Мнемотехника. Азбука цифр

Мнемотехника, Азбука, цифр

Доктор медицинских наук В. КОНОВАЛОВ,
кандидат медицинских наук В. МЕЛЬНИКОВ.

Некоторые мнемотехнические приемы достаточно прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Кто, например, не знает со школьных лет, как запомнить порядок расположения цветов радуги с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Слово "каждый" соответствует красному цвету (совпадение первых букв), слово "охотник" - оранжевому и т д. То есть здесь мы видим пример удачного кодирования с помощью запоминающейся фразы семантически (по смыслу) совершенно не связанных с нею элементов (цвета радуги).

В прошлом широко применялись и другие мнемо-технические способы заучивания. К ним можно отнести и азбуку цифр - способ запоминания цифровой информации, пользовавшийся популярностью еще 200-300 лет назад.

Пример 1. Куликовская битва, 1380 год.

Первую цифру -1- просто запоминаем, а число 380 кодируем в соответствии с азбукой цифр буквами: "з (3) - в (8) - л (0)". Для этих согласных букв подбираем численное слово и фразу: "Поле Куликово было завалено трупами".

Ассоциация: (1) 380 = з - в - л.

Численное слово: завалено.

Пример 2. Полтавская битва, 1709 год.

Тысячу запоминаем, число 709 кодируем буквами "с - л - д" и находим мнемоническую фразу: "Сладкая награда для Петра I".

Пример 3. Великая Французская революция, 1789 год.

Кодируем число 789 буквами "с - в - д" и находим слово для ассоциации. Это слово - свобода. Опираясь на такую ассоциацию, легко запоминаем год начала Великой Французской революции.

Азбуку цифр нельзя рассматривать как универсальное средство, пригодное для всех случаев запоминания числовой информации. Но многим она действительно помогает в заучивании исторических дат, хронологических событий и т. п. Советуем вначале ограничить использование азбуки цифр тремя - пятью примерами, психологически адаптироваться к ней, одновременно отыскивая собственные оригинальные приемы запоминания чисел. Само по себе знакомство с азбукой цифр укрепит вашу уверенность в неограниченных возможностях памяти.