19 августа празднуется Преображение Господне.

августа, празднуется, Преображение, Господне

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).

Преображение Господне

Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».

Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки.

В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».

Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни.

19 августа празднуется Преображение Господне.

Иисус Христос – это воплотившееся Второе Лицо Святой Троицы. В Нем находятся нераздельно и неслиянно два естества – Божественное и Человеческое. Однако у Него Одно Лицо – Бог и Человек, поэтому Он называется Богочеловеком.

Как-то раз Христос сказал Своим ученикам: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Этим Он обещал показать славу Свою, в какую облечется по Своем отшествии от земной жизни.

Вскоре Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору Фавор. Он начал молиться, а апостолы уснули. Когда близился рассвет, Христос преобразился, блистая славою Своего Божества. По Его велению Ему предстали два пророка – Моисей и Илия.

Апостолы проснулись и пришли в ужас, хотя Христос явил им Свою славу в той степени, в какой ее может видеть земной человек. Потому что в Ветхом Завете Господь говорит Моисею: «Человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Вскоре явилось облако, из которого был глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Тут апостолы от великого ужаса окончательно утратили присутствие духа и в сильном страхе пали на землю. Господь подошел к Своим ученикам и сказал им: «Встаньте, не бойтесь!». Они подняли глаза и увидели, что все чудесное исчезло, и Христос был в облике обыкновенного человека.

Впоследствии Иоанн и Петр упоминали в своих посланиях, которые есть в Новом Завете, о том, что произошло на горе Фавор. Иоанн пишет: «Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». А Петр сообщает, что, когда он был на горе с Христом, он своими ушами слышал глас, который был из облака.

Святитель Димитрий пишет в сборнике «Житий святых», что Христос «на Фаворе преобразился ради нас же, чтобы мы знали об уготованной нам небесной славе; Он униженное тело наше преобразит так, чтобы оно в общее воскресение соответствовало телу славы Его в бесконечном Его Царствии, уготованном от создания мира для любящих Его».

Святой сообщает, что Господь не случайно возвел троих апостолов на гору, а не удалился с ними на ровное место. По его словам, Христос так поступил, чтобы «преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений от Бога и видеть славу Его должен оставлять дольние, земные пристрастия, должен искать и желать благ горних, небесных».

Далее святитель Димитрий пишет: «Господь возводит учеников Своих не на низкую, а на высокую гору. Зачем? Чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию: без труда нет возможности взойти на высоту. Высота горы – образ богомыслия, восшествие на гору – указание на труд. Хорошо ум возносить к Богу, но не следует и труда оставлять: добрые дела достигаются трудом».

По словам святого, то, что Христос возвел на гору только троих апостолов, а не весь собравшийся народ, тоже имеет глубокий смысл. Святитель Димитрий говорит, что таким образом Господь учит «искать уединения и безмолвия тех, которые желают упражняться в богомыслии и наслаждаться умным боговидением».

В праздник Преображения Господня в храмах освящают виноград, яблоки и другие плоды. Постящимся на трапезе разрешается вкушение рыбы.