Сон и сновидения. Лама Оле Нидал.

Сон и сновидения. Лама Оле Нидал.

Чтобы усиливать опыт того, что все явления подобны снам, в течение дня мы выполняем фазы построения и соединения с Буддами в медитации. Это весьма облегчает понимание того, что вещи не реальны. Сначала мы позволяем всему раствориться, потом строим чистую вселенную, соединяемся с ней, а затем мы и всё остальное исчезает, чтобы в конце появиться так, как вы того хотите: вы являетесь, естественным образом, господином вашей вселенной. Ничто в ней не навязано извне, всё в ней зависит от вас.

Таким образом, в течение дня мы получаем всё больше навыков преобразования явлений. Затем, ночью, мы отдыхаем в Ясном Свете, являясь пространством и открытостью. Из него, собственно, мы можем заглядывать в то, что делается в снах. Мы можем наблюдать различные картинки и явления, видеть, как они появляются и исчезают, можем с ними работать, можем решать, хотим ли воспринимать их серьёзно или игнорировать, – всё это в наших силах. Проникновение в сновидения, таким образом, также не опасно – вы просто постепенно входите со всех сторон в состояние осознавания во сне и видите, что там делается.

Природа сна – это прекрасный учитель, который очень многое показывает. Вы можете вкладывать в сны пожелания, которые позже будут приносить пользу в течение дня. Перед засыпанием вы можете, например, сконцентрироваться на обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на том, что вы хотите сделать всех счастливыми, и так далее. И если вы программируете ум таким образом перед тем, как заснуть, то он будет вести себя соответственно. Если же, наоборот, вы ложитесь спать, охваченные гневом, завистью, злостью или чем-то в этом роде, то это программирует вас противоположным образом.

Вы можете так работать с вашим сознанием-хранилищем и помещать в него впечатления, которые принесут потом пользу другим и вам самим. Сон является, следовательно, нашим большим другом, мы должны только знать, чем он является, и иметь ключи к этому состоянию. Использование их нужным образом - это большой шанс для ума, для наших возможностей, который поистине даёт нам очень многое.

Вопрос: Я очень часто видела в детстве один и тот же плохой сон. Помню, что в нём было много спичек. Иногда их было постоянное количество, и тогда я очень боялась, а иногда - всё меньше, и тогда я просыпалась с мыслью: «Уф, осталась только одна или две». Что это могло означат? У меня никогда не было никаких других кошмаров, кроме этого.

Ответ: Это было, вероятно, связано с какой-то угрозой для жизни. Я уверен, что это впечатление из предыдущей жизни. Может, например, ты должна была тянуть жребий, кто должен будет умереть или сделать что-то опасное, подобно русской рулетке. Мало спичек означало, что ты в безопасности, а если их было много всё время, то это было опасно. Например, в Китае происходило много таких историй, связанных с убийством людей. Солдаты ставили крестьян в шеренги и распарывали им животы или ломали позвоночник, если они были слабыми для работы. Это могло быть что-то в этом роде, какие-то воспоминания.

Вопрос: Что ты мог бы сказать о снах пополудни? Они мне кажутся полными пространства.

Ответ: Думаю, что эти сны пополудни являются, на самом деле, разновидностью медитационного состояния. Если вы засыпаете пополудни на минуту, то это, скорее, состояние осознавания и понимания того, что в этот день происходило.

Вы знаете, что я всё время работаю. Труднее всего мне тогда, когда я должен переходить от письменного к устному немецкому. После того как целый день пишу, переход от письменного языка к разговорному, даже в рамках одного и того же языка, английского или немецкого, приводит к тому, что иногда я не могу использовать его достаточно умело. Лучшее, что я могу сделать в этой ситуации, - это уснуть на минутку. В это время я вижу много очень разных снов. Достаточно пяти минут, чтобы опуститься ниже уровня снов. Тогда в какой-то момент происходит что-то важное, и через минуту я снова просыпаюсь. Моя бабушка делала нечто подобное. Это было во времена, когда ещё не было будильников. Она очень много работала и имела привычку засыпать ненадолго с тяжёлой связкой ключей в руке, которую держала над металлической миской. В тот момент, когда она засыпала, ключи выпадали из её руки и падали в миску. Этот звон немедленно будил её, совершенно освежённую. Это – вопрос достижения того момента, когда всё растворяется в пространстве, и снова есть достаточно свободы. Я сам замечаю разницу в своих лекциях, если нахожу время немного вздремнуть перед этим. Ясно, что любовь тоже очень хороша, но когда нет на это времени, я засыпаю на минутку и затем могу дальше работать. Достаточно на мгновение опуститься ниже уровня мыслей, в пространство. Это как нажать клавишу на компьютере – сразу вся информация расходится в Интернете, и всё становится упорядоченным. Собственно говоря, это не сон, а медитация. Мы должны осознавать, что происходит; в противном случае это не отличается от обычного подсознательного расслабления. Осознавание в таком состоянии - на самом деле, самое трудное в медитации. Многие мои ученики могут уверенно покоиться в Ясном Свете ночью, но осознавать, когда переходишь от дневного осознавания к осознаванию в снах, - это могут делать только лучшие йогины. Сначала наступает момент перехода, а потом мы остаёмся в этом ясном состоянии. Это очень трудно. Если сознание плавно переходит к состоянию, в котором появляются сны, а потом так же из этого состояния выныривает, то это идеально.

Вопрос: Ты сказал, что в третьей фазе сны касаются будущего. Интересно, кто или что знает о моём будущем? Не ум ли это, изменяющий видение с относительного уровня на абсолютный?

Ответ: Это тоже очень хороший вопрос. Когда снится будущее, что, вероятно, случалось с каждым из вас, то возникает вопрос, кто о нём знает. Например, я всегда определённым образом вижу вещи в пространстве. Я не воспринимаю их абстрактно, как какие-то математические уравнения, но просто вижу их в пространстве. Так работает мой ум: я воспринимаю поток прошлого и настоящего, имею какие-то представления о будущем. Этот поток все мы видим в том времени и месте, где сейчас находится наши тела, с которым связаны чувственные впечатления и мысли, но мы забываем, что этот поток - внутри неограниченного океана ума. Благодаря сильным чувствам, таким, например, как желание приносить пользу всем существам (как это происходит в случае практики гадания «Мо» или «И Цзина»), можно выйти за рамки тела и места, превзойти личностный уровень. С этой перспективы возможно увидеть, что произойдёт, что уже случилось, и так далее. Это, собственно, «туда» я попадаю с помощью моих «Мо». Я тогда знаю: «Я должен сейчас сосредоточиться», «Им нужно помочь», или «То, что я обнаружил, - правда». Я просто знаю это. Это возможно потому, что в этот момент я - вне обычного потока. Хотя людям это трудно понять, и я часто слышу вопрос: «Ты говоришь, что у нас есть свобода выбора; как же возможно познание будущего?».

Это нужно понимать на двух уровнях одновременно. С одной стороны, мы совершенно свободны, и чем больше мы делаем хороших вещей, тем больше у нас этой свободы. Но независимо от того, сколько её у нас есть, в какой-то момент в будущем что-то произойдёт. Пользуясь «Мо», можно заглянуть в этот момент. Делая это, я стараюсь только увидеть, какие общие тенденции будут тогда преобладать. Именно так действует интуиция – это никоим образом не ограничивает нашей свободы.

Вопрос: Чем определяется то, что происходит до того момента?

Ответ: Двумя вещами: во-первых, нашими тенденциями и привычками, и, во-вторых, окружением, в котором мы находимся, влиянием извне. И, наконец, в-третьих - свободной волей, нашим способом видения ситуации. Так или иначе, чем больше вы делаете хороших поступков, тем больше у вас свободы выбора. Это подобно тому, что вы стоите в открытом поле и можете делать всё, что хочется. Но чем больше вы совершаете вредных действий, тем меньше можете выбирать. Это можно сравнить с тем, что вы сидите в узком коридоре, и выходы для вас заблокированы со всех сторон. В лучшем случае вы можете выползти на крышу, выскочить в окно или спуститься по водопроводной трубе. У вас нет почти никакой свободы действий. Короче говоря, это определяется нашими привычками, внешними условиями и, наконец, свободным выбором.

Вопрос: Как действует карма в снах и можно ли её в них создавать?

Ответ: Прежде всего, нужно знать, что карма не является такой прочной в снах, как наяву, потому что в них участвует только ум, в то время как наяву мы используем тело, речь и ум, и во всём, что происходит, принимают участие также другие люди. И тогда впечатления - более устойчивы. С другой стороны, что бы ни происходило, всё приносит какое-либо следствие, поскольку любое действие формирует привычки в уме. Есть такая давняя история, рассказанная, по-моему, Александрой Дэвид-Неэль. Одной христианке приснилось, что дьявол хочет с ней переспать. Она согласилась со словами: «Это - только сон, развлечёмся». Похожий сон был у одной буддистки. Её домогался какой-то демон, однако она подумала: «Это может оставить отпечатки в моём уме». Таким образом, даже если что-либо имеет место только в уме и тут же проходит, в нём остаются определённые отпечатки.

С другой стороны, если мы научимся видеть вещи как сон, тогда всё будет освобождаться само по себе. Это действительно так. Это необычайно важно. Видение того, что вещи освобождаются сами по себе, совершенно. Это значит, что вы уже больше не должны бороться с негативными или странными мыслями, со всякими внутренними проблемами, - вы просто видите это всё как зверинец, покидающий ваш ум. Вы видите задницы всех этих животных, а не их морды. Вы знаете, что больше их не увидите, и говорите им, как гостям после плохого приёма: «Пока, больше никогда сюда не возвращайтесь». Вы избавляетесь от всего этого, и это - действительно прекрасное состояние.

Вопрос: Что ты можешь сказать о состояниях медитации, во время которых есть осознавание, хотя и не хватает ясности. Должны ли мы тогда постоянно стараться вернуть концентрацию?

Ответ: Всё лучистое и ясное, как алмаз, является хорошим. Нёндро и другие практики мы делаем для того, чтобы заполнить ум наибольшим количеством положительных впечатлений. Когда мы позже медитируем на сам ум, «входим в него», мы ощущаем его как лучащийся и ясный.

« 1 2 3 4 »

« Телепатия и наука. Открытие в понимании мозга. | Практическая астрология. »