Техника: Толкающие руки. Тайцзы Цюань

Техника: Толкающие руки. Тайцзы Цюань

Хочу отметить, что законы Вселенной неподвластны нашим мнениям и забавным классификациям. Закон всемирного тяготения невидим, но любая попытка его oпровергнуть лишь приведёт к лишнему его доказательству, хочется надеяться, не слишком болезненному для человека. Наше непонимание или отрицание чего-то, что не соответствует нашим стандартам, всего лишь замыкает нас в узком кругу нашего мировоззрения, так и не повлияв на ход событий... Я не пытаюсь описать истину, и эта статья - всего лишь отражение одной стороны медали, нашедшей воплощение в конкретном случае.

- Делай что-нибудь.. ну... что хочешь,- глаза старика лукаво прищурились. 73-летний мастер посвятил изучению боевых искусств почти всю жизнь и, заработав степени и пояса в Дзюдо, Каратэ и Айкидо, последние лет 35 полностью отдал Тайчи. Мои руки коснулись его, и я собрался сделать какое-то движение. Но любая попытка приложить усилие по направлению к его корпусу или рукам, не находила сопротивления. Создавалось впечатление, что я ощущал только его кожу, под которой ничего не было.
- Ай как далеко.. это опасно! - прокомментировал Учитель. Моя попытка направить усилие ему в грудь опять не удалась... Вместо груди я нашёл...вакуум. Я сообразил, что моя Чи опять вышла за пределы безопасности, но было уже поздно. Равновесие было потеряно...

Пуш Хендз, эпизод занятий которым я описал выше, представляет собой одну из форм Тайчи, практикуемую в паре с партнёром. Если попытаться выразить цель занятий одним предложением, то можно сказать, что каждый партнёр пытается найти центр противника и, приложив усилие под определйнным углом, вывести его из равновесия. При этом необходимо помнить, что партнёр пытается сделать то же самое, поэтому постоянное перемещение своего центра является основой упражнения. По своей сути это искусство можно отнести к наблюдению за серединой, что делает его, с моей точки зрения, очень полезным для последователей любых боевых искусств, хотя он и не уникален, и аналоги существуют во многих школах, в том числе и в Шоу Дао.

Основным принципом Пуш Хендза является постоянное изменение выполняемых действий. Всё начинается с выполнения определённой формы, с которой, как по касательной от круга, слетает атака одного из партнёров. Второй партнёр должен мгновенно уловить перемену и изменить свои действия соответствующим образом. После выведения из равновесия одного партнёра другим, упражнение начинается сначала, т.е. с начальной формы.

Попытаюсь описать основы ведения "поединка" в Пуш Хендзе. Наверняка читатели, узнают знакомые принципы, а те, кого беспокоит встреча с намного более сильным противником, смогут найти для себя кое что полезное.

1. Абсолютная расслабленность при работе. Расслабленность помогает развить в себе способность слушать руками движения противника. Мысль и энергия связаны, как иголка с ниткой. Энергия течёт туда, куда течёт мысль. Подумав о движении, человек посылает энергию в определённые части тела, как бы создавая заранее "энергитического двойника". При определённой тренерованности можно научиться ощущать движение противника до того, как он его совершил.

2. Несопротивление действиям противника. Состояние воды. Нажмите на воду рукой, и она уступит, разойдётся, уступив Вам место для падения. Этот принцип вытекает из предыдущего, требуя от исполнителя абсолютной расслабленности. Следовать этому в условиях активности противника черезвычайно сложно, велико искушение ответить напряжением на любое действие партнёра, который, владея умением мгновенно измениться и отвечая расслабленностью на Ваше усилие, может обречь Вас на моментальное поражение.

3. Следование усилию вытекает из предыдущих двух. Необходимо научиться безошибочно определять направление усилия противника, следуя его Чи и используя его энергию против него. Например, при направлении усилия противника в грудь прямо и немного вниз быстрое опустошение груди именно в этом направлении создаст состояние "вакуума", в которое Ваш противник может провалиться при неосторожном движении, в то время, как попытка сдвинуться немного вверх окажет сопротивление руке партнёра и даст ему точные координаты расположения Вашего центра в данный момент. Подводя итог трём описанным принципам скажу, что ЕСЛИ Я НЕ МОГУ ОДОЛЕТЬ ПРОТИВНИКА ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ОН НАМНОГО СИЛЬНЕЕ И ПРИМЕНЯЕТ СИЛУ В МЕДЛЕННОМ СПАРРИНГЕ - ЭТО МОЯ ОШИБКА!

4. Спонтанность движений, импровизация. Невозможно заранее предугадать ход событий, поэтому вся работа строится на импровизационном подходе. Любое действие вытекает из предыдущего. Кроме того, намеренная неподготовленность снижает вероятность "чтения" Ваших намерений подготовленным противником.

5. Изменение движения является очень важным и находит своё проявление во многих действиях. Самым главным применением его является умение постоянно сдвигать собственный центр с линии атаки противника. Следует заметить, что понятие "Центр" относится не к анатомическому ориентиру, а энергетическому центру человека.

Представте cебе поверхность воды, на которой лежит шарик от настольно тенниса. Теперь попытайтесь погрузить его в воду, используя кончик указательного пальца. Шарик начинает постоянно смещаться в сторону, делая Ваши попытки безрезультатными. Подобное действие должен совершать каждый из партнёров, постоянно уводя свой центр с линии атаки противника.

Другим важным проявлением принципа перемены является работа руками. Один партнёр проводит любое действие, будь то атака или защита, скажем, правой рукой, но натыкается на сопротивление противника. Не прерывая атаки, он продолжает движение, но уже в другой точке левой рукой. Наткнувшись на сопротивление там, действие передаётся назад правой руке. Такая отработка помогает представить себя в виде воды. Вода не сопротивляется; если на неё нажмёшь, она уступит, а отойдёшь, она займёт предоставленное место, она найдет малейшее отверстие где бы оно ни было, готовя удобные условия для решающего хода.

6. Сохранение баланса. Этот принцип можно поставить во главе всех остальных и назвать его целью боевых искусств. Потеря баланса проявляется не только в боевых искусствах, но и в жизни вообще.

Прежде всего я хочу указать на состояние внешнего баланса. Достигается это состояние за счёт балансирования одного тела относительно другого. Типичным примером может быть дерево, упавшее на другое стоящее дерево или лестница, приставленная к стене. Даже 2 книги, поставленные "домиком" на столе, находятся в балансе. Но уберите одну книгу, и вторая упадёт на стол. Конечно, упав, она обретает другой баланс, но такая идея не очень понравится работающему на лестнице человеку... В боевых искусствах проблема дисбаланса является типичной ошибкой практикующих. Возникает она в основном из-за привычного ожидания инертности противника и сопротивления в его действиях, а проявляется сопротивлением действием противника и "зависанием" на нём. Но любая попытка использовать противника как опору с надеждой на его сопротивление приведёт к тому, что партнёр может мгновенно изменить движение, оставив потерявшено баланс товарища без опоры, чем и занимаются последователи Пуш Хендза. С другой стороны, не всякое сопротивление и зависание означает потерю баланса. Оба этих подхода успешно применяются последователями Шоу Дао. Также во многих других школах, в частности, в Ба Гуа, существует принцип "перемещающегося корня", который учит, что невозможно вывести из равновесия человека, у которого этого равновесия нет. Но об этом мы поговорим отдельно.

Другой тип баланса я назову внутренним балансом. Подойдите к толстому дереву, нажмите на него руками. Нажмите сильно, потом резко отпустите... Что-то изменилось? Ничего. Дерево сохраняет внутренний баланс, оно не потеряло равновесие, и в его планы не входит борьба с Вами. Очень часто в жизни мы оказываемся втянутыми в ситуации противоборства психологическому усилию и моментально отвечаем давлением на давление.

Давайте проведём опыт с партнёром. Станьте прямо или в любую стойку. Поднимите немного согнутую в локте руку до уровня груди, направьте ладонь прямо от себя. Попросите партнёра небыстро, но достаточно сильно нажать Вам на ладонь по направлению к Вам. Итак, задача партнёра - давить на ладонь, Ваша задача - держать внутренний баланс... Неожиданно для Вас партнёр убирает свою руку. Что произошло с Вами? Останетесь ли Вы на своём месте, как дерево, или упадёте, как это делает книга из предыдущего примера?

Методам выработки внутреннего баланса уделяют много внимания различные школы. Знаменитое упражнение "несгибаемая рука" в Айкидо тоже применяет методы достижения баланса. В Пуш Хендзе такое состояние достигается при помощи развития чувствительности к действиям противника и способностью мгновенно реагировать на любые его действия, как это делает вода. Тестовое упражнение с партнёром, описанное выше, можно успешно применять и для тренеровки, придумав различные его варианты.

И, наконец, последний штрих. Вступая в поединок, мы часто пытаемся нейтрализовать направленное против нас усилие своим усилием, чем создаём для себя неблагоприятную ситуацию. Перенеся своё внимание наружу, мы, таким образом, сдвигаем свой энергетический центр по направлению своего усилия, нарушая внутренний баланс и делая себя крайне неустойчивыми. Опираясь на скалу, всегда следует помнить, что она может в любой момент превратиться в воду, открывая достаточно места для падения и оставляя незадачливого бойца, в лучшем случае, в состоянии крайнего разочарования.

Евгений Сухоруков
Ссылка

« Основа гимнастики Цигун | Техника: Ядовитая Рука. Цигун »