Введение в принципы и практику духовной экономики - экономической системы, основанной на Бхагавад-Гите.

Введение в принципы и практику духовной экономики - экономической системы, основанной на Бхагавад-Гите.

Примеры культур, основанных на концепции "Я" и "Мое"

Рассмотрим пример родственников африканского племени Нуэр. Их культура диктует, что они должны помогать один другому, и если у одного есть излишки добра, он должен поделиться им с соседями. Поэтому ни у кого из этого племени нет излишек. Никто из Нуэр не должен делиться своим домашним скотом или домашней утварью. Но если человек имеет несколько копий, дротиков или мотыг, он неизбежно лишится излишков. (2)

Таким же образом древние Самоаны практиковали общественное разделение добра между родственниками и даже чужими людьми. Человек мог просить пищу, одежду и убежище у родственника, так же как и помощь в междоусобной войне. Отказ в таких просьбах означал, что отказывающий был скупым, и у него был недостаток человеческой доброты - добродетели, которую очень высоко ценили Самоаны.

Существует и много других примеров, хотя мы не можем описать их всех в этой работе. Сейчас я просто хотел бы подчеркнуть, что представители локальных культур по всему миру гораздо более часто владели собственностью коллективно, а не индивидуально. В понятии "владение богатством" было не столько "моего", сколько "нашего". Владел не один человек, а широкий круг людей, будь они кровными родственниками или нет. Их понятия о собственности были так общественно сформулированы, что они шли намного дальше собственнических индивидуальных интересов, и, таким образом, обеспечивалась какого-то рода социальная безопасность для каждого индивида. Всеобщее соглашение, договоренность делить ресурсы (что, очевидно, иногда приводило к посягательству на владения какого-либо индивида), также обеспечивала, что ни один человек не оставался без того, в чем он действительно нуждался, особенно в основных потребностях жизни.

Концепция же частной собственности, распространенная на Западе, напротив, не обеспечивает общественную безопасность, а приводит к имперсонализму и изоляции (воидизму). Частная собственность подразумевает отдельного собственника. Все, что он зарабатывает - это только его, и делает он с этим все, что пожелает. Во времена процветания феномен изоляции, одиночества не настолько присущ владельцу богатствами, т.к. он может поделиться чем-либо со своими близкими друзьями. Однако, во времена экономически трудные, когда ему не чем поделиться с другими, он оказывается в одиночестве. Нет ничего необычного в том, что из-за неожиданной потери дохода разбиваются семьи, увеличивается число бездомных людей, брошенных на произвол судьбы. Все это подтверждает указанный выше тезис.

Из-за того, что понятие частной собственности означает "то, что твое - не мое", каждый автоматически настроен против другого в борьбе за ограниченные удобства и ресурсы. И хотя наше правительство сделало так, чтобы большинство граждан были на одинаковых условиях обеспечены таким необходимым, как доступ к образованию, профессиональной подготовке и т.д., в основном индивид предоставлен сам себе в борьбе за жизнь. Понятно, что более образованные, более способные люди с лучшими связями, более богатые добьются большего успеха, чем менее обеспеченные.

Значит, к сожалению, в нашей культуре не существует такой этики, которая бы обязывала человека помогать брату своему. Существующая этика говорит о том, что государство должно заботиться о бедных, нуждающихся. Также поощряется благотворительная помощь бедным. И если оказывается такая помощь, то это делается не лично, не приводя нуждающихся в свой дом, не кормя и не одевая их, а имперсональным путем, платя правительству деньги в виде налогов. Или же даются пожертвования благотворительным организациям, которые, в свою очередь, служат нуждающимся. К сожалению, такие благотворительные программы в большинстве случаев затрагивают чувство собственного достоинства нуждающихся.

Характеристика материалистической экономики

Современная модель материалистической экономики, существующая в нашей стране, определяет каждую семью как экономическую единицу, которая действует в качестве производителя и потребителя в одно и то же время. И экономический успех страны в целом достигается при условии, что две эти функции - производительная и потребительная - доводятся до максимума в каждом отдельном случае. Эта модель использует в качестве денежного обращения наличные деньги и кредит, предметы потребления, отличные от самой экономической единицы. Далее, полагается, что если люди в состоянии увеличить до максимума свой уровень потребления (т.е. достичь наивысшего уровня удовлетворения чувств), то они наиболее счастливы и удовлетворены. Это очень естественно для людей - заниматься повышением уровня своего потребления. И индивидуальные личности, и общество в целом достигают максимального преимущества, ориентируя экономическую деятельность на выполнение, реализацию этого присвоения. Те, кто предлагают эту схему, считают людей не более, чем производяще-потребляющими машинами, годящимися только на это. И людям не приписываются никакие личные или духовные качества, идущие дальше этих производяще-потребительных функций.

Другая основная черта материалистической экономики - это концепция того, что любой и каждый индивид может иметь и владеть неограниченным количеством материальных благ, включая природные ресурсы Земли, и в качестве хозяина может использовать и располагать этими ресурсами как он считает нужным. (Это, возможно, сверхупрощенный подход, но суть ясно выражена.) И при этом не наблюдается никакой заботы об этих ресурсах, не несется никакая ответственность за их восстановление или замену.

Результаты материалистической экономики

Вытекающим из этой экономики является следующее. Во-первых, каждый индивид обязательно должен искать что-то вне себя, чтобы найти удовлетворение тому, что он естественным образом желает. Это создает в сознании человека ориентацию на "приобретение", а также концепцию "недостатка" чего-либо. Из-за этих искусственно созданных условий люди считают, что могут пополнить этот недостаток путем "приобретения", что это "приобретение" должно быть целью человеческой деятельности и успех в этом приобретении принесет удовлетворение, которое они ищут.

Так, мы наблюдаем публику, обеспокоенную приобретением, бегущую на работу и с работы с сумасшедшей скоростью, воздвигающую "блестящие и светящиеся разноцветными огнями храмы" для траты денег (супермаркеты), которые разжигают их желания и искусственно увеличивают потребности их тела. В целом, люди по-настоящему обусловлены в процессе зарабатывания денег потому, что деньги, в форме наличной или кредита, являются валютой, за которую покупаются предметы желаний, ибо они являются по своей природе отличными от души и чувственных предметов, которые они предоставляют. Именно таким способом небольшая группа людей контролирует и эксплуатирует абсолютное большинство, которое совершенно не понимает, что происходит.

Общеизвестен факт, что в рамках материалистической экономики множество людей будут конкурировать за определенное количество товаров, и эта интенсивная борьба приводит многих к преступлению и коррупции в попытке удовлетворить их желания. Это ведет к эксплуатации не только Земли, но и людей, т.к. и то, и другое является средством для моментального достижения цели. Далее, эта концепция частной собственности заставляет нас отделяться и отчуждаться друг от друга, т.к. мы преследуем наши "собственные" интересы. На фоне этой мрачной действительности люди проводят свою жизнь, что и привело нас к этому плачевному состоянию, в котором находится сегодняшний мир. Невероятно, но в той же сфере, в которой люди ищут решения этих проблем, сама система их и создает.

Сравним эту концепцию с понятиями Самоанов, о которых мы упоминали выше. Самоаны практически никогда не чувствовали себя забытыми в одиночестве, незащищенными. Если они голодны - они знали, что сосед их накормит. Потому что они делились чем могли - пищей, убежищем, эмоциональной поддержкой. Поэтому ясно, что люди, принадлежавшие древней Самоанской культуре, всегда имели убежище и чувствовали себя защищенными в своем сообществе.

Как мы можем согласовать природу экономической системы, в рамках которой мы действуем на Западе, с ценностями Ведической культуры, которым учит нас Шрила Прабхупада? На мой взгляд, Ведическая система более походила на Самоанскую, нежели на американскую 1992 года, или даже 1952. Мы знаем, что домохозяин прежде чем садиться за еду, выходил и у своей двери звал всех, кто был голоден прийти и поесть к нему в дом. Это - Ведическая культура. А западные вайшнавы делают ли это? Насколько я знаю - никто, включая меня самого. Каким же тогда образом мы будем устанавливать Ведическую культуру, если мы не практикуем ее (или не можем практиковать) так, как мы ее понимаем? По моему мнению, мы не можем с легкостью проводить эту культуру в жизнь внутри экономического контекста западной культуры, так как эти две культуры содержат диаметрально противоположные концепции о частной собственности.

Однако, может быть, мы можем осуществить это в другом экономическом контексте. Это бы означало переопределение некоторых из наших основных понятий и общественных ценностей. Это требует от нас отступить от экономической системы, которая изолирует нас друг от друга, и начать понимать и распространять ту экономическую систему, которую нам предоставил Шрила Прабхупада. Это требует от нас того, чтобы мы переопределили (пересмотрели) наши отношения к материальным вещам в этом мире. От нас требуется серьезно практиковать Сознание Кришны и прийти к тому, чтобы жить в полном соответствии с Бхагавад-Гитой. Именно это мы называем Духовной Экономикой - экономической системой для духовно продвинутой культуры. Готовы ли мы, преданные, к этому? Давайте взглянем, как бы это могло выглядеть.

Экономика Бхагавад-Гиты

Принимая во внимание тот факт, что природа этого материального мира ставит нас, по крайней мере в некоторой степени, в этот контекст "Я и Мое", нам необходимо понять, каким образом исправить это сознание. В комментарии к Шримад Бхагаватам 2.9.3, Шрила Прабхупада указывает путь к избавлению от этой ложной концепции "Я и Мое":

"Так, каждый должен отказаться от этого неправильного понимания "Меня", практикуя преданное служение, или, стойко находясь на позиции трансцендентального любящего служения Господу... Шримад Бхагаватам, и, главным образом, Бхагавад-Гита, предназначены освободить человека от этого неправильного понимания "Я и Мое", и Шрила Вьясадева их передал с целью освобождения падших душ. Живое существо должно находиться на такой трансцендентальной позиции, где на него уже не влияет время или материальная энергия... Совершенным процессом является принятие Господа Васудевы как Верховного надо всем. И наилучшее совершенство в культивировании знания - предаться Ему, так как Он является источником всего. Только понимая это, человек способен избавиться от неправильной концепции "Я и Мое".

Шрила Прабхупада создал свое Международное Общество Сознания Кришны с целью обучать тех, кто заинтересован в методе преданного служения. Центры ИССКОНа служат для людей местом, где они получают помощь в этом процессе изменения сознания, и Шрила Прабхупада для этой цели организовал все в совершенстве в своих храмах. Мы узнаем от духовного Учителя, что Господь Кришна является Верховным Владыкой, Верховным Наслаждающимся и нашим самым дорогим другом. И наш настоящий интерес и счастье заключаются в преданном Ему служении.

Духовный Учитель приходит в этот мир исправлять и требовать обратно падшие обусловленные души. Так, духовный учитель обучает нас для того, чтобы мы получили право на возвращение в царство Вайкунтхи, которое является доступным лишь для совершенных. Шримад Бхагаватам дает описание обитателей Вайкунтхи:

"На планетах Вайкунтхи все жители по форме похожи на Верховную Личность Господа. Все они занимаются преданным служением без какого бы то ни было желания удовлетворять свои чувства". (Ш.Б. 3.15.14)

Шрила Прабхупада комментирует:

"На Вайкунтхалоке не существует никаких занятий, кроме служения Господу; и это служение не воздается с какой-либо целью. Хотя каждое служение имеет свой определенный результат, преданные никогда не стремятся к удовлетворению своих собственных желаний, все их желания исполняются путем воздавания трансцендентального любовного служения Господу".

Наше стремление вернуться назад домой, к Богу требует, чтобы мы рано или поздно пришли к этому сознанию незаинтересованного и непрерывного служения. Наше сообщество преданных должно помочь нам в этом отношении и может помочь при условии, если мы объединяемся с этой целью в сердце.

От Господа Кришны в Бхагават-Гите мы узнаем, как заниматься деятельностью таким образом, чтобы она нам приносила освобождение вместо закабаления. Тут Он говорит нам, как работать (производство), в каком сознании работа должна совершаться, и что делать с результатами нашего труда (распределение). Это, в сущности, экономика. Духовная Экономика.

« 1 2 3 »

« Богатство - это то, что можно превратить в счастье. | Мы умираем потому что думаем, что смертны. »

1111111