Тренинг ассертивности. Избранные упражнения

Тренинг, ассертивности, Избранные, упражнения

С. Бишоп

       Если вы цените время и стремитесь как можно скорее познакомиться с упражнениями, представленными в этой книге, и применить их на практике, вас едва ли обрадует слишком долгое вступление — поэтому я сделаю его кратким.

       Эта книга адресована профессиональным тренерам и менеджерам, владеющим основными навыками уверенного (ассертивного) поведения и знакомым с принципами проведения тренинга уверенности. Поэтому она не содержит подробного изложения теории, терминологии и методологии. Естественно, вы понимаете необходимость того, чтобы каждый блок тренинга уверенности включал в себя теоретическую часть с последующим применением изученных техник и отработкой навыков.

       В этой книге вы найдете ряд специальных упражнений, направленных на исследование самого понятия уверенности участниками тренинга. Эти упражнения связаны как с профессиональными, так и с личными ситуациями, поэтому способы их использования могут значительно варьировать. Почти все они могут пополнить багаж методик тренера для проведения обучающих программ. Некоторые упражнения лучше выполнять в определенной последовательности, поэтому в книге приведены руководства по созданию тренингов, всесторонне развивающих их участников. К тому же эти упражнения охватывают большинство факторов, необходимых вам для проведения полноценного тренинга уверенности.

       Эта книга была написана в расчете на занятого тренера, и любой приведенный здесь совет способствует минимизации временных затрат на подготовку. Все упражнения сопровождаются пошаговыми инструкциями и подробными руководствами, включающими подходящие к ситуации вопросы, которые вы, может быть, захотите задать своей группе.

       Я твердо верю, что любой элемент тренинга — будь то бизнес-игра, дискуссия, просмотр видео или что-либо иное, — должен включать пять компонентов:     Введение — информация, предоставляемая тренером участникам программы для того, чтобы ознакомить их с условиями дальнейшей работы, планами тренинга и требованиями к его участникам, а также дать необходимые начальные сведения о программе.
    Собственно элемент программы тренинга. Просмотр учебного фильма, заполнение опросника, отработка навыка и т. д.
    Обсуждение переживаний, вызванных упражнением. Людям необходимо время и пространство для разговора об увиденном ими фильме, о чувствах, возникших в результате упражнения или групповой дискуссии.
    Акцентирование ключевых моментов обучения. Например, раскрытие смысла учебного фильма, анализ эффекта, вызванного бизнес-игрой или сравнительное исследование способов решения проблемы с учетом их успешности либо неуспешности. Все вышесказанное подразумевает необходимость краткого обзора проводимого мероприятия как еще одного уточнения его целей с демонстрацией их достижения в ходе упражнения. Возможно, это самая важная часть упражнения, и все же некоторые тренеры пренебрегают ею, оставляя участников размышлять: “Для чего же мы это все проделали?”
    Практическое применение приобретенных знаний и навыков. Тренинг эффективен лишь тогда, когда знания и навыки, приобретенные в ходе обучения, применяются в реальной жизни. Тренер несет ответственность за помощь участникам в превращении теоретических знаний в практические умения, важные для их деятельности.

       Наконец, несколько личных наблюдений, касающихся тренинга уверенности. Я надеюсь, что каждое из них стоит принять к сведению, и поэтому хочу их подчеркнуть.

       Так как тренинг уверенности требует большего осознания себя и своего влияния на других людей, вам как тренеру необходимо стать ролевой моделью для участников программы.

       Тренинг уверенности может иметь огромное значение для каждого не просто как обучение некоему навыку, но как средство коррекции поведения, приобретения уверенности в себе, повышения самооценки и культивирования искреннего, надежного и эффективного общения.

       Тренинг уверенности увеличивает число возможных способов поведения человека. Они могут заключаться в отходе от знакомых, стереотипных паттернов и в поиске альтернативных, более эффективных способов взаимодействия.

       Участникам тренинга необходимо понимать, что взаимодействия, выстроенные по принципам уверенного поведения, включают по меньшей мере двоих человек и что всеми правами, которые имеет один из них, обладает и второй тоже.

       Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Она может потребовать изменений — в восприятии себя и в отношениях с другими. Участникам следует осознавать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности. Эффективный тренинг, конечно, гарантирует, что первые из них перевесят последние!

Тренинг ассертивности. Избранные упражнения

Первое впечатление.

       Это упражнение рекомендуется проводить вслед за заключением контракта. Оно предназначено для взаимного представления и является одним из вариантов упражнения-знакомства, в процессе которого обсуждаются вопросы, поднятые во время предыдущего упражнения, что позволяет проводить дискуссию в парах.

Цели. К концу этого упражнения участники:

    Встретятся лицом к лицу и побеседуют по меньшей мере с одним из участников тренинга.
    Получат возможность более глубоко обсудить вопросы, поднятые в упражнении “Контракт”.
    Смогут лучше оценить степень сложности самовыражения в зависимости от различных ситуаций.
    Сделают короткую презентацию перед всей группой.

Ресурсы. Не требуются.
Время. От 30 минут до 1 часа, в зависимости от числа участников.

Метод

Шаг 1: Объяснение процедуры проведения упражнения и определение его временн?ых рамок. Члены группы будут разделены на пары; в случае, если в группе нечетное число участников, можно создать одну триаду. После начальных представлений и формального знакомства пары будут рассматривать различные вопросы, поднятые во время заключения контракта, и обсуждать их более подробно. Если в контракте указан пункт о “слушании друг друга”, предложите членам группы отмечать, когда они невнимательно слушают другого человека и когда невнимательно слушают их. Пусть они изучат свои реакции на обе ситуации и тот эффект, который их невнимание может оказать на собеседника.

       Если один из пунктов контракта связан с курением, участники могут выразить собственное отношение к этому вопросу. Также можно обсудить, вполне ли довольны собеседники решением группы; хотелось ли им иногда сообщить другим о своем мнении — например, попросить кого-нибудь не курить в кафе или, наоборот, заявить о своем праве курить, когда его явно ущемляли. Конечно, может быть и так, что участники беседы уже высказали свои взгляды. В этом случае имеет смысл обсудить то, как они это сделали и каким был результат.

       Возьмите каждый вопрос, вызвавший дискуссию, и предложите обсудить его приблизительно в такой форме, как показано в вышеприведенных примерах.

       На эту часть упражнения участникам отводится 15 минут. Когда они истекают, каждому участнику предлагается представить своего собеседника и поделиться с группой своими наблюдениями о нем.

Шаг 2: Разделите участников на пары (если это необходимо — на пары и одну тройку). Для этого можно использовать любой способ. Если все знакомы друг с другом, можно предложить им выбрать себе пару по желанию. Если знакомы между собой только несколько человек, попытайтесь создать пары так, чтобы каждый участник оказался в паре с тем, с кем он не был прежде знаком.

Шаг 3: Во время выполнения упражнения участниками вы можете, проходя между ними, поправлять их, если они отклоняются от цели. Давайте советы в отношении процедуры и тех областей, которые можно обсудить, но сами на этой стадии не включайтесь в дискуссии.

Шаг 4: Через 15 минут выясните, готовы ли пары вернуться в общий круг для проведения обсуждения.

       Можете выделить больше времени на переговоры, если сочтете это необходимым. Пять лишних минут могут оказать значительное влияние на весь процесс.

Шаг 5: Вернитесь в общий круг. Предложите каждому участнику по очереди сказать несколько слов о своем партнере, представить его, а затем поделиться с группой своими наблюдениями по поводу соблюдения пунктов контракта. Например, если контракт состоит из восьми пунктов, а группа делится на восемь пар или меньше, каждая пара может выбрать для себя по одному пункту, а затем высказать собственные мысли для обсуждения их всей группой. Какой бы метод вы ни применяли, важно, чтобы каждый член группы получил возможность представить своего партнера и затем сообщить о некоторых аспектах их беседы.

Шаг 6: Когда рассмотрены все пункты, задайте некоторые общие вопросы по двум упражнениям — “Контракт” и “Первое впечатление”, стремясь к тому, чтобы члены группы сами пришли к выводам, являющимся целью данного этапа обучения, и стимулируя активность каждого участника. Тренеру следует поощрять проявления уверенного поведения, то есть навыков активного слушания, конструктивной обратной связи и т. д.

       Вопросы, которые вы можете использовать:     Что вам показалось более легким — участвовать в составлении контракта, работая в общей группе или обсуждая вопросы только с одним (или двумя) собеседниками? Почему?
    Насколько сильно вас заботило стремление донести свое мнение до одного человека? Почему? Строили ли вы свое обращение иначе, адресуясь к группе людей? Если да, то каким образом? В каком из этих двух случаев вы чувствовали себя комфортно, сообщая о себе личные сведения? Почему? (Почему нет?)
    Каким образом выражались такие состояния участников, как беспокойство, фрустрация или раздражение? В словах? В тоне голоса? В невербальных проявлениях? Можете ли вы привести примеры?
    Как вы считаете, является ли выработка и заключение контракта эффективным началом тренинга уверенности? Имеет ли такое начало слабые стороны и недостатки?

Шаг 7: Завершите упражнение, упомянув как цели составления контракта, так и “Первого впечатления”. К этому моменту участники, испытывавшие беспокойство по поводу прохождения тренинга уверенности, должны были получить возможность высказаться и обсудить свои отношения с группой. Им была предоставлена первая возможность потренировать навыки уверенного поведения — разговор о своих потребностях, выражение своего мнения, слушание и принятие взглядов других и т. д. Так, безо всякой предварительной теоретической части, участники уже немного поработали над чувством уверенности в себе — актуализировали те навыки, которые привлекут более пристальное внимание в дальнейшем ходе тренинга.

       Мы надеемся, что теперь все участники более уютно чувствуют себя в группе, и каждый из них серьезно поговорил по меньшей мере с одним человеком. Кроме того, члены группы сделали первые шаги в совместной групповой работе. Первое выступление перед всей группой у некоторых людей может вызывать тревогу. Это первый значимый рубеж, который теперь успешно преодолен каждым членом группы!

Тренинг ассертивности. Избранные упражнения

Контракт

       Проводите это упражнение в начале программы. Оно позволяет участникам выразить свои ожидания и опасения и устанавливает основные правила, действительные в течение всего тренинга. Успешным продолжением этого упражнения может послужить описанное далее упражнение “Первое впечатление”.

Цели. В процессе этого упражнения участники:

    Выработают и согласуют стандарты, которых будут придерживаться все члены группы и тренер во время программы тренинга.
    Получат первую возможность потренировать навыки уверенного поведения — позитивного и конструктивного заявления своих желаний, мнений, сомнений.

Ресурсы. Флип-чарт и маркер, а также средства для прикрепления листов флип-чарта к стенам.
Время. От 15 до 30 минут.
Метод

Шаг 1: Объяснение цели упражнения и процедуры его проведения. Участникам, пришедшим на любой тренинг, важно чувствовать себя в безопасности в присутствии других участников; для них важно принимать цели программы и тренера, если они стремятся получить максимум пользы от программы. Особое значение эти моменты приобретают в тренинге уверенности, где анализируются установки, модели поведения и способы самовыражения участников. Это упражнение позволяет тренеру и участникам выработать некоторые основные правила, с которыми должны быть согласны все члены группы. Эти правила записываются на лист флип-чарта и прикрепляются к стене таким образом, чтобы они находились в зоне видимости участников и чтобы в случае необходимости на них можно было сослаться. Заполненный лист бумаги будет являться контрактом между тренером и участниками на всем протяжении программы.

Шаг 2: Начните упражнение, обозначив те области, которые участники могут захотеть рассмотреть. Это могут быть общие вопросы, такие как распорядок занятий; например, тренер может уверить всех, что каждая сессия будет заканчиваться точно по расписанию при условии возвращения каждого участника вовремя с перерывов; или согласовать правила курения во время тренинга; или уточнить, должны ли участники дожидаться перерывов, если они хотят сходить в туалет.

       Эти вопросы также могут иметь прямое отношение к содержанию программы; например, если на занятии от участников потребуется определенная степень откровенности в рассказах о себе, они должны иметь право сообщать о себе лишь те сведения, которые они готовы сообщить. Не должно быть каких-либо попыток давления, чтобы заставить человека “рассказать всё”!

       Существуют и другие вопросы, которые участники могут пожелать включить в контракт: например, если участники не хотят демонстрировать свой плохой почерк, работая на флип-чарте, в контракт программы может войти пункт о том, что “написание не имеет значения”.

       Иногда необходимо определиться с правилами использования терминов. Например, можно договориться о том, что в рамках данного тренинга словом “черный” будут обозначаться выходцы из Азии, Африки и Афро-Карибского региона или о том, что словом “партнер” будет называться человек, с которым участники совместно проживают.

Тренинг ассертивности. Избранные упражнения

В “Материалах тренера” дается дальнейшее руководство по вопросам возможного включения в контракт.

Шаг 3: Используйте хорошие навыки “распорядителя собрания”, чтобы гарантировать каждому участнику возможность выражать свои взгляды по любому вопросу и выдвигать любые предложения для рассмотрения их всей группой. Каждый раз, когда достигается соглашение по какому-либо пункту, находите уместную фразу для отражения решения группы в контракте на флип-чарте. Может понадобиться применение вашего авторитета, чтобы помочь группе прийти к решению, или объяснить, почему необходимо включить в контракт некоторые пункты. Например, вы можете посчитать, что, когда говорит один человек, все остальные должны его слушать; или решите, что необходимо относиться с уважением к вкладу каждого участника; или определите, что в ходе программы вы будете соблюдать политику равноправия людей разных национальностей, поддерживаемую их компанией; или договоритесь, что любые комментарии и критика должны быть конструктивными и т. д.

Шаг 4: Когда поток идей истощается и все мысли выписаны на листы флип-чарта, вам необходимо спросить каждого члена группы, доволен ли он контрактом, являющимся сводом основных правил работы на время программы. Если все согласны соблюдать эти правила, прикрепите их перечень на стену, на видное место, чтобы вы могли в случае надобности сослаться на них. Как только этот список утверждается, ни один из пунктов уже не могжет быть удален из него без согласия на это всех участников тренинга. Позже может возникнуть необходимость введения дополнительных правил, и в этом случае следует применять описанную выше процедуру таким образом, чтобы гарантировать принятие нововведения всеми членами группы.

Контракт. Материалы тренера

       Существует несколько пунктов, которые наиболее часто попадают в список правил, вырабатываемых на тренингах уверенности, а также аргументы для их включения в этот список. Некоторые из них были перечислены и кратко обсуждены в разделе “Метод” на предыдущей странице. Конечно же, на каждом тренинге могут появляться новые правила, которые будут включены в контракт. Этот раздел призван послужить лишь некоторым ориентиром в этой области, а не окончательным списком.

       Конфиденциальность. Участники зачастую неохотно выражают свои истинные чувства на тренингах, потому что опасаются насмешек, а также того, что кто-либо расскажет об откровениях, имевших место в течение программы, кому-то, не являющемуся членом группы. Эта статья напрямую затрагивает и вас лично. Вы должны заверить участников, что вы не будете рассказывать историй о них их начальникам и что вы не собираетесь передавать кому-либо информацию, всплывшую на тренинге. Другими словами, каждый должен обещать не злоупотреблять доверием, которое создается внутри группы участников тренинга.

       Правила организации остаются в силе. Как бы то ни было, вышеупомянутый пункт не освобождает участников от соблюдения правил, принятых в их организации. Например, в случае, если вы проводите тренинг в компании, где придерживаются политики равенства, то участники не могут выражать свои крайние расистские взгляды, прикрываясь договором о конфиденциальности всего происходящего на тренинге. Тренеру следует подчеркнуть разницу между высказываниями расистской направленности и осмысленным обсуждением вопроса взаимоотношений людей с разным цветом кожи. Данный пункт может, конечно, относиться к любым правилам компании, которые участники, возможно, захотят нарушить, пользуясь правилом конфиденциальности.

Тренинг ассертивности. Избранные упражнения

Уважение к окружающим. Если чьи-то взгляды не совпадают с мнением остальных, к ним необходимо относиться с уважением. Очевидно, слово “уважение” имеет очень широкий спектр значений. Например, иногда участники не понимают, почему нечто, простое и понятное для них, может оказаться сложным для другого человека, и могут поступить такие предложения, как: “Нельзя позволить ей уйти с этим; просто скажите ей, что…”. В данной ситуации каждый участник имеет право на свои собственные чувства, и они должны уважаться всеми остальными.

       Внимание к выступающему. В жизни вообще и в частности на тренингах идеи, высказываемые выступающим, будь то тренер или участник, легко вызывают дискуссии между образовавшимися в результате разделения мнений группировками. Часто можно увидеть, как группы из двух-трех человек перешептываются между собой, не обращая внимания на говорящего в данный момент. Памятуя о предыдущем правиле, такое поведение свидетельствует о некотором неуважении к человеку, пытающемуся что-то сказать всей группе, и к коллегам, которых могут отвлекать подобные действия. В программе тренинга уверенности практически всегда уделяется внимание развитию навыков хорошего слушания.

       Честность. Когда участников спрашивают, что еще они хотели бы включить в контракт, часто звучит: “Честность”. Это предложение требует обсуждения. Честность необходима, например, при обеспечении конструктивной обратной связи во время групповой работы. Честное, открытое, не манипулятивное общение несомненно является одним из аспектов ассертивного (уверенного) поведения, но обязательство быть честным всегда может смутить некоторых участников и явиться препятствием для них. Чтобы создать и поддерживать безопасную и принимающую среду, необходимо также добавить в контракт следующую статью.

       Свободный выбор степени откровенности. Участников может волновать необходимость раскрываться перед другими в ходе тренинга уверенного поведения, и они могут не захотеть выставлять на всеобщее обозрение некоторые аспекты своей жизни, свои чувства и переживания, предпочитая сохранить их в тайне. Это правило защищает подобные желания.

       Бережное отношение к времени. Часто, особенно в тех случаях, когда тренинг проводится в течение нескольких дней или недель, контроль за временем ослабевает — и это относится не только к участникам, которые опаздывают к началу занятий или медлят во время обеда и коротких перерывов, но и к самому тренеру. Возвращаясь к статье об уважении, можно сказать, что будет нечестным по отношению к пунктуальным коллегам заставлять их ждать более медлительных и постоянно опаздывающих членов группы. Также демонстрацией неуважения тренера к персоналу, сопровождающему программу (люди, подающие кофе, готовящие обед, моющие посуду), будет задержка им участников в то время, когда по расписанию должен начинаться перерыв. Участники могут иметь личные дела или сложности, связанные с транспортом. Им необходимо покидать занятия вовремя. Необходимо взаимное уважение и соблюдение условленного временного распорядка.

       Курение. Если там, где вы проводите тренинг, правила курения не регламентированы, необходимо достигнуть соглашения о том, когда и где участники могут курить. В общем, участники соглашаются курить только во время перерывов, в местах, специально оборудованных для курящих.