Вечная жизнь Великого Учителя.

Вечная жизнь Великого Учителя.

В России начато уникальное научное исследование нетленного тела Пандито Хамбо ламы Итигэлова, 12-го главы Буддийской сангхи России. Это человек среднего роста (164 сантиметров), сидящий в позе лотоса, спина прямая, голова несколько склонена на грудь. Кожные покровы эластичны. Суставы сохранили подвижность. У волос и ногтей ламы абсолютно прижизненные характеристики. Складывается впечатление, что человек скончался три-пять дней назад. Эксперт изучавший тело исключил возможность того, что лама жив: по ряду признаков, в частности, температуре тела, которая ниже 20 градусов, этого не может быть. Загадка заключается еще и в том, что Пандито Хамбо лама при жизни знал, что останется нетленным, и обещал вернуться к верующим

Неординарное событие в жизни бурятских буддистов — обретение тела 12 Пандидо Хамбо ламы Даши-Доржо Итигилова — не оставило равнодушной всю общественность Бурятии. Спустя 75 лет после погребения тело Великого Учителя осталось нетленным.
11 сентября саркофаг с телом 12 Пандидо Хамбо ламы был вскрыт в Иволгинском дацане. Тело Даши-Доржо Итигилова изъяли из бумхана — места захоронения, в присутствии руководства и священников буддийской традиционной Сангхи России. Увиденное потрясло не только верующих и священнослужителей, но и видавших виды медицинских экспертов: сохранились не просто останки, но все тело полностью, включая кожные покровы усопшего. Нетленными остались одежда и шелковое покрывало саркофага. Известно, что незадолго до своей кончины Даши-Доржо Итигилов завещал своим ученикам навестить его тело через 30 лет. Уходя из жизни, он попросил их прочесть “Хуга Намши” — благопожелание для усопших. Но они не могли решиться на это при живом Учителе. Тогда он начал чтение, которое подхватили присутствующие. Умер Итигилов в позе лотоса, находясь в состоянии медитации на Ясный Свет Ума. Тело было помещено в саркофаг и захоронено в мавзолее в местности Хухэ- Зурхэн. Но так сложились обстоятельства, что встреча с Учителем запоздала на 45 лет…
Естественно, что наряду с интересом к самому свершившемуся факту с новой силой вспыхнул интерес и к личности Великого Учителя. О нем и о его жизненном пути рассказывает пресс-секретарь Буддийской традиционной Сангхи России Борис Дондоков: “Даши-Доржо Итигилов, рано оставшись сиротой, воспитывался в зажиточной семье в местности Оронгой Иволгинского района. В 16 лет мальчик начал учебу в Анинском дацане Хоринской степной Думы. В течение 20 лет будущий Учитель изучал санскрит, тибетский язык, логику, философию. Потом были Цугольский и Агинский дацаны, служба в Тамчинском дацане — резиденции Хамбо ламы. В одном из них Даши-Доржо Итигилов защитил звание габжи-ламы (кандидат философских наук).

В родной Оронгой священнослужитель вернулся уже в качестве штатного буддийского философа Янгажинского дацана. Должность была весьма почетна, фактически ее обладатель находился на гособеспечении. В 1904 году Итигилов стал ширээтэ-ламой Янгажинского дацана, а в 1911 году был выдвинут на Пандидо Хамбо ламу — главу буддистов Восточной Сибири. 11 апреля 1911 года иркутский губернатор утвердил Даши-Доржо Итигилова.
Предание гласит: прежде чем взойти на Хамбинский трон, Итигилов вынул из стопы подушечек-олбоков седьмую и, положив ее сверху, сел. Это был олбок Пандидо Хамбо ламы Данзат Гэвона Ешижамсуева. Жест расценили как знак окончания межбуддийских распрей — до правления Ешижамсуева буддисты спорили о первенстве Хилгантуйского и Тамчинского дацанов. 12 Пандидо Хамбо лама принимал участие в поисках захоронения 1 Пандидо Хамбо ламы — Дамба-Доржи Заяева, проявляя чудеса ясновидения. По некоторым сведениям, верующие Хилгантуйского (Цонгольского) дацана признали его перерождением Заяева.

Двенадцатый глава буддистов Восточной Сибири проявил себя и как просветитель, издавая религиозную и светскую литературу. За что был награжден медалями российского правительства и губернатора Восточной Сибири. В 1913 году Итигилов участвовал в праздновании 300-летия Дома Романовых и освещении буддийского храма в Санкт- Петербурге. Инициатором строительства храма стал сподвижник 12 Пандидо Хамбо ламы — известный буддийский деятель Агван Доржиев.
В июле 1917 года Итигилов участвовал в работе II общебурятского съезда в Гусиноозерском дацане, где обсуждалось Положение о ламаистском духовенстве. В том же году Итигилов ушел с поста по болезни. В течение десятка лет, что выпали на его долю после ухода от дел, он активно участвовал в сохранении буддийских храмов от погромов. Ушел из жизни 12 Пандидо Хамбо лама в 1927 году.
История и благодарная память современников сохранила немало свидетельств необычайной прозорливости и мудрости Учителя. Один из бывших сокамерников Агвана Доржиева в 1938 году позже пересказывал признания известного буддийского деятеля о пророчестве Итигилова. Когда в 1921 году Доржиев вернулся в страну, старец пенял ему на это, сказав, что он будет схвачен и убит. Доржиев спросил тогда: “А вы что же не уезжаете?” На что был ответ: “Меня они не успеют взять…”
Как утверждает старейший бурятский Гэлэн Балбар лама, не всякое тело нетленно. Только, если угасание жизни идет под сознательным контролем. Такого может достичь только практик высочайшего уровня, достигший прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений.
Саркофаг с телом 12 Пандидо Хамбо ламы был помещен в Диважин- дугане, там, где находится макет рая — Чистой земли Будды Амитабхи и Мандалы высших божеств. По решению Центрального Духовного Управления буддистов, впоследствии будет сооружен стеклянный саркофаг, и верующие получат возможность лицезреть нетленное тело Учителя как напоминание о бренности сущего и великой силе Учения Будды.
Забайкальский Рабочий

« Причины несчастной любви. | Самый лучший психолог – сам себе психолог. »