РАДОНИЦА - ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

РАДОНИЦА, ДЕНЬ, ПОМИНОВЕНИЯ, УСОПШИХ

По второй недели по Пасхи, которая называется Фоминой неделей, отмечаем Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

РАДОНИЦА - ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

На девятый день после Пасхи приходится Радоница - первый день после Светлой седмицы, когда разрешается поминать усопших. В этот день принято посещать кладбища и молиться за умерших родных и близких. Традиция эта русская. У православных Ближнего Востока и Греции она отсутствует.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), Радоница отмечалась на христианских кладбищах уже в древности.

Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой печалью. Поэтому в светлую седмицу усопших не поминают, чтобы не омрачать скорбью пасхальное торжество. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. А чтобы помянуть усопших близких в эти праздничные дни, можно помолиться дома самому, подать записку в церкви на Литургию или просто совершать добрые дела ради Христа и почивших родных.

В годичном кругу праздников Радоница занимает место сразу после Светлой седмицы. Это как бы говорит о том, что не надо углубляться в переживания по поводу смерти близких. Напротив, нужно радоваться их переходу в другую жизнь - жизнь вечную. Не случайно само слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость».

На Радоницу принято посещать кладбища. Предание рассказывает, что однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры вместе с диаконом на Пасху пошел покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию - краткое молитвословие об упокоении душ усопших. Для совершения чина литии при поминовении усопших приглашают священника.

Затем  можно прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» - пережиток язычества. Поэтому он не должен соблюдаться в православных семьях. Еду лучше отдать нищему или голодному.

В христианстве есть особое почтение к кладбищам - местам погребения. Не случайно покойные называются не умершими, а усопшими, т.е. уснувшими. В определённое время они восстанут из гроба. Могила же - это место будущего воскресения, и поэтому её следует  соблюдать  в чистоте и порядке.

Обычай отмечать место погребения устройством над ним холма или небольшой насыпи идёт из глубокой, ещё дохристианской древности. Христиане переняли этот обычай, а могильный холм стали украшать Святым Животворящим Крестом - победным знамением спасения. Крест ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Крест на могиле - это символ блаженного бессмертия и воскресения. Он знаменует веру христиан в то, что если тело умершего находится на земле, то его душа - на небе. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен.