерживаем в себе творческую мощь. Потому требовалось и требуется от каждого, изучающего практический оккультизм, полное воздержание. Лишь позднее знание это превратилось в безобразные фаллические культы. Вот почему и Архаты ведут жизнь в полном соответствии со строгими правилами всякого воздержания. ... Необходимо утвердить в сознании, что здесь, в земной Твердыне Братства, Архаты пребывают в одиночестве, ибо служение человечеству требует этого от Них. Каждый из Них несет свою определенную миссию и принимает на себя наиболее тяжкие поручения. Самые близкие Им души, связанные с Ними кармически, во время проведения нового плана эволюции, воплощаются на Земле, сохраняя с Ними связь, неся Их волю и двигая человеческое сознание вдоль новых эволюционных линий. Разнообразие задач требует и различного состояния, потому некоторые Архаты пребывают в уплотненной астральной оболочке, и лишь небольшая группа Их, в силу особой миссии, сохраняет тела физические. Истинно, тягота работы Их на общее благо превышает всякое воображение. Принцип самопожертвования во всем его величии и красоте усвоен этими Служителями Истины и Общего Блага. В кровавом поту, в вечном несменном дозоре, в великом терпении и ценою страшных усилий, следя за ходом корабля человечества, полагая жизнь за други своя, выправляют Они крен его и направляют в спасительное русло. ...

05.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...достижение полного самадхи на нашей планете доступно лишь полному Архату, живущему в совершенно особых условиях. Так Вивекананда, конечно, не имел полного самадхи... Конечно, у Архатов не может быть разногласия в основных принципах, но и Они все время познают и углубляют свои знания. ... Правильно, что среди Архатов не может быть разномыслия, ибо Они знают истину, доступную Духу, завершившему свое усовершенствование не только для Земли, но и для высших планет в нашей солнечной системе. ...

24.09.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Если мы, делая добро, и принимаем этим на себя известную долю кармы, то такая карма не может, конечно, отяготить наше духовное развитие. Лишь Архат может знать, когда и где он не должен помогать, мы же обязаны протягивать руку помощи там, где сердце подскажет. Конечно, при этом мы должны всегда помнить о законе соизмеримости и целесообразности и что помощь в духе наивысшая. ...

11.10.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Каждое чудо, совершенное без основательной причины, рассматривается Архатами как насилие. Сказано – «даже Архат может спуститься злоупотреблением чуда». ...

15.10.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Лишь духовность и подвиг приближают нас к высшему достижению, к Архатству. ...

07.12.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...венец Архата достигается лишь сильнейшими, лишь в суровом напряжении подвига, лишь мощным, непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страданий, на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости, но и все страдания, все горе земного пути, испить полную чашу яда. Истинно, труден путь восхождения, и особенно на последних ступенях. Его можно уподобить всходу по отвесной базальтовой скале во тьме, когда рука тщетно ищет выступа, за который ухватиться. Но для устремленного духа уготовлены поручни, и только в последнюю минуту изнеможения, перед срывом, заботливая Рука подопрет спину. ...

15.04.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Даже совершенный Архат, находясь в земных условиях, может пользоваться всеми своими духовными достижениями лишь в особом состоянии... Вот почему такое уединение Великих Учителей. ...

16.04.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...В «Тайной Доктрине» сказано, что в этом труде ключ повернут на один оборот, но для полноты знания нужно его повернуть семь раз. По тем вопросам, которые задают иногда лица, читавшие «Тайную Доктрину», можно судить, что и первый оборот ключа не усвоен ими. Знание всех семи ключей есть знание Архата. ...

14.05.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Понятие единства всего сущего есть познание Архата, но люди, омраченные иллюзией самости и обособленности, не могут вместить всей красоты этой Истины...

18.04.1949 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1) ...Огонь шишковидной железы сливается с секрециями питуитарной железы при достижении Архатства на земном плане. Но такое слияние должно произойти не однажды, но должно возобновляться, и не в одной жизни, но в нескольких жизнях идущего Архата. Он продолжает оявляться на таком достижении до уявления ему "Полного Круга". Последнее состояние ставит его вне необходимости рождаться, и он становится в полном смысле бессмертным и на земном плане; может жить многие столетия, не изменяя своей молодой видимости. ...

АРХАТ (Арахат, Архан, Рахат)

`Архат - "достойный почитания" (санскр.), буддийский (школы хинаяна) эпитет для Будд, то есть для достигших состояния нирваны.

В ТД2-219 термин используется как синоним для "Махатма".

"...высшая ступень человеческих достижений" (Г10-432). "...А-м... является тот, кто достиг высочайшего Пути; он может по желанию погрузиться в Нирвану, находясь в земном теле" (ТД3, отдел L). "...лишь в случае богочеловека или А-а, при объединении разума с духовным сознанием, можно применить термины - яснознание, ясновидение и яснослышание" (П-5.5.34). "Достижение... сохранения полного сознания во всех оболочках и во всех сферах... величайшее достижение А-а" (П-11.1.35). "Сознание Владык... открыто всем мирам независимо от того, в теле Они физическом или вне тела. Объединение видимого и невидимых миров в сознании человека - цель его эволюции. Это ступень А-а..." (Г3-2). "...чтобы стать А-м или Буддой, нужно соединить три... принципа (4, 5 и 7) и слить их в шестом принципе" (П-30.4.35). "...Они знают Истину, доступную Духу, завершившему свое усовершенствование не только для Земли, но и для высших планет в нашей солнечной системе" (П-5.9.35). "Также произносится и пишется Арахат, Архан, Рахат и т.д... Это имя... стало даваться... святым, посвященным в эзотерические мистерии... тот, кто вступил на последнюю и высшую тропу, и потому свободен от новых рождений" (КТ/С). "...указующий путь" (Г6-26, от Гуру). "...дружелюбие и желание помо[чь] будет уже свойством А-а. Владыки... все силы Свои Отдают на служение людям... не... осужда[я]... не ожидая... доброго отношения взамен" (Г6-543). "...усматривать в как бы противоречащих друг другу утверждениях... разные полюса вещи единой и уметь приводить в гармонию явления противоположностей... Понимание двойственной природы... является свойством А-а... биполярн[ое] зрени[е], когда начало и конец, причина и следствие, прошедшее и будущее, то есть явление в целом, становятся видимыми огненному сознанию" (Г11-444, от Гуру). "Умение извлекать из каждого отягощения обстоятельствами преподаваемый ими урок будет уже ступенью А-а" (Г11-775). "Освобождение от астрального проводника, пока человек еще на Земле, является достижением А-а. Выполнив свое назначение, астрал становится не нужен... Он не мы, но лишь... орудие духа, его инструмент, подчиненный нашей воле..." (Г12-13). "Умение вложить в немногие точные, ясные и чеканные слова глубочайшее содержание - искусство А-а" (Г12-297). "...владыка своей мысли" (Г13-1А). "Орел - царь духа. Поднимаясь выше условий материального мира, А. освобождает его от власти материи. Поднимаясь сознанием выше страстей и вожделений, А. освобождается от тиранической власти астрала. Поднимаясь над миром более тонких чувствований, А. освобождается от них и овладевает и тонким телом и даже выше" (Г13-2А).