Роберт Боснак. В мире сновидений.

Роберт Боснак. В мире сновидений.

Что касается индивидуальной работы со сновидениями, я, как правило, считаю полезным прибегать к драматургическим эффектам (см. раздел "Путешествие начинается"). Вообразите себе, что анализируете сновидение с кем-то, кто должен концентрировать ваше внимание на образах и задавать вам вопросы. Если в связи со сновидением возникают однозначные мнения, спросите себя: "А кто это говорит? Который из внутренних голосов выражает это убеждение?" Ответом может быть; "Это звучит, как мое материнское (отцовское) космическое "Я". Задавая такой вопрос, вы часто обнаруживаете, что образ "Я" в сновидении нередко идентифицируется с аналогичным типом голоса. Освободившись от такой идентификации, вы сможете посмотреть на тот же сон под другим углом. В противном случае каждый сон будет смотреться с точки зрения привычного "Я", что превращает работу со сновидениями в чрезвычайно скучное занятие. Для примера рассмотрим следующий сон:

Я стою у окна и вижу, что на улице насилуют женщину.

Я не хочу смотреть и отворачиваюсь. Позади меня стоит какая-то женщина, которая считает то, что происходит на улице, совершенно нормальным и ничуть этим не шокирована.

Первая реакция проснувшейся: "Это насилие - какой ужас! Что-то в моей жизни происходит непоправимое!" От этой реакции она начинает анализировать сновидение, но дальше ощущения, что в ее жизни происходят какие-то неблагоприятные изменения, не продвигается. Это рождает чувство паники.

Когда она представляет сновидение для анализа в нашу группу, у всех возникает совершенно однозначная реакция: ей необходима защита. При более детальном рассмотрении мы идентифицируем эту реакцию группы с ощущениями матери маленького ребенка которого обидели ни за что. Она стремится защитить своего малыша от большого враждебного мира взрослых. Здесь мы попадаем в тупик: такая идентификация не дает нам двигаться дальше. И только лишь тогда, когда внимание наше привлекает женщина, стоящая на заднем плане и считающая изнасилование вполне нормальным явлением, дальнейший анализ сновидения становится возможным. Раскрывается комплекс матери-ребенка, который чуть не исчез в недрах сновидения, и становится ясно, что исследуемая изо всех сил старается сохранить свое невинное и наивное отношение к жизни. Она создает свой искусственный мир, в котором может быть мягкой и приятной. А мир вокруг себя она ощущает как нечто жестокое и зловещее. Сон указывает на потерю ею нежной девственности, на разрушение одностороннего образа, созданного ею самой.

Делая собственный анализ сновидения, исследуемая, как и остальная часть группы, идентифицировала себя с матерью-защитницей, стремящейся уберечь ее от всех зол внешнего мира. До тех пор, пока факт такой идентификации не признается, никакого прогресса в работе с этим сновидением достичь невозможно, независимо от того, ведется ли работа самостоятельно или в группе.

Нам очень часто слышится внутренний голос, способный доказать, что опять все не так и что вот это сновидение показывает, какую глупость вы совершили в очередной раз. Комплексы вины начинают наслаиваться один на другой особенно быстро как раз тогда, когда вы уже чувствуете себя совершенно несчастным. Когда это случается, не забывайте спрашивать себя: "Кому принадлежит этот голос?" Старайтесь также почувствовать, в каком месте вашего сна вы теряете интерес к происходящему, когда практически засыпаете, на какой стадии вас охватывает смертельная скука. Это узловые точки сопротивлений. И задача внутреннего партнера состоит в том, чтобы еще и еще раз обратить ваше внимание на эти точки. Вы должны постоянно слышать его голос: "А теперь давай еще раз вернемся к образу твоего сна".

Так же, как и при работе с другими, вы должны регулярно анализировать те специфические черты, которые со временем приобретает ваш внутренний партнер. Вы, например, можете обнаружить, что он становится слишком придирчивым или превращается в ребенка. Тогда и в анализе всех ваших сновидений будет преобладать либо комплекс вины, либо ощущение детской непосредственности, и толкования станут чрезмерно односторонними.

В основе работы со сновидениями лежит искусство перевоплощения. Это как пьеса, в которой приходится играть самые разные роли. Дело в том, что сновидение само по себе является продуктом (как его когда-то называли - tНeatrum рsycНicum) театра внутреннего мира. Когда воображение тонко выписывает всех действующих лиц, когда поднимаются яркие образы-декорации, когда на сцене появляются эмоции - открывается занавес и начинается сон.

Перевод с английского Андрея БУТЕНКО

« 1 2 3 4 5 6 7

« Дэвид Лофф. Из чего состоят сны. | Дэвид Лофф. Наиболее распространенные типы сновидений. »