Сибирский шаманизм.

Сибирский шаманизм.

Сибирский шаманизм - уникальное явление. Вместе с этим сами сибиряки зачастую имеют весьма смутное представление о содержании этой части культуры коренных народов Центральной и Северной Азии. Само слово "шаманизм" пришло к нам из тунгусского (эвенкийского) языка и имеет в нем значение "тот, кто знает". Во многом отношение к шаманизму у современного россиянина строится на тех немногочисленных упоминаниях о нем из курса школьной истории, детских сказках, слухах, домыслах и пр. Результатом таких отрывочных знаний становится стереотипный, упрощенный взгляд на эту сторону культурной жизни. Цель данной статьи - предложить читателям несколько иной взгляд, могущий стать основанием для более пристального внимания к проблемам коренных народов Сибири.

Миф первый - шаманизм примитивен

Шаманизм - примитивная вера экономически отсталых, диких, нецивилизованных народов. Обычно когда мы говорим это, то сравниваем шаманизм прежде всего с европейской цивилизацией и берем ее в качестве эталона. В разные исторические периоды подобными эпитетами со стороны Европы удостаивались Ближний Восток, Китай, Япония. Однако же в настоящий момент мало кто сомневается в высоком уровне цивилизации народов, проживающих на этих территориях. Отмечают их специфичность, подчеркивают их особенности менталитета, культуры и отношения к жизни. Еще в начале ХХ века Г.Лебон разделил народы по шкале "примитивные - цивилизованные". Однако в настоящий момент провести четкую грань между ними не предоставляется возможным.

Если за точку отсчета взять экономическое благосостояние народа и сравнить его плюсы и минусы, вывод покажется не столь очевидным. История нефтяной трубы в Восточной Сибири - "Транснефти" - яркий тому пример. Нужно ли такое экономическое развитие региона, когда на противоположной стороне весов лежит риск утраты той среды обитания, в которой выросли и от которой зависит жизнь народов Восточной Сибири? Осознание необходимости собственного отношения к жизни, а не навязанного Европейскими ценностями, постепенно формирует новое отношение к проблеме межкультурных коммуникаций. Экологические проблемы, накапливающиеся во всем цивилизованном мире, позволяют говорить и низком уровне знаний (примитивности?!) этой цивилизации относительно взаимодействия человека и природы.

На более частном уровне можно задать вопрос: "Автомобиль в сравнении с лошадью - показатель цивилизации? Или показатель ее отсутствия?". В рамках европейских ценностей без сомнения это показатель. Он дает нам возможность более быстрого перемещения в пространстве и, отличии от лошади, экономит время в уходе за ним. Поэтому нужно заменить лошадь машиной. Однако вместе с лошадью мы теряем значительную часть нашей жизни и человечности. Мы рассматриваем автомобиль как средство передвижения, как вещь.

Лошадь - это живое существо, которое имеет свои потребности, переживания, с которыми необходимо считаться. Человеку, чтобы установить контакт с животным (лошадь это, или собака), необходима внутренняя самодисциплина. Это не только дисциплина относительно кормления и соблюдения чистоты, но и дисциплина чувств. Умение прочитать потребности животного, с пониманием отнестись к ним - основа человеческого сострадания. Машина не предполагает такого контакта. Соответственно поводов проявить его у современного человека меньше. Таким образом, приобретая в практичности, человек теряет в человечности.

Примитивность можно рассматривать как простоту концептуальных построений, низкий уровень абстракции. В отношении к шаманизму это выглядят как очевидные "глупости", о которых говорят шаманы и их последователи: мир населен духами (которых никто в глаза не видел), они - источник всех бед и несчастий, а также и приобретений (глупость, бред, наивность) и пр. Однако с атеистической точки зрения в этом положении находятся все другие религии. То же самое можно сказать о постулатах взятых на веру, в качестве аксиом любой религиозной конфессии, вне зависимости от национальности, географического положения, истории.

Атеизм в этом плане также можно рассматривать как веру. Веру в то, что Бога нет (как наивно так думать с точки зрения православного). Здесь проблема возникает из-за рассмотрения вопроса со стороны и изнутри явления. А если точнее в способе переработки и описания опыта. Каждая конфессия использует свой язык в структурировании личного опыта каждого из членов. Это все равно, что спорить о том, как называется это животное: кошка, cat, chat или как-то по-другому. В частности: есть некий путь религиозного становления. На этом пути имеются нужные, не нужные и лишние элементы. Каждая конфессия какие-то из них называет, описывает, другие опускает или противопоставляет первым. Их подбор во многом зависит от тех базовых, основных аксиом взятых на веру. Именно их не понимание, не умение выделить в своем индивидуальном опыте, ставит под сомнение опыт представителя другой конфессии.

Еще один пример из истории. С точки зрения конкистадоров инки были дикарями и людьми примитивными. Это дало им основания для решения о захвате их земель и поголовной христианизации, не вдаваясь в тонкости их воззрений (все ересь). В настоящий момент мы открываем множество загадок этого народа, мы можем только предполагать о назначении тех или иных культовых сооружений и пр. Причина отнесения их к примитивным видится в недостаточной осведомленности пришельцев.

Соответственно, вопрос примитивности в этом ракурсе снимается вопросом непонимания и недостатком осведомленности в шаманизме. Если брать внешний критерий: системность, структурность и иерархичность взгляда на мир шаманизма и других конфессий, то вопрос осведомленности остается актуальным (Сколько миров описывает шаманизм? Сколько миров верхнего мира? А нижнего? Какова иерархия шаманских духов? Каковы их имена и роли? и пр.). Шаманизм по сложности систем не уступает мировым религиям.

Еще один аспект примитивности - социальный. Здесь можно выделить еще два мифа: миф о примитивности (неполноценности, патологичности) шаманов-служителей и миф о примитивности его последователей.

Миф второй: о неполноценности и патологичности шаманов

Миф о патологичности возник вместе со становлением такой науки как патопсихологии. В разное время ученые усматривали в поведении шаманов эпилепсию, энцефалопатию, истерию, просто психическую неустойчивость, нервные болезни и пр. Во многом эту точку зрения подтверждали рассказы самих шаманов о так называемой "шаманской болезни". Однако при более внимательном рассмотрении существует ряд черт, не вписывающихся в рамки такого подхода. Например, значительное число патологических симптомов наблюдали в состоянии транса, в повседневной же жизни они не были столь заметны.

Исследователи отмечают, что во время шаманского камлания шаман был в полном своем облачении, вес которого мог достигать 20 кг. Ритуал для выздоровления больного проводился в юрте и мог длиться всю ночь. В течение этого времени шаман танцевал, бил в бубен, бегал по жилищу, прыгал, читая заклинания при свете огня. В то же время по данным тех же исследователей видимые хаотические движения при дополнительной 20ти килограммовой нагрузке должны были бы закончиться полным разгромом внутреннего убранства жилища, однако этого не происходит. Значит, их осознание происходящего настолько четко, а движения столь рассчитаны, что фактически опровергает предположения об их медицинской несостоятельности.

При исследовании психологических особенностей шаманов оказалось, что их память и способность самоконтроля явно выше средних. Часто они являются носителями устного эпического творчества. Так поэтический словарь якутского шамана включает в себя более 12000 слов, тогда как общеупотребительный язык составляет 4000 слов. Количество употребляемых слов косвенно говорит о богатстве внутренней жизни. Лексикон шамана способен передать в словах (а значит осознать) больше опыта.

Миф третий: о примитивности последователей шаманизма

Для обывателя вера в одухотворенность неживой природы по меньшей мере странна. Однако в своей повседневной жизни человек часто невольно начинает относиться к окружающим его предметам как к живым. Часто это можно наблюдать когда мы имеем дело со сложными техническими приборами или механизмами, принцип действия которых нам представляется недоступным для понимания: "Ну почему он не работает? Давай! Давай же! Ну сколько можно: Ну-ка, быстрей заработал!!!: и пр.". В наших словах нет-нет да и промелькнет слово по отношению к неживому объекту как к живому. Шаманизм в этом плане просто более последователен и отфильтровывает в своем опыте именно те случаи, которые иллюстрируют одухотворенность неживого мира.

С другой стороны, многие вполне образованные люди - высшее образование (а то и два), высокий социальный статус, приличный доход - в Сибири на природе, в дороге останавливаются на местах почитания эжинов-хозяев местности. Кто монетку бросит, кто конфету, кто ленточку повяжет или брызнет алкоголя дабы "побурханить". Получается как в известном анекдоте с подковой. Фактически в течение совместной жизни с коренными народами пришельцы постепенно усваивают их модели поведения. В настоящий момент в сибиряке соединено без особых противоречий и православие, и буддизм, и шаманизм, и мусульманство, и передовые достижения.

1 2 »

« Аромат успеха. Фен-Шуй. | Костоправство. Мануальная теропия. »