Роберт Боснак. В мире сновидений.

Роберт Боснак. В мире сновидений.

ГЛАВА 2

ТЕКСТ СНОВИДЕНИЯ

Теперь, когда мы уже знаем, что между сновидением и записью его на бумаге существует большая разница (не меньшая, чем между заметкой в газете и реальным событием, которое в ней описывается), давайте займемся непосредственно текстами сновидений.

Вот вы положили на столик ручку, включили ночник, чтобы можно было писать при свете, заснули и вам снится сон. Он не растворяется в вашем сознании, и вам удается быстро записать его среди ночи. На следующее утро вы ясно вспоминаете некоторые его образы (однако не все), иные не восстанавливаются даже при чтении текста, наскоро набросанные в полусне. Такие наполовину забытые сновидения, частью состоящие из образов, которые нетрудно "пережить" повторно, а частью - из отпечатавшихся в сознании событий прошлого и осколков забытых снов - явление нередкое.

Как можно использовать тексты сновидений? Я считаю, что сновидение - это живая реальность, некий психический организм, существующий в пространственной форме. Все элементы образа сновидения важны для него в равной степени, и, потеряв даже один из них, мы теряем весь образ.

Образ сновидения - это сложная структура. Давайте для начала проанализируем образ сновидения одной из моих пациенток, которую назовем Стелла: "I`m a рrisoner inaрlane wНicН Нas glass bottom" (Я - пленница в самолете, у которого стеклянный пол). Этот вступительный образ текста сновидения состоит из пяти элементов. I, рrisoner, рlane, glass, bottom (Я, пленница, самолет, стекло, пол). Все они присутствуют в сновидении одновременно, и между ними могут образовываться самые различные связи.

Слова рlane и bottom имеют двойные значения: рlane означает "самолет" и "уровень", а bottom - "нижняя часть", "пол", "лоно". Так как все эти значения присутствуют в языке, на котором говорит Стелла, их также надлежит включить в общий контекст толкования сновидения.
Мой плен существует в том понимании, что я свысока смотрю на мир, лежащий у моих ног, но попасть в него не могу - он за стеклом.
Я как пленница в этом самолете со стеклянным полом, я хочу убежать.
Те высокие сферы, в которых я витаю, от низменного мира отделяет непреодолимая преграда - стекло. Я ничего не могу сделать, я - пленница этого состояния.
Моя летящая душа обречена на одиночество.
Даже когда мое лоно летит, спасаясь бегством, я чувствую себя пленницей. Я - пленница этого бегства от половой близости.

Я пытаюсь скомпоновать новые образы из элементов анализируемого сновидения. Я тасую их как колоду карт и постепенно проявляются переносные значения, образовываются отдельные метафоры. Так "сырой" текст сновидения обрабатывается до тех пор, пока на его основе не сформулируется единая метафора сна. При этом должны учитываться и все характерные признаки каждого элемента образа. Необходимо выяснить, какие ассоциации вызывает тот или иной из них у человека, видевшего сон. Спросив, например, "Что вам приходит в голову, когда вы думаете о самолете?", в ответ вы можете услышать: "На прошлой неделе я летал домой", или - "Когда я был маленьким, я боялся летать", или "Мой дядя - летчик". Подобные ответы - результат образования ассоциативных сетей, скрепленных прямой или косвенной связью с образом сновидения.

Поиски ассоциаций - один из важнейших аспектов работы со сновидениями. Так выясняются связи между увиденным образом и повседневной жизнью.

Конечно, в основе всех личных ассоциаций лежат слова, но каждое из них при этом обладает еще и собственным полем значений, которые обычно с ним ассоциируются. Закончив анализ личных ассоциаций, можно перейти к рассмотрению этих полей.
Я - образ собственного "Я", с которым я обычно себя отождествляю, через посредство которого реагирую на внешний мир и которым, как правило, себя считаю;
Пленница/плен - закрыть, запереть, ограничивать в чем-либо, оказаться в ситуаци, из которой нет выхода, замуровать, определить, преградить доступ, замкнуться в себе;
Самолет/уровень (рlane) - летать по воздуху, высокая скорость, хитроумный механизм, приводить в движение контролируемым взрывом, удаленный, бежать от чего-либо; уровень, плоскость, поверхность, двумерный;
Стекло - разделение, почти невидимое для глаза, наблюдать за кем-либо, не боясь быть увиденным, видеть, но не ощущать, непосредственно не участвовать в ходе событий; прозрачный, хрупкий;
Пол (bottom) - нижняя часть, низкий, граница между верхней и нижней частью чего-либо; половые органы, лоно.

Этот образ сновидения создает впечатление об образе "Я" как о замкнутой в себе, ограниченной в своих действиях личности; она смотрит на "нижний" мир и чувствует свою уязвимость перед ним; она не ощущает своей причастности к повседневному течению жизни; ей недоступна грубая жизненная сила - это хрупкое создание в страхе бежит даже от собственных несмелых мыслей о физической близости; ее связь с приземленной реальностью настолько слаба, что может прерваться в любой момент.

Упражнение 9

СОЗДАЕМ КОМБИНАЦИИ ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ СНОВИДЕНИЯ

Постараемся создать из отдельных элементов сновидения (Я, пленница, самолет/плоскость, стекло, пол/лоно) как можно больше комбинаций. Только что вы познакомились лишь с одним из многих возможных вариантов такого рода. Чем больше времени вы этому уделите, тем ярче станет образ сновидения. Выполните это упражнение в письменной форме, и пусть написанный таким образом текст станет основой для толкования всего сновидения, отправной точкой которого был приведенный выше образ.

Вот как выглядит запись всего сновидения, сделанная Стеллой:

Я - пленница в самолете со стеклянным полом - мы падаем - отказало управление - я прошу двух женщин, сидящих рядом со мной, взяться за руки и начать медитировать. Одна так и делает. Неотвратимая смерть не страшит нас.Мы приземляемся - много людей - какие темные личности - кто-то кивает мне, давая понять, что то, о чем я думаю, правда: мы им нужны как женщины. Одна из нас находит мужчину поприличней (по-моему, в военной форме) и идет с ним спать. Она же находит партнера и для меня. Он в белом - как Аль-Хуанг - кажется, доктор. Он мне нравится - я ему тоже. Он улыбается. С ним легко. Мне не страшно. Я говорю, что сначала должна помыться - это не так просто - вода хлещет во все стороны - я мочусь на деревянный пол душевой - не закрывается кран и т.д. Кто-то за мной приходит. Я боюсь, что он будет на меня кричать - мы мылись слишком долго - мы идем его искать - он у себя в комнате на три или четыре этажа выше (мы видим, что там горит свет).

Одна из целей работы со сновидениями - поиск связей между образами сновидения и личной жизнью того, кто его видит. Так, элементы одиночества и бегства в первоначальном образе сновидения Стеллы представляют собой отражение ее реальной жизни. Четыре года назад Стелла разорвала отношения со своим мужем. В сексуальном плане замужество было очень активным. После развода она жила одна и в половую близость ни с кем не вступала. Сейчас ей немногим более сорока. Мы работаем с ней уже два года. Уйдя от мужа, она стала преподавать в колледже.

Вступать в интимные отношения Стелле мешало чувство некоторой отчужденности. Интимной жизни у нее не было. Она занимала все свое время преподаванием и учебой, по нескольку часов в день предаваясь медитации. Нет сомнения, что ее сновидение отражает состояния человека, которому "низменный", повседневный мир недоступен: слишком высоко парит его душа. Стелла только наблюдает за этим миром из-за стекла. В тех возвышенных сферах, где она существует, у нее нет с ним непосредственного контакта (стеклянный пол). Но вот - крушение. Состояние полета, видимо, создает у нее ощущение контроля над происходящим, ибо в тот момент, когда полет переходит в падение, у Стеллы появляется чувство "потери управления".

Прежде чем идти дальше, давайте вообразим следующую картину: вы летите в самолете, и вдруг самолет начинает падать. Что вы чувствуете при этом? Вся жизнь летит вверх тормашками - управление потеряно. Катастрофа. Как высоко падать! Смерть!

Образ "Я" в сновидении Стеллы - само спокойствие и безмятежность. Я бы назвал это сверхспокойствием. Образ "Я", как правило, - это составляющая привычного сознания. Другими словами, в нем отражаются привычные для человека реакции и взгляды. В случае со сновидениями, однако, этот образ нельзя отождествлять с человеком, видящим сон, так как во время сновидения сон и тот, к кому он приходит, составляют единое целое. А ведь сон - это сон, а не привычная реальность. И сознание "Я" - лишь составляющая мира сновидений и человека, в них "живущего".

« 1 2 3 4 5 6 7 »

« Дэвид Лофф. Из чего состоят сны. | Дэвид Лофф. Наиболее распространенные типы сновидений. »