Язык мозга. НЛП.

Язык мозга. НЛП.

Статья ниже рассказывает о том, как устроено наше мышление. Читать ее просто из интереса вряд ли стоит. Это теоретический материал для других статей с упражнениями.

Что такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и все же каждому из нас хорошо знакомо, что представляет наше собственное мышление. Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаем эти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем, воспроизводим повторно информацию в той сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мы осознаем, что мы это делаем, иногда нет.

Давайте осознаем, как Вы думаете. Вспомните, где Вы провели свой последний отпуск?

Пауза.

Пауза.

Пауза.

А теперь разберитесь - как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла в вашей голове? Возможно, Вы произнесли название или услышали звуки, сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения – теплое солнце или что-то другое.

Наше мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогда не задумываемся о нем. Очевидно, что мы просто не имели нужды осознавать эти процессы, верно? Нам важнее думать о том, о чем мы думаем, а не о том, как мы думаем. Однако именно сейчас нам важно осознать, как устроено наше мышление. Понимание этих процессов предоставляет нам мощнейшие инструменты личностных изменений.

Как мы выяснили в коротком эксперименте выше, наше мышление – это сознательное или бессознательное воспроизведение картин, звуков, ощущение, вкусов и запахов, которые мы переживали. Назовем такое воспроизведение, а точнее то, что мы воспроизводим – репрезентациями.

Репрезентация – это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного.

С помощью слов мы можем вызывать эти репрезентации у себя и у других людей. Когда Вы читаете художественную книгу, Вы не осознаете то, что происходит в Вашем мышлении. Но будьте уверены, хорошая книга словами вызывает в Вашем сознании образы, звуки и ощущения. Вы перепроживаете то, что рассказывает писатель, воссоздавая все это в своем воображении. Вы репрезентируете это.

Прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько Вам это будет удобно. Представляйте то, о чем читаете:

Задумайтесь на минуту о прогулке в в лесу. Деревья возвышаются над вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, и солнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени и создает мозаику на траве.

Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийся сквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше, вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц да похрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом ваших ног, ступающих по мягкому ковру леса.

Время от времени раздается резкий треск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Вы протягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость коры под своей ладонью.

Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок, ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы, пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса.

Продолжая прогулку, вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самых любимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту.

Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все эти переживания в своей голове, которые были вызваны в вашем воображении с помощью слов.

Возможно, вы создали эту сцену достаточно отчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации. Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнили как это было.

Если же с вами никогда этого не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из других похожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач, фильмов, книг или других источников. Ваше переживание было сочетанием воспоминаний и воображения.

Большая часть нашего мышления обычно представляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорных впечатлений.

Мы используем одни и те же неврологические пути для внутренней репрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те же нейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть намерены. Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляют собой одну систему.

Если Вы хорошенько представите, что пытаетесь съесть лимон, вполне реальная слюна выделится на этот воображаемый фрукт.

С помощью одних и тех же органов чувств мы воспринимаем внешний мир и воспроизводим (репрезентируем) его в сознании

В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи и вкусы - известны как репрезентативные системы. То есть каналы, способы, которыми Вы воспроизводите то, что когда-то пережили. Или представляете, что Вы могли бы пережить.

Существует три пути вспомнить или представить то, что было и то, чего не было. Можно вспомнить или представить образ. Можно вызывать ощущение или смоделировать ощущение. Можно услышать звук или создать звук.

Например, вспомните цвет своей входной двери. Представьте себе розового слона в зеленый горошек. Мысленно прикоснитесь к ручке своей входной двери. У нашего розового слона шкура как бархат. Потрогайте ее… Услыште, как с шорохом или скрипом открывается Ваша дверь. А что если бы она издавала такой звук, как бывает когда проводят железом по стеклу? А если мысленно выпить квасу? А теперь попробуйте смоделировать вкус лимона с квасом? Получается? Вот это и есть репрезентативные системы – то есть способы воспроизводства воображаемых или реальных объектов в Вашем мозге.

Репрезентативные системы.

Мы используем все три репрезентативные системы постоянно, хотя осознаем их не в равной степени. Мы имеем склонность отдавать предпочтение одним репрезентативным системам (системам воспроизведения образов, переживаний и звуков) по отношению к другим.

Например, многие люди имеют внутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создает внутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи, подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами с собой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Другие люди очень активно используют внутренние образы. Они просто захвачены ими. С помощью этих образов они думают.

аимоисключающими. Можно визуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременно слышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все три системы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все же останется неосознаваемой.

Чем больше человек поглощен своим внутренним миром, картинами, звуками и ощущениями, тем меньше он будет знать о том, что происходит вокруг него, как тот знаменитый шахматист на международном турнире, который так углубился в позицию, которую он видел своим внутренним взором, что, съел два полных обеда за один вечер. Он совершенно забыл, что ел первый раз.

"Потерявшийся в мыслях" - это очень удачное описание. Люди, переживающие сильные внутренние эмоции, также оказываются менее чувствительными к внешней боли.

Наше поведение возникает из смеси внутренних и внешних сенсорных переживаний. В любой момент времени наше внимание сосредоточивается на различных частях нашего опыта. В то время как вы читаете эту книгу, вы фиксируете свое внимание на странице текста и, вероятно, не осознаете ощущения в своей левой ноге… до тех пор, пока я не упомянул об этом...

В то время, когда я печатаю этот текст, я большей частью осознаю свой внутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма высокую) скорость печати на компьютере. Я отвлекусь, если обращу внимание на внешние звуки. Процесс моего творческого мышления нарушится, поэтому я люблю работать в тишине. Хотя, если это не возможно, я могу так настроить свое внимание, что буду спокойно писать в кричащей толпе китайцев

Существует несколько сигналов опасности, которые сразу захватили бы мое внимание: внезапная боль, мое имя, произнесенное вслух, запах дыма или запах пищи (если я голоден).

Внешние и внутренние объекты могут отвлекать наше внимание на себя, уводя его в сторону от чего-то более важного. Этот процесс я называю «неосознанность». Осознанность же - это способность осознавать, на что сейчас направленно мое внимание, и удерживать его там, где требуется сейчас больше всего.

Субмодальности.

Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений - но это лишь первый шаг. Если вы хотите описать виденную ранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнять.

Тут требуется понять одну штуку. Возьмем фотографию. Что значит описать фотографию? С одной стороны, мы можем рассказать о том, что на ней изображено, верно? Еще один способ - это рассказать о том, КАК это изображено. То есть рассказать о том, каким образом сделана фотография – она черно-белая или цветная. Какой у нее размер. Она в рамке или нет. Четкая или слегка размытая. Можно упомянуть, где она находится относительно нас – прямо перед нами, справа, слева, вверху или внизу. Так вот, в нашем разговоре нам НЕ интересно, о чем Ваши внутренние образы. Нам важно знать, как они выглядят.

Например, подумайте еще раз о своем последнем отпуске и обратите внимание, осознайте, как Вы репрезентируете этот опыт в своем внутреннем мире (то есть, как его вспоминаете). Это образ? Звук? Ощущение? Или образ и ощущение? Или…

Обратите внимание на образ. Он цветной или черно-белый? Это фильм, в нем есть движение? Или это застывшая фотография? Далеко он или близко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, что изображено на картинке.

Аналогичным образом вы могли бы описать звук как высокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могут быть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.

Таким образом мы понимаем, что есть три репрезентативные системы – образы, звуки и ощущения. А каждая из этих систем может быть описана через ее свойства. Эти свойства мы называем субмодальностями.

Например, яблоко – это репрезентативная система. А вкус его, кислый или сладкий, это различные субмодальности, такие же как вес. Еще можно обратить внимание на его цвет. Просто и понятно, не так ли?

Упражнение, чтобы лучше понять субмодальности ваших репрезентаций.

Проделайте сказанное ниже и ответьте на вопросы, чтобы проанализировать субмодальности своих внутренних репрезентаций ( Упражнение помогает описать, как выглядит, как звучит и как чувствуется Ваш внутренний опыт).

Займите удобное положение и вспомните приятный случай из своей жизни. Исследуйте любую картинку, которая появится у вас в этом воспоминании.

Вы видите ее как будто своими собственными глазами (ассоциировано), или вы видите ее, как будто находитесь в каком-то другом месте (диссоциированно)? Если вы видите себя в картинке, вы, должно быть, диссоциированны.

Цветная ли она? Это фильм или слайд? Это трехмерное изображение или оно плоское, как фотография? Продолжая смотреть на эту картинку, вы можете также дополнить ее описание.

Далее обратите внимание на любые звуки, которые связаны с этим воспоминанием. Они громкие или тихие? Близкие или далекие? Откуда они доносятся?

Наконец, обратите внимание на любые ощущения или чувства, которые являются частью этого воспоминания. Где появляются эти ощущения? Это жесткое или мягкое? Легкое или тяжелое? Горячее или холодное?

Еще раз, если репрезентативные системы являются модальностями - способами восприятия мира, - то субмодальности - это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

Люди использовали идеи НЛП во все времена. НЛП зародилось вовсе не тогда, когда придумали ему название. Древние греки толковали о чувственном переживании, а Аристотель говорил о субмодальностях, называя их по-другому, когда ссылался на качества этих чувств.

Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, что вы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы думаете. Это важное положение из неписаного руководства по использованию мозга.

Упражнение.

Выполните следующий эксперимент по изменению способа вашего мышления и определите, какие субмодальности являются критическими для вас. Критическими – значит такими, изменяя которые, Вы меняете свое отношение к вспоминаемым событиям.

Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации, которую вы можете вспомнить хорошо – например, какое-то неприятное воспоминание из прошлого.

Сначала осознайте визуальную часть воспоминания, представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятора яркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость.

Отметьте, какие изменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для вас более предпочтительной? В конце верните яркость в первоначальное состояние.

Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется, и какое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, в котором он был вначале. Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он был черно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше? Вернитесь в исходное положение.

Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор, пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость. Отметьте наиболее предпочтительную скорость и вернитесь к первоначальной.

Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние на диссоциированное и обратно.

Некоторые, а, может быть, и все изменения будут оказывать глубокое воздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотеть оставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам больше понравились, Вас могут не устраивать те субмодальности, которые мозг предоставил вам без вашего ведома. Вы не забыли выбрать их сами?

Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальными субмодальностями и наблюдайте за тем, что происходит. Сделайте то же самое с аудиальной и кинестетической частями этого воспоминания.

Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное. Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминания именно таким способом.

Сделайте наоборот со своими неприятными воспоминаниями, пусть они будут маленькими, темными, черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том, и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о них.

Существенное различие, которое следует делать, заключается в том, чтобы находить разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему придаем тем способом, которым мы его помним.

Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас. Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость. Поэкспериментируйте с изменением его тона. С какой стороны он звучит? Что произойдет, если вы перенесете его на другую сторону? Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим? Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие.

Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш, спросите его, что он делает в вашей голове.

Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания, которое трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Вы можете быть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете сами решать, как вы хотите думать, а не быть во власти репрезентаций, которые, казалось бы, возникают сами по себе.

Подобно телевизору в летний период, мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их. Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и не осознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическими репрезентациями и имеют вес, локализацию и интенсивность, у них есть субмодальности, которые могут быть изменены.

Чувства не являются полностью непроизвольными, и вы можете пройти длинный путь, прежде чем выберете те чувства, которые вы хотите иметь. Эмоции могут быть прекрасными слугами и суровыми учителями.

Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляют собой важные кирпичики, из которых строится здание субъективного опыта. Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Они имеют различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, различные синестезии и кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей.

Когда же, наконец, мы используем язык для общения друг с другом, просто удивительно, как это мы ухитряемся понимать друг друга.

По книге: Джозеф О'Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Новейшая психология личного мастерства. Приводится НЕ дословно. Для лучшего понимания я перевел многие места с технического НЛП на простой и понятный МНЕ язык:-).

Геннадий Павленко.

« Редактирование собственного будущего. | Основы медитации для начинающих, или как не заблудиться в дебрях эзотерики. »