Санскрит - ключ к совершенству

Санскрит, ключ, совершенству

Санскрит - это язык Веды, язык Ведической литературы.

Слово Санскрит означает "обработанный", отточеный". Санскрит является идеальным, совершенным языком, способным выразит любые, даже тончайшие оттенки мысли. Поэтому его называют языком сознания или языком Природы.

Санскрит - это главный языковой носитель общеиндийской высокой культуры, язык подавляющего большинства философских, литературных, ученых и религиозных текстов древности, живой до сих пор. Древнейшая форма форма Санскрита - это язык Рик-Веды (Ригведы).

Древнейший трактат по Санскриту - Нирукта. В IV веке до н.э. появилась грамматика Панини, называемая "Восьмикнижие". В ней содержится более 4 000 грамматических правил, изложенных в форме кратких афоризмов и поэтому трудных для понимания без комментариев. С этого момента Санскрит принял свою классическую форму. После труда Панины языковые изменения, характерные для обычных языков, прекратились, и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях.

Грамматически Санскрит характеризуется богатством словоизменения: 8 падежей, 3 числа в именах (единственное, двойственное и множественное), несколько сотен глагольных и отглагольных форм), мощное словообразование, сосуществование различных функциональных стилей в синтаксисе, от классического до изобилующего многочисленными сложными словами именного.

В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением "солнце, вода, свет, земля" и остальных), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисленных производных слов по надобности.

Как инструмент выражения Санскрит несопоставимо совершеннее любого современного языка. В нем совмещаются возможности передачи философской мысли и богатого ассоциативными смыслами поэтического письма. Разговорный Санскрит может обходиться меньшей частью выразительных средств языка.

Санскрит - ключ к совершенству

Современная физика утверждает, что мироздание есть выражение вечного и всепроникающего Единого поля, в котором "записана" вся информация о структуре и эволюционировании Вселенной. Единое поле - это Чистое сознание, которое создает жизнь, саморазворачиваясь из своего основного, трансцендентального состояния через свою самовзаимодействующую динамику.

Веда есть Всезнание, обитель всех Законов Природы. И человек может получить доступ к этому всезнанию, открыв собственное сознание Веде - Чистому сознанию. Но обладать этим всезнанием человеку мешает "разрыв связи со своим источником" - c Чистым сознанием.

Как это происходит? Чистое сознание, пробуждаясь в самом себе, дает жизнь все более и более конкретным и разнообразным уровням жизни. И наступает такой момент, когда богатство выражений становится настолько разнообразным и обильным, что в деталях создавшегося разнообразия теряется внимание и забывается целостность, являющаяся его источником - наступает состояние Прагъя-апарадхи. Прагъя-апарадха ("ошибка интеллекта") выражается во всех ошибках выбора и поведения, приводящих человека к нарушению Законов Природы.

Санскрит - ключ к совершенству

Ведические науки устряют Прагья-апарадху, то есть восстанавливют утерянную связь с изначальным источником через изучение Ведической литературы, которая представляет собой запись структуры и динамики саморазвертывания Чистого сознания. Звуковые вибрации Санскрита оживляют качества Чистого сознания в человеке и в его окружении - человек начинает "вибрировать" в согласии с Природным Законом и жить в гармонии с Законами Природы.

Ведическая литература - это выражение целостности жизни на языке Санскрит. Ведическая литература описывает для людей любого уровня развития и любой Дхармы, как обрести состояние целостности жизни - жизни 100% абсолютного и 100% относительного, как жить в согласии с Природным Законом. И ключ к этому знанию - Санскрит. С помощью Санскрита каждый человек может открыть для себя Веду и обрести Совершенство Жизни.

Санскрит - ключ к совершенству

С точки зрения социальной лингвистики Санскрит весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить Санскрит не в состоянии, поскльку это требует напряжения рассудка, памяти и воображения. Уже более тысячи лет полноценное овладение Санскритом подразумевает изучение его в системе традиционной грамматики.

Санскрит - ключ к совершенству

А. Парибок:

САНСКРИТ (отделанный, обработанный) — созданный в древней Индии литературный язык, главный языковой носитель общеиндийской высокой культуры, язык подавляющего большинства философских, религиозных, литературных и ученых сочинений древней и средневековой Индии вплоть до XVIII в., живой до сих пор. Основа его — обработанный в грамматической традиции, прежде всего в труде Панини, разговорный язык брахманов Северо-Западной Индии IV в. до н. э. С этой эпохи случайное языковое изменение, характерное для обычных языков, почти полностью прекратилось (исключения: утрата музыкального ударения, переход некоторых слов в пассивный запас, большая свобода образования сложных слов), и язык стал непрерывно развиваться, становясь все более искусственным, богатым, совершенным и разнообразным в своих возможностях.

Грамматически Санскрит характеризуется богатством словоизменения (8 падежей, 3 числа в именах, несколько сотен глагольных и отглагольных форм), словообразования и сосуществованием существенно различных функциональных стилей в синтаксисе, от классического флективного до изобилующего многочисленными сложными словами именного-инкорпоративного.

В лексике отмечается широкая синонимия (десятки слов со значением "солнце, вода, свет, земля" и пр.), многозначность употребительных слов и свободное образование многочисленных производных слов по надобности; то-есть они не воспринимаются единицами словаря. Стили Санскрита по некоторым параметрам могут разниться более, чем обычные близкородственные языки. Как инструмент выражения, рассмотренный в отрыве от круга выражаемых смыслов, Санскрит несопоставимо совершеннее любого современного языка. В нем совмещаются возможности передачи строго аполитичной философской мысли и богатого ассоциативными смыслами, ассонансами суггестивного поэтического письма.

Разговорный Санскрит может обходиться меньшей частью выразительных средств языка. С точки зрения социальной лингвистики Санскрит обладает существенным недостатком, ибо он весьма избыточен для средних выразительных потребностей обычного индивидуума. Средний человек выучить Санскрит не в состоянии, т. к. это требует чрезмерного, напряжения рассудка, памяти и воображения. Полноценное овладение Санскритом уже более тысячи лет подразумевает изучение его в системе традиционной грамматики Используемые для передачи Санскрита алфавиты разнообразны, могут применяться любые индийские системы письма, кроме тамильского, но преобладают шрифты деванагари и бенгальский.

Санскрит - ключ к совершенству

В. Н. Топоров:

Санскрит, один из основных древнеиндийских языков индоевропейской языковой семьи, получивший литературную обработку. Распространён в Северной Индии с 1 в. до н. э. Отличается строго нормализованной грамматикой, унифицированной системой правил. Санскрит противостоит пракритам как язык, доведённый до формального совершенства (самскрта, буквально - обработанный), ведийскому языку, архаичному и мало унифицированному, а также другим древнеиндийским диалектам, давшим начало пракритам. На санскрите написаны произведения художественной, религиозной, философской, юридической и научной литературы, оказавшие влияние на культуру Юго-Восточной и Центральной Азии и Западной Европы.

Санскрит повлиял на развитие языков Индии (главным образом в лексике) и на некоторые другие языки, оказавшиеся в сфере санскритской или буддийской культуры (язык кави, тибетский язык). В Индии санскрит используется как язык гуманитарных наук и культа, в узком кругу - как разговорный язык.

Различают эпический санскрит (язык "Махабхараты" и "Рамаяны", архаичный и менее нормализованный), классический санскрит (унифицированный язык обширной литературы, описанный древнеиндийскими грамматиками и занимающий центральное место среди других видов санскрита), ведийский санскрит (язык поздних ведийских текстов, подвергшийся влиянию современного ему санскрита), буддийский гибридный санскрит и джайнский санскрит (среднеиндийские языки буддийских, соответственно джайнских текстов).

Санскрит использует разные типы письменности, восходящие к брахми: кхароштхи, кушанское письмо, гупта, нагари, деванагари и др.

Фонетика и фонология характеризуются тремя чистыми гласными ("а", "е", "о"), двумя фонемами, имеющими гласные и согласные аллофоны (i/y, u/v), и двумя плавными (r, l), которые могли выступать в слоговой функции. Сильно упорядочена система согласных (5 блоков - губные, переднеязычные, церебральные, заднеязычные и палатальные фонемы; каждый из блоков образуется противопоставлением звонких/глухих и придыхательных/непридыхательных). Из просодических признаков характерны различия по месту ударения, высоте тона ударного слога и долготе - краткости. Многочисленные правила сандхи определяют поведение фонем на стыках морфем и слов. Морфонологическая особенность - наличие 3 видов корня в зависимости от количества гласного. Для морфологии характерна восьмипадежная система имени, 3 рода и 3 числа. Глагол имеет развитую систему времён и наклонений. Синтаксис зависит от характера текстов: в одних - богатство флективных форм, в других преобладают сложные слова, аналитические формы времени и залога. Лексика богата и стилистически многообразна.

Изучение Санскрита в Европе началось с конца 18 в. Знакомство с санскритом сыграло в начале 19 в. решающую роль в создании сравнительно-исторического языкознания.

Санскрит - ключ к совершенству

:: О САНСКРИТЕ ::    

Когда сознательно приступаешь к изучению иностранного языка, особенно древнего, присутствует какое-то удивление от встречи с иным. Согласно представлениям этнолингвистов, язык это не только рамки нашего понятийного мышления, но и способ трансляции культурных кодов. Так, невольно, человек начинает жить в системе языковых координат, поэтому его мироощущение, мировоззрение уже имеет какие-то пределы. Индоариям, говорившим на санскрите, в этом смысле повезло. "Самскрита" указывает на исключительность, завершенность, чистоту этого языка, его онтологическую сакральность. Санскрит - это, прежде всего, язык дваждырожденных, т.е. тех, в чьей жизни доминирует духовный вектор. Не последнее значение в их духовном становлении играл язык.

Древние греки говорили, что человек есть живое существо, обладающее разумом-логосом. Логос может переводиться и как речь, язык. Именно дар речи, больше чем какая-нибудь другая способность, дает человеку возможность самоактуализироваться и превосходить сферу необходимого, телесного.

В нынешнее время язык в целом формализуется и вследствие этого теряет свою эстетическую привлекательность. Обслуживая экономический прогресс и сферу потребления, он становится сухим и безжизненным, неспособным принести духовное удовлетворение. В силу своей телеологической беспредметности он лишь больше способствует опустошенности сознания, интеллектуальной приниженности и мирской суетности. Вырождаясь до первой сигнальной системы, язык становится лишь средством передачи информации и перестаёт существовать как подлинный сказ. М.Хайдеггер писал, что через язык нам открывается потаенность бытия. И поэтому он приглашал прислушиваться к языку в чистой форме, утверждать истину через речение. По словам Новалиса: "…подлинный санскрит говорит, чтобы говорить, ибо в речи его наслаждение и его существо".

Санскрит как раз сочетает в себе точность высказываний, игру стилей, музыку речи и поэзию дискурса. Он содержит богатейшую в мировых языках философскую и психологическую терминологию. На санскрите написаны веды, древнейшая культовая поэзия, а также эпосы Махабхарата и Рамаяна. Он изумляет своей мелодичностью и способностью к рифме. Несмотря на то, что этот язык не является сейчас государственным ни в одной стране, на него до сих пор переводят многие произведения. Санскрит тесно связан с латинским, греческим, древнеиранским, славянскими языками, - все они относятся к индоевропейской семье языков. Я положительно оцениваю усилия авторов направленные на популяризацию санскрита и считаю, что задуманный курс послужит хорошим вкладом в изучение индийской культуры.

канд. филос. наук. А.С. Тимощук
http://www.elcom.ru/~abhinanda