Ян ван Райкенборг. Универсальный гнозис.

Ян ван Райкенборг. Универсальный гнозис.

Представьте себе, что Вы слышите незнакомого Вам учителя, говорящего следующее: "Путь к Свету — это путь здоровья, свободы и радости". Предположим, что эти слова произносятся в храме Преддверия Школы Розенкрейца. В этих словах скрыт алмаз; и поэтому большое внимание будет обращено на то, заметили ли Вы излучение этого драгоценного камня и какое действие на Вас производит это излучение. Предположим, что Вы больны; тогда путь, ведущий к здоровью, был бы для Вас весьма соблазнительным. При различных обстоятельствах Вы можете чувствовать себя несвободными; тогда путь к свободе для Вас очень привлекателен. Или Вам приходится испытывать страдания и некоторые трудности, и поэтому Вас, конечно, заинтересует возможность достичь истинной и вечной радости. Сможете ли Вы тогда увидеть спрятанный алмаз и заметить его сияние? Не реагируете ли Вы на него скорее диалектически? Вас привлекает то, к чему Вы стремитесь и чего Вам не хватает.

Но кому из Вас не хватает Света? Кто из Вас тоскует по Универсальному Свету как томящаяся, нищая, смертельно одинокая душа? Кто любит Свет каждой клеткой своего существа? В ком еще осталось это изначальное стремление к единению с Богом? Кто внутренне сопереживает словам псалма: "Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие!" Кто, несмотря на отсутствие здоровья, свободы и радости, жаждет прежде всего Бога?

Но именно этого и требует Гнозис. В такой жажде Света и скрыт алмаз. С этого первичного требования начинается Гнозис, начинается Нагорная проповедь. "Блаженны нищие духом", — это значит, блаженны тоскующие по Духу, то есть по Свету. Тому, кто полностью поглощен этим стремлением, этой Любовью, кто теряет себя в этой Любви и находит в ней свое сокровище, тому остальное приложится.

Когда Святой Дух снисходит к Марии, чтобы принести ей, обращенной, повернувшейся к Свету Душе, спасительный синтез, сказано: "И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем." Выражение "сохранить в сердце" указывает на состояние совершенной любви к Богу; это означает впадение искрящимся драгоценным камнем — излучением сердца, излучением, направленным на всех и на вся. Женщина, которая может неличностно посыпать из святилища сердца такую силу излучения, является Матерью Божией, Марией, Изидой. Потому что она обладает Светом, несущим спасение,

который она в положенное время излучает миру и человечеству; она приносит Гнозис всем тоскующим по этому Свету. Когда старец Симеон замечает этот свет сердца в храме сокровенного, он говорит: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих."

Мужчина, который может позволить этой силе излучения неличностно излиться из святилища сердца, это Иосиф-плотник, строитель, который толкает, зовет и будит. Он разрушитель ада, не совершающий насилия над собой или другими в огне эмоций, но применяющий все свои инструменты в полном равновесии, чтобы открыть Гнозису, то есть вечности, вход во время. Он не стыдится взять Марию себе в жены, ибо то, что в ней было зачато, свершилось не по хотению мужа, а от Духа Святого. Здесь эгоцентризм и своеволие исчезают; божественная Любовь, превышающая всякий разум, формирует Иосифа и осеняет Марию.

Может ли диалектический человек таким способом хоть что-то сохранить в своем сердце? Не состоит ли сокровище его сердца большей частью из мистицизма, сентиментальности и эмоций? Гностические иерофанты обращают на это внимание, и мы об этом пишем, чтобы Вы узнали, как они действуют. Они говорят об универсальной Мудрости, но не подносят ее Вам на серебряном блюде. Они или вплетают в свои слова скрытые импульсы, вызывающие на реакцию, или же пытаются побудить Вас к реакции своими действиями. Они внимательно наблюдают, какого рода реакция наступает. Гнозис открывается в той степени, в какой душа, то есть сознание, теряет себя и отдается Вечному. По этому пути Розенкрейц — служитель Гнозиса — идет с Вами.

Поэтому Гнозис в своей совокупности не может быть открыт и преподнесен по системе. Однако о Гнозисе, как мы уже сказали, вполне можно говорить и писать, указывая на Путь, ведущий к нему. Все, что в этом случае делается иерофантами, вполне достаточно, чтобы привести ученика к первичному разумному действию.

Мы считаем необходимым предупредить Вас об еще одном возможном недоразумении. Огромное количество людей считают, что языком Гнозиса является Библия, что она открывает Гнозис. Нет ничего более ошибочного! Библия тоже лишь говорит о Гнозисе, лишь указывает на Бога. Иному, более глубокому ее пониманию так же нельзя научиться с помощью оккультных или каббалистических методов и систем. Каббала и подобные ей науки, равно как и астрология, относятся к ложному Гнозису, причем мы должны видеть в слове "ложный" не что-то плохое или преступное, а чисто диалектическое, принадлежащее к нашей природе.

Вам нужно это хорошо понять. Язык является средством, которым человек выражает свои мысли, свои чувства и намерения. У языка есть своя устная и письменная форма. Если Вы не понимаете звучания, или если написание не вызывает у Вас понимания, то с помощью лингвистики, с помощью различных методов, которые существуют или еще будут найдены, возможно проанализировать звучание или написание и пробиться к внутренней идее. Но если звучание Вам ни о чем не говорит, а изображение Вам ничего не дает, то ни каббалистический, ни какой-либо иной анализ по сути Вам не поможет.

Обратимся, например, к слову "Иисус". Если мы его проанализируем с точки зрения кабалы, то получим значение "приносящий спасение", "Спаситель". Для полностью закрытого человека ни имя, ни его значение, ни скрытая в нем глубина не имеют никакого смысла. Но для того, кто открыт Гнозису, звучание и изображение не содержат ни единой тайны, которую нужно было 6ы открывать. Кто до этого дошел, тот знает. А тому, кто еще не дошел, не нужно знать. Он не будет знать, что с этим делать, кроме как эгоцентрично хвастаться.

Но разве Библия не содержит много сокровенного? Несомненно, но никто не может применить это сокровенное, если оно не открылось ему изнутри. Во многих частях Библии записаны беседы учителей с учениками. Если Вы сами, выполняя требования закона, становитесь истинным учеником, то у Вас не будет и потребности выпытывать сокровенные тайны каббалистическим методом. Все знание, накопленное в нашем мире, никоим образом не действует освобождающе и не является Мудростью, превышающей всякий разум. Если Вы идете по Пути, то все будет Вам дано даром, и в звучании и изображении Вы найдете не более, чем подтверждение того, что Вы уже получили.

Вы, конечно, можете спросить: "А есть ли тогда у Библии вообще какой-то смысл?" У Библии только тогда есть смысл, когда она выполняет, может выполнить свое назначение. Писавшие Библию призваны встряхнуть диалектического человека и привести его к Гнозису, нападая без дальних слов непосредственно на его обнаженную действительность.

Если это случается — как, например, в Нагорной проповеди или в словах апостола Павла — то никто не требует каббалистического анализа. Когда Господь Иисус говорит об окрашенных гробах, которые снаружи кажутся белыми, внутри же полны костей мертвых и нечистот, то даже самый последний дурак с легкостью поймет эти слова, причем так хорошо, как только возможно.

Мы считаем себя обязанными указать Вам на еще одно недоразумение, тесно связанное с предыдущим. Посланники Гнозиса обращаются с одним и тем же устным или письменным словом к различным группам людей. Но к группам, различающимся не по уровню сознания, обусловленным их национальными особенностями и состоянием крови, а к группам, находящимся на различных спиралях поиска. Каждая группа черпает для себя из звучания и изображения то, что для нее определено. Поэтому было бы крайне ошибочным надоедать человеку, принадлежащему к определенной группе, призывом, не предназначенным для него и из-за этого не могущим ему помочь.

Все, что не предназначено для Вас, останется от Вас скрытым; Вы не поймете этого и Вам не нужно это понимать. Позаботьтесь о том, чтобы Вы не выпытывали скрытое от Вас ментальным способом, не пародировали ему мистикой и не пытались захватить его оккультным путем. Такой Гнозис предназначен не Вам; если Вы, несмотря на это, пытаетесь удержать его, он будет для Вас свинцовым грузом и непереваримой пищей.

Гнозис обращается к каждому на понятном ему языке, он указывает каждому на Путь, и каждый способен приблизиться к нему через свое первичное, разумное действие.

II
АПОСТОЛ ПАВЕЛ И ГНОЗИС

Как Вы знаете, Универсальное Учение никогда не передается в письменном или устном виде. Даже устная передача Учения эгоцентричному, диалектическому человеку означает для него большую опасность. Предназначенные для этого учителя лишь свидетельствуют о Гнозисе. Это происходит так осмотрительно, что всегда предпринимаются все меры предосторожности, чтобы избежать злоупотреблений.

Библия тоже лишь свидетельствует о Гнозисе и обращается при этом к семи различным спиралям сознания, причем таким образом, что ее можно читать и понимать с семи разных точек зрения.

Некоторые люди полагают, что для получения доступа во все эти спирали необходимо применять каббалу или другие природно-оккультные ключи. Многие так делают и выражают уверенность, что с их помощью они смогли достичь глубочайшего понимания гностических посланий. Но нет ничего более ошибочного. Тот, кто приближается к Библии, видит и читает в ней только то, что соответствует уровню его сознания. Он может без труда и без какого-либо вспомогательного средства достичь спирали, соответствующей его сознанию. Если кто-то интеллектуальными или эмоциональными путями пробивается к слишком высокой спирали, то достигнутое будет для него слишком тяжелой пищей. Поэтому такого рода действия в высшей степени умозрительны и тем самым вредны.

Каждая тема в Библии — это как бы картина с семью перспективами. Каждый, кто рассматривает эту картину, видит в ней свою собственную перспективу; и если кто-то другой ему говорит: "Видишь ли ты то или это?" — то такая постановка вопроса будет неправильной и вредной.

Вы знаете, что Lectorium Rosicrucianum — это международная школа гностической философии. Но если Вы считаете, что цель нашей Школы ограничивается лишь представлением этого гностического учения, то Вы сильно заблуждаетесь. К сожалению, миллионы людей в прошлом и бесчисленное количество в настоящем постоянно путают философию с религией. Философская позиция человека решительно не совпадает с религиозной. Часто утверждают, что через достигнутое в философии можно прийти к истинно религиозным взглядам. Но нет ничего более ошибочного, чем это, равно как и противоположное утверждение.

Многие полагают, что основательно изучив философию Школы Золотого Розенкрейца, они встанут на Путь трансфигурации и затем смогут его пройти. Поэтому некоторые ученики хорошо знают, какие требования ставит трансфигуризм. Они о них не говорят, они их знают и цепко за них держатся, как за драгоценное сокровище.

« 1 2 3 4 5 6 7 8 9 »

« Оккультное лечение. Йог Рамачарака. | Йога-сутра Патанджали (перевод из книги "Свет души"). »