Сарасвати.

Сарасвати.

Сарасвати - это Шакти, сила или супруга творца вселенной Брамы.

Отсюда она - прародительница - или матерь всего творения. Буквально Сарасвати означает текущая. В «Ригведе» она представляет реку и божество, ею управляющее. Поэтому она связана с плодородием и очищением. Вот некоторые из имён, описывающих её: Шарада (дающая существование), Вагишвари (властительница речи), Брахми (жена Брамы), Махавидья (высшее знание) и т.д. Вполне очевидно, что концепция Сарасвати, развившаяся позднее в мифологической литературе, здесь уже присутствует. "Текущая" может символизировать речь, если её рассматривать аллегорически. Совершенная речь предполагает силу и интеллект. Поэтому Сарасвати представляет собой силу и разум, из которых исходит организованное творение.

Она считается воплощением всех знаний: искусств, наук, ремёсел и мастерства. Знание прямо противоположно тьме невежества. Поэтому она рисуется чисто белого цвета. Поскольку она представляет все искусства, науки и ремёсла, она должна быть необыкновенно красивой и изящной.

Одетая в белоснежные одежды, восседающая на лотосе, она в своих четырех руках держит вину (инд. лютню), акшамалу (чётки) и пустаку (книгу). Эти символы встречаются наиболее часто, однако есть несколько вариаций. Другими предметами .могут быть: паша (петля), анукша (стрекало), падма (лотос), тришула (трезубец), чакра (диск), шанкха (раковина) и т.д. Иногда её изображают пятиликой и восьмирукой и т.д., нередко даже трёхглазой или с синей шеей. В последнем случае - это Махасарасвати, аспект Дурги или Парвати. Хотя ничего не говорится о том, есть ли у неё своя собственная вахана (ездовое - животное), часто с ней ассоциируют хамсу (лебедя), вахану Брамы. В популярной мифологической литературе и на изображениях в, качестве её ваханы выступает павлин.

В символическом плане, будучи супругой творца Брамы, она представляет силу и разум, без которых невозможно упорядоченное творение. Для того чтобы показать, что эта разумная сила является огромной, и абсолютно чистой, она рисуется ослепительно белой. Обычно четыре её руки символизируют всепроникающую силу, распространяющуюся беспрепятственно по всем направлениям.

Поскольку она является богиней знания, вполне естественно, что в руке: она держит книгу. Книга представляет все области светского знания. Простое интеллектуальное знание без сердца, не пропитанное высшими чувствами и эмоциями, является таким же сухим, как песочная пыль. Поэтому в её руках вина (лютня), на которой она играет, чтобы показать необходимость развития изящных искусств. В правой руке она также держит акшамалу (четки), что символизирует все духовные науки или йогу, включая тапас (аскетизм), медитацию и джапу (повторение священного имени). Держа книгу в левой руке, а четки в правой, она явно учит нас, что духовные науки, являются более важными, чем мирские.

Павлин с его прекрасным оперением символизирует мир во всей его славе. Поскольку тяга к миру уводит с пути стремящегося к богу, павлин на самом деле означает авидъю (невежество или незнание). С другой стороны, лебедь, который, как считается, способен отделять молоко от воды, означает вивеку (мудрость, различение), и следовательно, видью (истинное знание). Хотя известно, что только, видъя, или паравидья (духовное озарение) могут дать нам мокшу: (освобождение), не следует пренебрегать и знанием мирских наук и искусств. Как говорит «Ишавасья-упанишада» (11): "Мы преодолеваем голод и жажду посредством мирских наук, только после этого мы можем достичь бессмертия через науки духовные." Именно для того, «чтобы научить нас этой истине, матерь Сарасвати избрала в качестве своих вахан лебедя и павлина!

‹ Йога и Женское Начало. Целительные средства Фен Шуй. ›

« Мистицизм звука. Неслышимая жизнь. | Музыка Карнатака - медитация в звуке. »